Митрополит Иларион (Алфеев) выстраивает отношения с архиепископом Кипра Хризостомом II. Фото с сайта www.mospat.ru
Последние действия и высказывания председателя Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) митрополита Илариона (Алфеева) могут свидетельствовать о том, что дипломатия Московского патриархата настроена на возможное восстановление отношений с родственными по вере греками. При этом папа Римский, несмотря на демонстративную сбалансированность позиции Ватикана, остается для РПЦ опасным чужаком.
В выпуске программы «Церковь и мир» на канале «Россия 24» от 21 мая Алфеев рассказал об итогах своего участия в предассамблее Всемирного совета церквей, прошедшей в последний весенний месяц на Кипре. Здесь собиралась православная часть ВСЦ. Общаясь с собратьями по восточному христианству, Иларион попросил их «не выносить сор из избы» на обозрение коллег-протестантов, которые также участвуют в этой экуменической организации. В полном составе ВСЦ должна собраться осенью в Германии.
Представители православных церквей прислушались к митрополиту из Москвы. Они приняли довольно расплывчатую резолюцию, не предполагающую прямое осуждение России за специальную военную операцию в Украине. Тем более не было коллективной обструкции Московского патриархата. Иларион не остался в долгу. «Я не думаю, что мы должны их считать врагами», – сказал Алфеев о взаимоотношениях с Константинопольской, Александрийской, Кипрской и Элладской церквами, осложнившихся после признания ими Православной церкви Украины (ПЦУ). «Я склонен к тому, чтобы воспринимать это как временные трудности, которые православная церковь обязательно преодолеет. Раньше или позже будет найдено некое всеправославное или межправославное решение, которое позволит уврачевать эти нанесенные телу всемирного православия раны и восстановить полноценное общение между церквами», – сказал митрополит.
Он особо отметил посреднические усилия «хозяина» собрания – архиепископа Кипра Хризостома II. Духовный лидер православных киприотов, по словам Алфеева, лишь из-за плохого состояния здоровья в 2020 году не смог довести свою миссию до ощутимого результата. «Тем не менее, я думаю, с его стороны это было действительно искреннее желание помочь в той ситуации, когда раскол еще назревал и когда, наверное, его еще можно было преодолеть», – сказал митрополит Иларион.
В той же телепередаче Алфеев заговорил и о Ватикане, миротворческие усилия которого в отношении конфликта России и Украины были особенно заметны в марте-апреле. Папа Римский Франциск даже хотел поехать в Москву, чтобы поговорить с президентом РФ Владимиром Путиным. Однако ближе к концу мая активность понтифика на этом дипломатическом треке пошла на убыль. Эвакуация за рубеж украинских бойцов из «Азовстали», в которой папа хотел посредничать, так и не произошла. Состоялся тот вариант разрешения ситуации, на котором настаивала российская сторона: украинцы сдались военнослужащим РФ и ДНР, а не уехали в качестве «героев» в третью страну. Вероятно, Москва проигнорировала предложения Ватикана, потому что в понимании Кремля Святой престол, представляя себя нейтрально настроенным арбитром, все же действовал в интересах коллективного Запада. В «патриотических» российских Telegram-каналах папу Римского причисляют к евро-атлантической элите, что в этом сегменте сетевой публицистики приравнивается к стратегическому противнику.
Ватикан все же продолжает придерживаться показного нейтралитета. Не дождавшись приглашения в Москву, папа отправил в Киев госсекретаря архиепископа Пола Ричарда Галлахера. Но сам Франциск в Украину не едет. И высказываний против России не допускает. Надо сказать, что это универсальная стратегия нынешнего понтифика. Скажем, он высказывается за поддержание отношений с Китаем, несмотря на то что в эти дни в Гонконге находится под арестом оппозиционный кардинал Иосиф Чэнь Жицзюнь.
РПЦ тоже нашла свой повод для упрека Ватикану. Папа Франциск 11 мая встретился с женами бойцов запрещенного в России украинского батальона «Азов», тех самых военных, тогда еще не сдавшихся в Мариуполе. Почему-то среди группы гостей понтифика оказался Петр Верзилов (признан в РФ иноагентом). У РПЦ с Верзиловым свои счеты: он был продюсером группы «Pussy Riot», которая в 2012 году организовала «панк-молебен» в московском храме Христа Спасителя. Митрополит Иларион даже направил папе письмо, в котором рассказал, как церковь относится к этому деятелю. По мнению Алфеева, встреча преемника святого Петра с Верзиловым оказалась «очень большим соблазном» для верующих.
Обижен Московский патриархат и на то, что папа вдруг объявил: его встреча с патриархом Московским и всея Руси Кириллом в Иерусалиме, о которой ходили разговоры последние полгода, так и не состоится. Понтифик дал интервью итальянской газете «Carriere della Sera». В словах папы чувствуется раздражение действиями главы РПЦ. В частности, Франциск сказал, что Кирилл во время их онлайн-общения в марте долго зачитывал по бумажке оправдания российской спецоперации в Украине. Подобные признания тоже обидели русских иерархов. ОВЦС выпустила специальное «разъяснение», в котором выразила сожаление «некорректной тональностью» папских слов. В передаче «Церковь и мир» 21 мая митрополит Иларион заявил об ухудшении отношений РПЦ и Ватикана. «Такие сложные периоды бывали в нашей новейшей истории неоднократно, и мы через них проходили», – сказал Алфеев.
Еще недавно казалось, что конфронтация внутри православного мира, разделившая русских и греков, бескомпромиссна, а единственным христианским духовным лидером, не высказывающим враждебности к РПЦ, остается папа Франциск. Возможно, в этом сложном переплетении межконфессиональных отношений верх одерживает все же фактор общности веры, а не геополитический расклад, диктуемый соперничеством государств. Лидер «латинян» оказывается большим «соблазном» для русского православия, чем греческое духовное сообщество, хотя за его спиной и стоят, как уверяют в Московском патриархате, западные, враждебные России «центры силы».
комментарии(0)