На фото Антон Шандор Лавей. Фото wikipedia.org
В России признана экстремистским материалом «Библия Сатаны». Основанием стала экспертиза в СПбГУ по запросу УФСБ, а инициаторами в официальном сообщении объединенной пресс-службы судов Санкт-Петербурга были указаны Министерство юстиции РФ и некая Дарья Вараксина. Именно она передала книгу в ФСБ для экспертизы.
Исследование показало, что в тексте имеются «признаки унижения чувств христиан», «поругание канонов Библии», а Бог в ней «сравнивается с трупом и бешеной собакой». «Автор говорит о себе и группе людей, поклоняющейся сатане, в превосходной степени. Оправдывается насилие и жестокость. Информация в форме призывов побуждает осуществлять насильственные действия по отношению к людям и животным. Форма повествования о смерти, убийстве является манипулятивной. Предлагается террор к слабым людям, недочеловекам, которых, по мнению автора, большинство», – заявили эксперты.
Хотя в экспертизе не указан автор сочинения, о нем сообщает справка на сайте издательства, выпустившего ту самую книгу. Речь об Антоне Шандоре Лавее, основателе так называемой Церкви Сатаны.
«Книга Лавея вышла в 1969 году и являет собой один из многочисленных манифестов контркультуры, – рассказал «НГР» эксперт в области новых религиозных движений Борис Фаликов. – Это, пожалуй, наиболее последовательная проповедь гедонизма. Лавей настаивает на том, что негоже подавлять естественные человеческие инстинкты, в какой бы сфере они ни проявлялись. Присутствует влияние Ницше, но в очень поверхностном «контркультурном» варианте. Гораздо заметнее влияние Айн Рэнд, недаром поклонники последней обвиняли Лавея в плагиате. В религиозном плане это не сатанизм, а атеизм, поскольку сатана рассматривается как символ раскрепощения инстинктов и о его объективном существовании (как и существовании Бога) речь не идет».
«Книга подвергалась критике со стороны консерваторов, но попытки запретить ее были безуспешны. Единственная удачная долговременная попытка была сделана в ЮАР, где она находилась под запретом с 1973 по 1993 годы», – отметил Фаликов. Одиозное сочинение и сейчас свободно распространяется в интернете: запрос выдал около 11 тыс. ссылок за 53 секунды. Объем текста невелик, меньше сотни электронных страниц. Очевидно, что 666 страниц издания, которое рассматривал суд, – банальный маркетинговый ход. Тираж крохотный и во всех смыслах символический – 166 экз.
Идеология Лавея, положенная в основу вероучения Церкви Сатаны, основана на «Сатанинской Библии» и второстепенных писаниях Лавея – «Сатанинских ритуалах» и «Совершенной ведьме». Она построена на последовательном отрицании западнохристианских теологии и антропологии. По сути, это доведенное до абсурда примитивное шаржированное христианство, вывернутое наизнанку, пародия на христианское учение.
1960-е годы в США были золотым веком для новой – и в первую очередь альтернативной – духовности. Тогда на плодородной почве хиппи, сексуальной, психоделической и культурных революций и моде на восточную экзотику новые культы и религии возникали сотнями.
Почитав разные жизнеописания, легко убедиться, что на самом деле Антон Лавей был одним из многих неприкаянных американцев послевоенной поры. Он перебивался, по собственным рассказам, то укрощением львов в цирковом зоопарке, то игрой на органе, а то и вовсе скудной зарплатой полицейского фотографа.
Ритуалы Церкви Сатаны – разработанные Лавеем и его сподвижниками обрядовые действия, направленные на разжигание сексуальности человека.
Главный из них, «черная месса», пародирует католическое богослужение, используя черные свечи, перевернутое распятие, обнаженное тело жрицы в качестве алтаря и тому подобное. Сам Лавей в «Книге Люцифера» пишет о «черной мессе» с ее хрестоматийными ужасами как о выдумке Католической церкви, необходимой для преследования реальных или выдуманных «дьяволопоклонников». В его главной книге есть «Девять сатанинских заповедей» – квинтэссенция «сатанизма». По сути, это лишь доведенные почти до карикатурности индивидуализм, эгоцентризм и социокультурный цинизм. Например, первая заповедь поощряет потворство вместо воздержания, четвертая и пятая напоминают о ветхозаветном принципе «око за око» вместо евангельского «подставь другую щеку». Седьмая указывает настоящее место человека на древе эволюции, восьмая поощряет «все так называемые грехи», поскольку они ведут к самым разнообразным удовольствиям. Наконец, девятая сообщает, что именно сатана поддерживал бизнес церкви все эти годы.
«Библия» Антона Лавея – органичное порождение западной, прежде всего американской протестантской культуры, бунтарская реакция на нее. И старомодный американский идеал белого протестанта, и его alter ego, карикатурный сатанист, одинаково чужеродны системе жизненных представлений и культурной среды среднестатистического россиянина. Если и есть у русских переводов одиозного сочинения Лавея деструктивный потенциал, то он крайне ограничен узкой социальной базой.
комментарии(0)