В последнее время заседания Cинода все больше напоминают селекторные совещания патриарха с подчиненными. Фото с сайта www.patriarchia.ru
Стиль руководства Русской православной церковью становится все более непредсказуемым. Одно за другим проходят дистанционные заседания Синода, заранее не анонсируемые, скоротечные, принимающие решения, которые изумляют даже тех, кто многое повидал в церковной жизни. Патриарх Кирилл общается с епископами по удаленной связи, сидя в пустой комнате, под собственным портретом, и это больше напоминает селекторное совещание, чем коллегию равных. Возможно, на содержание таких собраний влияет форма, продиктованная санитарными ограничениями, но более вероятно, что стиль управления отражает кризисную ситуацию в РПЦ.
Одним из самых лаконичных и неожиданных по результатам оказался Синод 8 ноября. Синодалы оставили после себя коротенький журнал всего из нескольких параграфов. На этот раз епископы отдали часть собственных полномочий патриарху. «Первый среди равных» предложил – и подчиненные не смогли отказаться. Вердикт касался «необходимости внесения в уставы (положения) синодальных и иных общецерковных учреждений поправки, согласно которой патриарх Московский и всея Руси вправе в исключительных случаях своим указом: освободить руководителя синодального учреждения от занимаемой должности; назначить (освободить от должности) исполняющего обязанности руководителя синодального учреждения». Согласно уставу РПЦ, управление церковью осуществляется патриархом и Синодом. Патриарх единолично управляет Московской патриархией, то есть канцелярией. Большей частью административных структур распоряжается Синод во главе с патриархом. Такие организации называются синодальными учреждениями. Они «создаются или упраздняются по решению Священного синода», их «возглавляют лица, назначаемые Священным синодом», гласит устав. Подобный порядок отражает «соборное», коллегиальное начало в церкви, заложенное решениями Поместного собора 1918 года.
«Закручиваются гайки в государстве – закручиваются гайки и в церкви, – комментирует «НГР» происходящее доцент, старший научный сотрудник Высшей школы экономики Борис Кнорре. – Нервозность власти, желание купировать возможные протесты отражается на желании патриарха все контролировать, быстро принимать решения без совещания с членами Синода. Нужно иметь в виду, что патриарх в своих речах фактически транслирует так называемую «мобилизационную модель» развития общества, так как постоянно подчеркивает необходимость подвига, жертвы, чрезвычайного напряжения человеческих сил не как ситуационного кратковременного шага, а как нормы жизни. А в рамках мобилизационной модели управление должно быть единоличным. Возможно, это связано с желанием нейтрализовать чье-то непокорство, которое может произойти – а патриарх все-таки стареет». «Люди, находящиеся на руководящих постах в церкви, все время находятся в состоянии невротического страха, что их сменят. Такова атмосфера, и патриарх ею тоже заражен», – считает эксперт.
По мнению заместителя директора Института Европы РАН Романа Лункина, «решение Синода узаконило ситуацию, при которой отделы и иные учреждения Московской патриархии представляют собой личное ответственное правительство патриарха Кирилла». «Концентрация исполнительной власти в руках главы РПЦ происходила постепенно в ходе административных реформ епархий и центрального аппарата, – напоминает «НГР» эксперт. – Можно сказать, что ранее система синодальных отделов была больше похожа на малоуправляемое коалиционное правительство, куда разные церковные кланы и партии выдвинули своих представителей. Конечно, эта система была неэффективна. Теперь Синоду остались общие вопросы управления церковью, в основном назначения и снятия епископов разных уровней. Хотя патриарх сам, без Синода, уже снимал провинившихся епископов. Но эти решения все равно утверждал затем Синод». Сравнивая устройство церкви с политической системой, Лункин предполагает, что «стоит ожидать формирования нового кабинета министров Кирилла». По мнению религиоведа, «патриарх недоволен положением дел и образом церкви в обществе».
Кнорре отмечает, что истоки единоначалия можно обнаружить еще в первые годы патриаршества Кирилла, начавшегося 2 февраля 2009 года. Религиовед вспоминает, опираясь на свой опыт работы в Отделе религиозного образования и катехизации, что «патриарх проявлял желание досконально все контролировать, иметь подробные сведения о каждом сотруднике и, соответственно, право утверждать или не утверждать работающих в синодальных отделах сотрудников».
Между тем вбрасываются версии, что главе РПЦ готовят замену уже в скором будущем и именно это заставляет Кирилла лишать возможную епископскую фронду последних административных рычагов. На просьбу «НГР» прокомментировать вероятность такого развития событий Кнорре ответил, что «вряд ли сегодня можно что-либо исключать касательно кадровых изменений в РПЦ». «Учитывая степень лояльности церкви по отношению к государству, готовности выполнять любые пожелания сверху, нельзя исключать, что и пожелание смены патриарха могут быть исполнены. Такое в истории не раз бывало. Государство тоже привыкло к этой лояльности, и по идее, если РПЦ дальше пожелает развивать те или иные альянсы с государством, то надо снова повышать планку послушания – но дальше уже некуда. Отсюда дополнительная нервозность», – считает эксперт.
Практически все заседания Синода последних полутора лет, которые проходили в экстраординарной обстановке сеансов онлайн-связи, заканчивались отставками и перемещениями епископов с кафедры на кафедру, сменой начальников различных церковных структур.
Вот и 8 ноября наряду с передачей дополнительных полномочий патриарху Синод принял важные кадровые решения. Со своей должности был снят председатель Финансово-хоязйственного управления (ФХУ) Московского патриархата архимандрит Илия (Руднев). Он также перестал быть и.о. гендиректора художественно-производственного предприятия «Софрино» . Архимандрит не получил никакого нового назначения, а просто вернулся к себе в Валаамский монастырь. И.о председателя ФХУ стал иеромонах Ермоген (Бурыгин), которого освободили от должности исполняющего обязанности заместителя управляющего делами Московской патриархии. В своей предыдущей должности замуправделами иеромонах пребывал всего-то с 28 мая.
Руднев был назначен и.о. директора «Софрино» в минувшем июне и побил рекорд скоротечности управления церковным предприятием по производству свечей и утвари. Вообще с 2018 года сменилось уже пять руководителей «Софрино», с тех пор как был уволен многолетний руководитель предприятия Евгений Пархаев. Эта кадровая неразбериха наряду с наблюдающейся чехардой в перемещениях епископов с епархии на епархию пока что не с лучшей стороны показывает способность патриарха управляться со своим «кабинетом министров» административно-командными методами.
Когда нынешний глава РПЦ восходил на патриарший престол, много говорилось о планах развивать соборность, коллегиальность в церкви. Кирилл создал специальные совещательные учреждения, прежде всего Межсоборное присутствие. То, что происходит сегодня, кажется, перечеркивает первоначальные устремления патриарха.
«Межсоборное присутствие в начале своего формирования и функционирования действительно вносило элементы соборности, было институтом, способствующим соборным началам в церкви, – размышляет Кнорре. – В какой-то момент туда были включены богословски образованные миряне. Они есть там и сейчас, но, насколько я знаю, за это время произошел идеологический отбор по принципу лояльности власти, церковной и государственной, и идеологии». «Сами идеи реформ Кирилла, в особенности расширения социальных функций церковных приходов, были весьма перспективными и дававшими поводы для воодушевления, но в дальнейшем по большей части они оказалось ширмой, – признает религиовед. – Не удалось реализовать программы, которые озвучивал патриарх, так как параллельно с попытками расширения социальной функции приходов происходили реформы, усиливавшие полномочия епископов по формированию приходских церковных советов, происходили регулярные ситуации, когда община оказывалась бессильна защитить окормлявшего ее настоятеля прихода от директивного отстранения со стороны епископа». Кнорре привел также в пример идею патриарха Кирилла создавать ставки для работы профессионально подготовленных специалистов-катехизаторов и социальных сотрудников в церковных общинах. «Но это оказалось почти везде фикцией, – рассказал эксперт. – Даже центральные храмы приглашают молодежь читать лекции, как говорится, «во славу Божью», как правило, не оплачивая их труд либо не гарантируя постоянной оплаты, а делая разовые вознаграждения без какой-либо гарантии. «Не только соборности не получилось, но и о профессионализации если и можно говорить, то лишь на уровне синодальных отделов, но не на приходском уровне. На соборность пагубно влияет тот факт, что ведь даже образованные члены общины, выполняющие катехизаторские функции, не обладают правовым статусом и могут быть отстранены единолично настоятелем», – резюмирует эксперт.
Секвестр соборности, который происходит то ли по причине, то ли под предлогом пандемии коронавируса, выражается еще и в том, что с ноября с.г. на май 2022 года перенесен Архиерейский собор. Да и то расширенное собрание иерархов состоится, только если улучшится эпидемическая обстановка, говорят представители РПЦ. А пока - мобилизационный режим и практически единоличное управление церковью.
комментарии(0)