Сербский патриарх Порфирий, вручая томос об автокефалии архиепископу Охридскому Стефану (Веляновскому), не предполагал какой негатив это вызовет в греческом мире. Фото с сайта www.spc.rs
В Стамбуле 12 июня была совершена первая после 55-летнего перерыва совместная литургия Константинопольского (Вселенского) патриарха Варфоломея с духовным лидером не так давно признанной церковью Северной Македонии архиепископом Охридским и Македонским Стефаном (Веляновским). За несколько дней до этого, 9 июня, глава Константинопольского патриархата вручил главе Македонской православной церкви – Охридской архиепископии (МПЦ-ОА) Акт о принятии Охридской архиепископии «в литургическое и каноническое единство». Правда, Веляновский рассчитывал на большее. Он прибыл в Турцию с надеждою получить из рук Варфоломея томос об автокефалии своей церкви.
Примечательно, что у македонца на руках есть аналогичный документ. Веляновский 5 июня уже получил один томос – из рук патриарха Сербского Порфирия. Охридский архиерей грамоту принял, но тут же объявил ее «промежуточным документом». «Мы надеемся, что урегулирование церковного вопроса страны будет достигнуто путем издания томоса об автокефалии всесвятейшим Вселенским патриархом Варфоломеем в соответствии с его канонической и исторической юрисдикцией. Сербский документ всего лишь своего рода подтверждение, что наша церковь готова и достойна получить автокефалию», – пояснил он в интервью греческому изданию To Vima. «Вселенский патриарх был очень снисходителен, отказываясь от своих прав, чтобы внести общее удовлетворение и мир в межправославные отношения. Но то, что было предложено, не было окончательно согласовано и не было принято и объявлено действительным общеправославным решением. Вселенский патриархат – единственная церковь, которая, согласно традиции, выдает такой документ», – заявил Веляновский.
Долгое время Сербская церковь не признавала самопровозглашенную в 1967 году независимость отделившейся от нее Македонской православной церкви (МПЦ). В начале мая с.г. в сербском городе Ниш прошли переговоры между патриархом Порфирием и архиепископом Стефаном. А 9 мая патриарх Варфоломей неожиданно признал македонскую церковь канонической с новым названием – Охридское архиепископство – и восстановил с ней евхаристическое общение. При этом в заявлении стамбульского синода утверждалось, что именно сербский патриарх должен будет разрешить все «административные вопросы» о статусе МПЦ. Порфирий медлить не стал. Он тут же созвал Собор и признал каноничность македонцев, затем совершил первое совместное богослужение с духовенством МПЦ и наконец подготовил и выдал томос об автокефалии Охрида.
Сразу после этого на сербского первоиерарха посыпались упреки со стороны греков в том, что он «пренебрег многовековой традицией». «То, что он первым выдал томос об автокефалии, напоминает российскую тактику. Шаг патриарха Порфирия еще больше усложнил ситуацию в мировом православии. Таким образом он поставил под сомнение юрисдикцию Вселенского патриархата как единственного компетентного церковного органа для предоставления автокефалии и создает проблемы для статуса церкви Северной Македонии. Именно Сербская церковь долгое время – открыто или неявно – стоявшая на стороне Русской церкви, первой подняла вопрос о церкви Северной Македонии, когда один из ее иерархов объявил в начале мая, что патриархия Сербии готова предложить решение проблемы церкви Северной Македонии», – пишет греческий портал Orthodox Times.
Сербы демарш Веляновского никак не прокомментировали, зато возмутились в Болгарской православной церкви. Митрополит Неврокопский Серафим (Динков) заявил: «В вопросе признания автокефалии Македонской церкви – Охридского архиепископства Болгарская церковь должна отстаивать историческую истину. Охридское архиепископство создано и носит это имя с добавлением к нему – болгарское и для болгар. И так было на протяжении очень долгого исторического периода. Мы испытываем горечь из-за конфликта, в котором замешаны интересы Болгарской православной церкви». Недовольным осталось и священноначалие Элладской церкви. На заседании Синода 8 июня они не только осудили действия патриарха Порфирия, который, по их мнению, не имел права давать томос об автокефалии, но и выразили возражение против того, что, выдавая документ о независимости, Порфирий использовал термин «Македонская церковь», а не «Охридская архиепископия». По мнению элладских синодалов, Македония не может быть нигде, кроме Греции.
Патриарх Варфоломей усугублять ситуацию с выдачей СПЦ томоса Македонской церкви не стал и ограничился только Актом о каноническом единстве с ней. Однако вечером 8 июня он принял в своей резиденции президента Черногории Мило Джукановича. Последний мечтает получить автокефалию для своей Черногорской церкви, которая была образована в 2000 году, выйдя из состава СПЦ, но пока не признана ни одной из поместных церквей. В том числе и Вселенским патриархатом.
комментарии(0)