0
21728
Газета Факты и комментарии Печатная версия

20.04.2021 14:37:00

Последний из митрополитбюро

Происходит ли в РПЦ смена вех

Тэги: митрополит ювеналий, синод, московская митрополия, московская епархия, никодимовцы, никодим ротов, патриарх кирилл, рпц, московский патриархат, церковь


митрополит ювеналий, синод, московская митрополия, московская епархия, никодимовцы, никодим ротов, патриарх кирилл, рпц, московский патриархат, церковь Отставку митрополита Ювеналия предрекали давно, но все равно она произошла очень стремительно и драматично. Фото PhotoXPress.ru

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл удалил на покой одного из старейших архиереев РПЦ – митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова). Отход от дел 85-летнего иерарха означает конец целой эпохи, которая началась в Московском патриархате еще во времена СССР.

Прошение об уходе митрополит Ювеналий подал 14 апреля, на следующий день после заседания Синода, на котором, помимо прочего, было решено разделить Московскую епархию на пять административно-территориальных единиц в составе новосозданной Московской митрополии. Сам архиерей при этом утрачивал статус руководителя самой большой в РПЦ Московской областной епархии, которую Поярков возглавлял с 1977 года, и становился «владыкой» Коломенским. За ним оставались лишь некоторые, весьма ограниченные права в управлении Московской митрополией.

Патриарх с отставкой митрополита тянуть не стал. Уже через несколько часов после публикации документа председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда написал в своем Telegram-канале: «Патриарх с пониманием отнесся к прошению о почислении за штат, поданному высокопреосвященным митрополитом Ювеналием, старейшим членом Синода, одним из наиболее заслуженных иерархов нашей церкви, в течение стольких лет достойно исполнявшим многотрудные обязанности на разных поприщах церковного управления». 15 апреля на заседании Синода, прошедшем уже в удаленном формате, был назначен новый патриарший наместник Московской митрополии. Им стал экс-глава Белорусской православной церкви (БПЦ) митрополит Павел (Пономарев). Теперь он будет носить титул Крутицкий и Коломенский. Летом прошлого года, когда в Белоруссии прошли президентские выборы, Пономарев не смог или не захотел предотвратить участие священнослужителей в оппозиционном движении, за что поплатился кафедрой. В конце августа 2020 года он покинул Беларусь.

Таким образом, патриарх Кирилл остался единственным представителем учеников и выдвиженцев митрополита Ленинградского и Ладожского Никодима (Ротова) в Московском патриархате. Ротов и его последователи обозначили ту политику, которой придерживалась РПЦ без малого полвека.

Церковную карьеру митрополит Ювеналий начал в конце 1950-х. В 1959 году принял монашеский постриг от недавно вернувшегося из Иерусалима в тогдашний СССР архимандрита Никодима (Ротова). За несколько месяцев до этого (в марте) Ротов был назначен заведующим канцелярией Московской патриархии и (в июне) заместителем председателя Отдела внешних церковных связей (ОВЦС). Обе должности предполагали большую церковную власть и влияние. Постепенно вокруг Ротова стал складываться круг учеников и единомышленников. Среди них, помимо Пояркова, были Кирилл (Гундяев), бывший экзарх БПЦ митрополит Филарет (Вахромеев) (умер в январе с.г.), бывший митрополит Тверской и Кашинский Виктор (Олейник), митрополит Новгородский и Старорусский Лев (Церпицкий), архиепископ Клинский Лонгин (Талыпин), почивший в 2014 году, а также нынешний «раскольник», Киевский патриарх Филарет (Денисенко). Все вышеперечисленные при жизни Ротова (умер в 1978 году) сделали блестящую карьеру и занимали высокие церковные посты. Но с восхождением на патриарший престол Кирилла почти все, кроме Ювеналия, канули в Лету.

Поярков дважды становился одним из реальных претендентов на патриарший престол. В околоцерковных кругах утверждают, что в 2009 году он отказался выдвигать себя в качестве претендента на патриаршество в пользу митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Соперник нынешнего патриарха – Филарет (Вахромеев) перед заключительным туром голосования также снял свою кандидатуру в пользу Кирилла. Однако в 2011 году Вахромеев решением Синода был освобожден от должности председателя Синодальной библейско-богословской комиссии, а в 2013 году, в возрасте 78 лет, – отправлен на покой с кафедры в Минске. Еще один оппонент патриарха – митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин), который по итогам голосования на Поместном соборе набрал 169 голосов (против кирилловских 508) уже на Синоде в марте 2009 года был освобожден от обязанностей Управляющего делами Московской патриархии и постепенно перестал играть значимую роль в РПЦ.

Скорее всего именно то, что митрополит Ювеналий отказался участвовать в выборной кампании, спасло его от быстрой отставки. О том, что старейший в РПЦ архиерей может быть отправлен на покой, поговаривали уже давно. Утверждали, что он де-факто отстранен от управления Московской епархией. При этом в отличие от патриарха Кирилла, на время пандемии коронавируса удалившегося в скит, митрополит Ювеналий вел активный образ жизни, встречался с духовенством, служил литургии, посещал церкви и монастыри области.

«Ювеналий считался исторически наиболее близким из постоянных членов Синода к действующему патриарху. Он сыграл немалую роль в том, что Кирилл стал предстоятелем», – считает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. «Спрогнозировать его отставку было сложно. Есть разные сценарии отставок архиереев. Например, если взять двух таких постоянных членов Синода, как Киевский и Минский митрополиты, то уже при патриархе Кирилле Киевский митрополит Владимир (Сабодан), как известно, досидел до конца жизни на своей кафедре, несмотря на тяжелую болезнь, а Минский митрополит Филарет был отправлен на покой. Поэтому формально уйти Ювеналий мог в любой момент, тем более что он уже давно достиг 75-летия, возраста, при котором любой иерарх подает заявление об уходе», – пояснил в разговоре с «НГР» эксперт.

С другой стороны, добавляет политолог, то, что заявление от Ювеналия последовало сразу после заседания Синода, говорит о возможной обиде митрополита на патриарха Кирилла: «Если решения Синода спланированы и согласованы со всеми членами, то все происходит несколько по-другому. Например, когда создается митрополия и происходит реформа, то либо архиереи уходят перед этим и торжественно, с какой-нибудь церковной наградой. Хотя у митрополита Ювеналия есть уже, кажется, все возможные награды, на том же Синоде был учрежден новый орден Александра Невского, и его вполне могли бы дать Ювеналию. Или же архиерей уходит на покой позже. То есть он остается на посту еще некоторое время, так сказать, на переходный период, и помогает советами и опытом своим младшим коллегам, а потом, передав все дела, спокойно подает в отставку. А здесь уход на покой прошел в необычном формате, пришлось даже собирать еще одно удаленное заседание Синода, чтобы оперативно решать сложившуюся ситуацию. Думаю, если бы все было заранее согласовано, то все бы прошло иначе».

Алексей Макаркин уверен: решение архиерея было обусловлено не дроблением его вотчины, а кадровой политикой патриарха. «Конечно, Московская епархия была чуть ли не последней, которую не делили. Но обычно либо правящий архиерей сам определяет будущих кандидатов на новые выделенные епархии, либо, если у него отсутствуют в необходимом количестве кандидаты, это решается по согласованию с патриархом. А здесь, как я понимаю, все было решено непосредственно патриархом. Это видно из того, что как минимум две из пяти новых епархий возглавили люди из центрального аппарата церкви, а на еще одну епархию поставлен переведенный с Сахалина епископ», – сказал эксперт. Имеются в виду следующие назначения: главой Одинцовской епархии стал руководитель Административного секретариата Московской патриархии епископ Фома (Мосолов), заведовать Сергиево-Посадской епархией будет бывший первый заместитель председателя Финансово-хозяйственного управления Московского патриархата, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры епископ Фома (Демчук), а начальствовать в Подольской епархии станет бывший архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский Аксий (Лобов).

«Ювеналий – последний митрополит брежневской эпохи, – продолжает собеседник «НГР». – Тогда было совсем другое время, связанное с особой ролью митрополитов в церкви. При патриархе Кирилле роль митрополитов принизилась в связи с церковными реформами, созданием множества митрополий и т.д. А до, например, 1990 года, то есть еще до патриаршества Алексия II, митрополитов было мало. Их даже называли «митрополитбюро», потому что многие из них были постоянными членами Синода. Тогда вообще членов Синода было значительно меньше, чем сейчас, а уж постоянными, кроме патриарха, были только Крутицкий, Киевский и Ленинградский митрополиты. Тот же Минский Филарет до эпохи Кирилла не был постоянным членом Синода. Сейчас же в число постоянных входят аж девять митрополитов, а временных – пять. Известно, что чем больше людей занимают такие должности, тем меньше роль института». При этом не стоит думать, что «эпоха влиятельных митрополитов закончилась только с уходом на покой Ювеналия». «Это произошло гораздо раньше, вскоре после прихода патриарха Кирилла. А эпоха церковно-государственных отношений, которая пришлась на время, когда митрополит Ювеналий только стал постоянным членом Синода, и которая обозначилась тем, что РПЦ стала более влиятельным участником общественных процессов, – эта эпоха закончилась еще при Алексии II, после того как он благословил на инаугурации Бориса Ельцина», – заключил Макаркин.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Архиепископа Кентерберийского готовы искать среди женщин

Архиепископа Кентерберийского готовы искать среди женщин

Милена Фаустова

Церковь Англии накануне выборов  нового примаса

0
7824
Домоправители мира сего

Домоправители мира сего

Михаил Стрелец

Христианские конфессии дружно претендуют на этический контроль над разрешением проблем экологии

0
6129
Две судьбы русского православия в Прибалтике

Две судьбы русского православия в Прибалтике

Милена Фаустова

Эстония требует запрета «московской» церкви, а Латвия выделяет ей финансирование

0
6283
«Мигрантофобы» против миссионеров

«Мигрантофобы» против миссионеров

Анастасия Коскелло

В РПЦ отмечаются разногласия по отношению к гастарбайтерам

0
7347

Другие новости