Митрополит Онуфрий (Березовский) пытается маневрировать в попытках сохранить УПЦ МП в ее нынешнем виде. Фото с сайта www.church.ua
Чиновники и политики Украины обрушили гнев на Украинскую православную церковь Московского патриархата. Причиной стало заявление Синода УПЦ с предложением организовать всеукраинский церковный Собор для обсуждения будущего этой религиозной организации. Синодалы пожаловались властям на преследования со стороны чиновников и несправедливую конкуренцию со стороны Православной церкви Украины (ПЦУ).
По следам этого демарша Государственная служба Украины по этнополитике и свободе совести заявила, что претензии УПЦ МП противоречат законодательству. Глава комитета Верховной рады по вопросам гуманитарной и информационной политики Никита Потураев рассказал о запланированном на конец мая обсуждении «антипатриотической роли» УПЦ МП. Несколько законопроектов о ликвидации «церкви, имеющей духовный и административный центр» в России, лежат в украинском парламенте, хотя их рассмотрение и отложено. Политическая партия «Европейская солидарность», возглавляемая экс-президентом Петром Порошенко, предложила ввести санкции против патриарха Кирилла и РПЦ.
Однако в заявлении Синода только пристрастный взгляд может обнаружить выпад против украинского государства или украинских патриотов. Наоборот, синодалы в очередной раз декларируют свою лояльность официальному Киеву, осуждая специальную военную операцию России. «Украинская православная церковь полностью разделяет боли и страдания украинского народа», – говорят епископы. Одна из последних публикаций на официальном сайте религиозной организации – о том, как священнослужители УПЦ МП совершают чин отпевания погибших украинских военнослужащих из разных регионов Украины, в том числе западных. Недавно митрополит Киевский и всей Украины Онуфрий (Березовский) присоединился к кампании по спасению заблокированных на территории «Азовстали» в Мариуполе украинских военнослужащих. Митрополит обратился к президенту России Владимиру Путину.
Синод учредил новый монастырь и назначил его наместника в Симферопольской епархии, хотя она находится вне контроля официального Киева. В Херсонской епархии назначили нового викария. Возможно, решения Синода по Крыму и Херсону имеют демонстративный характер. Ведь Московский патриархат даже после начала спецоперации не изменил своему решению 2014 года оставить епархии Крыма в составе Украинской церкви. За прошедшие восемь лет после изменения статуса полуострова РПЦ не раз повторяла, что перевижение госграниц не влияет на административно-территоральное устройство церкви. И теперь не делается никаких попыток изменить юрисдикцию церковных приходов в Донецке, Луганске, Херсоне и Запорожской области.
Но вот в чем руководство УПЦ МП держится до последнего, так это свои корпоративные интересы. Заседание 12 мая провели под портретом патриарха Кирилла, а в заявлении осудили любые «неканонические действия». Между строк синодального документа «вопиет» призыв не смешивать лояльность Московскому патриархату с отношением к официальной Москве как политическому центру.
Среди причин начала военных действий Синод УПЦ МП называет политику Петра Порошенко и «разрушительную идеологию так называемой Православной церкви Украины», созданную при активном участии предыдущего президента. Вероятно, на этот выпад и отвечает «Европейская солидарность» предложением санкций против главы РПЦ. Но даже защищаясь, синодалы прибегают к патриотической риторике, выставляя именно своих оппонентов-порошенковцев вредителями государственного масштаба. «Считаем, что преступные действия, направленные против Украинской православной церкви, имеют признаки подрывной и диверсионной деятельности и являются следствием бездействия Государственной службы Украины по этнополитике и свободе совести, призванной регулировать межрелигиозные отношения в Украине.
Считаем недопустимыми попытки запретить деятельность Украинской православной церкви. Любые решения о запрете нашей церкви и ограничении прав ее верующих преступны и нарушают Конституцию Украины. Такие действия можно квалифицировать не иначе как акт национального самоубийства», – читаем в заявлении.
Свой ответ на эти обвинения дала Госслужба по этнополитике и свободе совести. «Обращаем внимание, что все религиозные объединения Украины вправе обжаловать в установленном законодательством порядке решения органов местной или центральной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, – говорится в коммюнике украинского ведомства. – Несогласие с решениями не дает никакого права и ни в коей мере не может служить оправданием для унижения чести и достоинства духовенства и верующих другого религиозного объединения Украины». Тем самым чиновники «вернули» епископам УПЦ МП их замечания об антиконституционности действий оппонентов.
В свою очередь, партия «Европейская солидарность» считает «предательским» в заявлении Синода УПЦ МП то, что там возлагается ответственность за провоцирование конфликта между Россией и Украиной на предыдущую украинскую власть. Кроме того, политики считают «диверсией» попытки, как они считают, использовать противоречия между Порошенко и нынешним президентом Владимиром Зеленским. Действительно, очень контрастно выглядят упоминания о «мудрости» Зеленского на фоне яростной критики его предшественника и конкурента на политическом поприще. «Синод РПЦ в Украине фактически повторил нарратив Кремля», – утверждают в «Европейской солидарности».
Связь УПЦ МП с Россией будет обсуждаться депутатами Рады в конце мая, пообещал Никита Потураев. Причина депутатского «суда» – «руководящий орган» этой церкви располагается в Москве. По результатам слушаний должны быть сформулированы рекомендации органам исполнительной власти и правоохранителям. Также, возможно, будут приняты решения на законодательном уровне, отметил депутат. «Но этот вопрос серьезный. Мы точно не хотим давать врагу лишние основания обвинять нас в очередной чепухе, в очередных вымышленных преследованиях каких-то общественных групп. Поэтому мы четко будем отстаивать интересы государства, национальной безопасности и обороны, но будем делать это таким образом, чтобы враг не имел шанса поносить Украину лишний раз», – добавил Потураев.
На таком фоне УПЦ МП заявляет о твердом намерении бороться за свое выживание. «Еще один вопрос, который в последнее время многих беспокоит, касается будущего Украинской православной церкви. Священный синод констатирует, что на сегодняшний день этот вопрос является предметом церковного обсуждения. В некоторых епархиях проходят собрания духовенства, которое выражает свою позицию. Информация поступает предстоятелю Украинской православной церкви. Священный синод в целом положительно оценивает возможность основательного и всестороннего обсуждения любых вопросов церковной жизни, поскольку именно в этом проявляется соборная природа православной церкви», – говорится в заявлении Синода. Он объявил о созыве верующих и священнослужителей всей Украины, чтобы обсудить проблемы, которые возникли с началом спецоперации России.
Проблем этих немало, и они ставят церковь на грань выживания. Множатся случаи перехода общин и передачи храмовых зданий в ПЦУ. В Московском патриархате уверены, что это происходит под давлением властей и националистически настроенных активистов. Эта уверенность подтверждается тем, что в некоторых районах Украины местные власти по собственной инициативе запрещают деятельность УПЦ МП. Так произошло в городах Кагарлык и Бровары Киевской области, а также в Конотопе Сумской области и в Городке Львовской области. В самом Львове одна из общин подвергается угрозам.
От епископов давно требуют перестать молиться за патриарха Московского и всея Руси. Некоторые рядовые клирики и верующие идут дальше и предлагают вообще разорвать отношения с РПЦ. В некоторых епархиях на уровне священников уже происходит отказ от поминовения патриарха, но епископы пока не отказываются от этого символического свидетельства связи с РПЦ. Объявляя о созыве Собора, синодалы подчеркнули, что «процесс должен проходить без нарушения церковного порядка». То есть предупредили, что никакие решения Собора не должны пересечь красную линию, которой становится вопрос о разрыве отношений с РПЦ. Более того, вероятно, не предполагается иного формата автономии, чем тот, который уже давно обозначен Москвой. Скажем прямо, эта автономия довольно условна. Лишь в последнем заседании Синода РПЦ представители УПЦ МП, в том числе митрополит Онуфрий, не участвовали ни очно, ни даже по удаленной связи. В то же время до сих пор никто не дезавуировал намерение украинских епископов принять участие в Архиерейском соборе, который намечен на конец года.
При всем этом остается непонятным, как удастся собрать делегатов всех епархий УПМ МП, учитывая то, что 14 из них оказались в зоне боевых действий. Некоторые находятся под контролем российских войск, некоторые в Крыму. А большая часть – на территории, подконтрольной Киеву и Вооруженным силам Украины. Как делегатам преодолевать линии огня? Вероятно, УМЦ МП намерена разрешать эти проблемы по мере изменения ситуации, но предсказать даже ближайшее будущее не может никто.
комментарии(0)