Радикальные проповедники вроде Уильяма Барбера могут обратить всю мощь христианского популизма против либерального истеблишмента. Фото Reuters
Прошедшие выборы президента США показали результативность политической работы с верующими. Более 80 млн американцев проголосовали за Джозефа Байдена и более 73 млн – за Дональда Трампа. При этом, согласно октябрьскому опросу Pew Research Center, доля белых католиков, готовых проголосовать за Трампа, снизилась с июля с.г. на 11%, что в численном выражении составляет, учитывая разные данные о количестве католиков в стране, от 5,6 до 7,5 млн человек, то есть почти столько или больше, чем оказалось необходимым для победы демократов.
Лидеры ранее известной своей секулярной направленностью Демократической партии США начали присматриваться к способности религии организовывать массы около 20 лет назад. В настоящее время левое религиозное движение в Америке по своему размаху сравнимо с периодом движения за права человека и маршем Мартина Лютера Кинга на Вашингтон.
По сообщениям американской прессы, это движение будет играть особую роль во втором туре выборов в штате Джорджия, запланированном на январь 2021 года. Один из демократических кандидатов на пост сенатора Рафаэль Уорнок – пастор баптистской церкви Эбенезер в Атланте, ранее возглавлявшейся Мартином Лютером Кингом. Но в Джорджии сильны позиции консервативных евангеликов и католиков. Если демократам удастся взять оба места штата в Сенате, они сохранят за собой половину мест в верхней палате, что позволит им проводить реформы в либеральном духе, практически не оглядываясь на республиканцев.
«Уже долгое время существует активное и эффективное движение прогрессивного и ориентированного на справедливость духовенства, работающего в штате», – заявил пастор Билли Онор, глава направления по работе с религиозными группами проекта «Новая Джорджия», основанного демократами. «В течение почти четырех лет президент Трамп «вдохновлял» либерально ориентированных активистов на то, чтобы организовываться, проводить мобилизацию, протесты против его политических мер в отношении беженцев, лиц, находящихся в поисках убежища, и мусульман, против белых супремаcистов и повестки в области здравоохранения», – цитирует Washington Post сотрудника Religion News Service Джека Дженкинса.
Таким образом, Дженкинс, автор одной из наиболее полных работ о современном левом религиозном движении в США, сформулировал основные пункты либеральной повестки: защита мигрантов, меньшинств и реформа здравоохранения. Однако, как cчитает журналист, само левое религиозное движение активизировалось в США задолго до появления на политической арене Дональда Трампа.
Душой и организатором левой религиозной кампании стал Джон Подеста, глава аппарата Белого дома при Билле Клинтоне, впоследствии советник Барака Обамы и глава предвыборной кампании Хиллари Клинтон. Подеста, практикующий католик, неоднократно заявлял, что именно религия «делает его прогрессистом». Он борется с тем, что республиканцы присвоили религиозную повестку, так что быть набожным стало означать «быть консерватором».
Отметив высокую роль «голосующих за ценности» во время второй избирательной кампании Джорджа Буша-младшего в 2003 году, Подеста основал в Вашингтоне Центр американского прогресса. С первого дня одним из приоритетных направлений работы этого либерального учреждения стали вопросы веры и политики. В 2004 году под руководством Подесты и его протеже Мелоди Барнс прошла первая конференция, результатом которой стал доклад о мерах в сфере религиозной политики группы ResPublica.
ResPublica была группой молодых выпускников университетов Лиги плюща. Ее лидеры Том Периелло и Рикен Пател работали в Сьерра-Леоне, Патель также в трибунале ООН, а Том Правда некоторое время служил в качестве британского дипломата и тоже трудился при ООН. Под их руководством появились первые организационные онлайн-платформы левого движения. Группа изначально была ориентирована на круг более широкий, чем одна конфессия. Демократическая партия в 2016 году еще сомневалась, голоса каких именно верующих она стремится заполучить, что и послужило основной причиной провала кампании Хиллари Клинтон на религиозном направлении. «Собираемся ли мы быть только партией для католических избирателей со Среднего Запада, из Огайо и Пенсильвании, или мы будем с Нью-Йоркской объединенной теологической семинарией (известной своей либеральной экуменической направленностью. – «НГР»)? Это очень разные явления, а мы можем быть и с теми, и с теми», – сделал вывод модератор религиозного направления клинтоновской кампании Джон МакКарти.
В конце концов победило радикальное экуменическое направление – в силу большей мобилизационной способности и большего соответствия либеральному запросу общества. Запрос этот действительно существовал, иначе открытый по предложению ResPublica Центр прогрессивной веры и проект «Вера в общественной жизни» Центра американского прогресса, который возглавила клирик-пресвитерианка Дженнифер Батлер, не смогли бы породить того широкого общественного движения, которое появилось в результате. Его душой стал протестантский пастор, афроамериканец из Северной Каролины Уильям Барбер, возродивший движение Мартина Лютера Кинга «Кампания бедняков: национальный призыв к моральному возрождению».
Продолжение кампании – демонстрации «Понедельники морали» – к 2013 году собирали до 900 участников. За свою деятельность Барбер получил стипендию Мак-Артура в 500 тыс. долл. Одной из наиболее преданных соратниц Барбера стала клирик-пресвитерианка Лиз Теохарис. Кампания, которую проводили эти двое, строилась на ценностях, отличных от традиционного христианского звучания. «Революционная любовь», «правоверное сопротивление», «теология перемен» – вот лозунги, которые вкупе с идеологией протеста против неправедных властей, культивировавшегося в движении, стали причиной частых арестов как самого Барбера, так и его сподвижников. Автором теологии для левых считается перуанский католический философ Густаво Гутьеррес. Однако движение быстро породило огромное количество собственной теологической литературы, часто напоминающей большевистские методички. Это были и работы самого Барбера, в том числе «Мы призваны быть движением», и работы его соратников – «Сочувствие и убеждение: гид кампании по гражданскому участию верующих», «Реконструируя Писание: в поисках освобождения от религии рабовладельцев».
Ключевым пунктом программы религиозных левых стал Акт о доступном здравоохранении, включение в который финансирования абортов за счет налогов штатов ясно обозначило линии размежевания с религиозными консерваторами. Другими спорными моментами стали позиция левых по Иерусалиму и приверженность идее решения ближневосточного конфликта путем создания независимой Палестины наряду с Израилем, а также их взгляды на положение меньшинств, автохтонных народов и в несколько меньшей степени экологическая повестка.
Все пункты программы были в полной мере реализованы в только что завершившейся предвыборной кампании Джозефа Байдена. Однако остановятся ли религиозные лидеры на достигнутом и сохранится ли еще недавно практически невообразимый альянс либерального капитала, крайних левых и верующих теперь, когда политические цели либеральной верхушки Демпартии достигнуты, а сами крайние левые, похоже, не получили ничего от дележки пирога власти?
«Повышение лимитов на беженцев лишь возвращает нас на четыре года назад», – заявила после выборов лидер левого исламского движения в США Линда Сарсур. «Как заставить байденовскую администрацию быть более активной?» – задается вопросом эта мусульманка, известная своими утверждениями, что Иисус был палестинцем.
Может показаться, что исчерпанием политической полезности в краткосрочной перспективе исчерпан и потенциал левого религиозного движения, однако не стоит забывать, что левый религиозный поиск уже столетие – неотъемлемая часть американской культуры. Сейчас, когда улицы американских городов полнятся бедными и бездомными, а смерти от передозировки наркотиков в Штатах в десятки раз превышают аналогичный показатель в других развитых странах, радикальная левая повестка вновь актуальна. Повторяется ситуация вековой давности, когда Вуди Гатри, певец времен Великой депрессии, взывал к соотечественникам: «Эта песня была написана в Нью-Йорке богачей, проповедников и рабов. Если бы сейчас Иисус проповедовал так, как он проповедовал в Галилее, они бы положили его в могилу».
Бостон
комментарии(0)