Памятник Аввакуму установили в Нарьян-Маре, неподалеку от места пустозерской ссылки протопопа. Фото с сайта www.ruvera.ru
Последние несколько лет российское старообрядчество, а точнее, крупнейшие его направления (согласия) готовились пышно отметить 400-летний юбилей одного из основоположников старообрядческой идеологии, видного русского писателя XVII века, мученика за веру протопопа Аввакума Петрова. По этому случаю президентом Владимиром Путиным еще в 2016 году был подписан специальный указ. «Президент рассмотрел обращение митрополита Корнилия (главы Русской православной старообрядческой церкви. – «НГР») по поводу празднования 400-летия протопопа Аввакума, поддержал инициативу и дал поручение правительству России выбрать те формы помощи, которые бы устроили всех в проведении этого празднования», – заявил глава департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления президента по внутренней политике Евгений Еремин, выступая на международной старообрядческой конференции.
Завертевшаяся юбилейная чехарда дала жизнь множеству проектов разного содержания и разной же смысловой нагрузки. С одной стороны, это ритуальные мероприятия в виде изготовления юбилейных медалей, чашек, статуэток, возведения памятников. С другой – вполне себе самодостаточные проекты, такие как новый старообрядческий перевод Евангелия, подготовленный доцентом Высшей школы экономики Алексеем Муравьевым.
Независимые наблюдатели тем не менее задаются вопросом, почему государство на официальном уровне поддержало юбилей церковно-общественного деятеля, многие столетия считавшегося оппозиционной и несистемной фигурой, который преследовался не только за веру, но и, как гласил официальный приговор, «за великие хулы на дом царский», что в те времена считалось преступлением политическим. Анафемы Аввакуму гремели в храмах синодальной церкви до начала XX века, а сами старообрядцы не могли его официально канонизировать вплоть до 1917 года из-за строгого запрета со стороны Министерства внутренних дел.
Причины политической диффамации Аввакума довольно просты. Он не считал царский дом и господствующее вероисповедание православными, выступал с критикой феодально-крепостнических тенденций, активно критиковал государственное насилие и его институты. Несмотря на признание Аввакумом монархии как единственного на тот момент законного способа государственного правления, огнепальный протопоп выступал против абсолютизма, указывая, что монарх должен править соборно, координируя свою политику с лучшими представителями сословий. Уже после гибели Аввакума его сочинения, направленные против чужеземных обычаев и заимствований, выглядели антипетровским памфлетом.
Эти взгляды были восприняты, углублены и расширены практически всеми последователями протопопа. Некоторые старообрядческие согласия, такие как филипповцы, категорически отказывались молиться за царя, другие бежали от крепостной и религиозной неволи на рубежи и за рубежи страны. Жизнь старообрядчества строилась на противоположных абсолютизму соборно-общинных началах, а сами староверы не стеснялись манифестировать враждебность к социокультурным «затейкам» Петра I и последующих Романовых. В этих условиях государственный аппарат не мог не подавлять и не преследовать эту пассионарную и оппозиционно настроенную часть общества.
Впрочем, эти времена давно прошли. Крепостного права как романовского, так и советского типа уже не существует. Аппарат культурного насилия с резанием бород, запретом старых книг и икон канул в Лету. Хранимые староверами древнерусская культура и старообрядная архаика не только реабилитированы, но и признаны одними из наивысших достижений русского социума. Идеи Аввакума об автохтонности государственного и общественного бытия все больше созвучны с новейшими политическими трендами и общественной парадигмой Российской Федерации.
Однако главное, что социальные и общественные идеи родоначальников старообрядчества уже не приоритет и для самого старообрядчества. Юбилейные мероприятия никоим образом не затрагивают идейную суть учения Аввакума. Множество его сочинений, написанных в адрес государственной власти и государственной церкви, воспринимаются как академические памятники литературы, но ни в коем случае как руководство к действию. За три года подготовки к юбилею и в сам год юбилея от старообрядческих согласий не поступило ни одного заявления такой же напряженности и заряженности, как у их родоначальника. Огнепальный протопоп призывал царей вернуться на «старожитность», обличал архиереев господствующего упования за грехи и отступления от отеческих преданий, требовал справедливости от боярства. Современные старообрядческие лидеры выступают в противофазе: благодарят власти за гранты, за возможность установок памятных табличек в правильных местах, раздачу ценных подарков и сувениров.
Как бы то ни было практически любую историческую фигуру можно подать в нужном контексте. Всемирная история знает немало удивительных историй переоценки роли тех или иных персонажей с отрицательных на положительные, с положительных на отрицательные, а также туда, обратно и опять туда, в зависимости от запросов времени и политической целесообразности. Шаржированный, изображенный интриганом и изувером в романах Дюма кардинал Ришелье сейчас вполне себе почитаемый исторический деятель Франции, которому поставлено множество памятников. А сколькими причудливыми поворотами примечательны оценочные суждения по русской истории! Иван Грозный, Петр I, декабристы. Взгляды на них менялись иногда самым стремительным образом в течение жизни одного поколения. Тогда что говорить об Аввакуме, бесспорно талантливейшем русском писателе своего времени? Его фигура, долгое время забытая и недооцененная, справедливо нуждается в реабилитации. Об этом, кстати, шла речь на одном из межстарообрядческих форумов, где прозвучало требование не только исторического, но и юридического его оправдания.
Все же с самого начала подготовки к юбилею Аввакума немалая часть старообрядцев критически отнеслась к подготовке пышных и помпезных торжеств. «Аввакуму это было бы неугодно», – писали в сетях отдельные старообрядческие комментаторы, указывая на пустопорожние, на их взгляд, торжества. По их мнению, немалые усилия старообрядческих согласий лучше было бы направить на решение острых проблем самого старообрядчества, нежели на юбилейную бутафорию.
Их оппоненты разумно отвечали, что это событие, притом активно поддержанное властными структурами, может стать важным информационным явлением не только для всей старообрядческой ойкумены, но и для российского общества, заблудившегося в искушениях и прелестях века сего и позабывшего о своих корнях.
Тем самым будет завершен не только старообрядческий ресентимент, но и откроются новые, доселе невиданные перспективы коммуникации с обществом.
Однако к последнему тезису приходится относиться с долей определенного скепсиса. В новейшей истории старообрядчества уже были существенные информационные поводы и значимые события, которые бы могли привести, но не привели к ощутимым изменениям повестки дня. Так, в 2011 году увидел свет сериал режиссера Николая Досталя «Раскол», практически полностью посвященный истории церковного кризиса XVII века. Фильм вызвал немалые брожения и дискуссии не только в церковной среде (как старообрядческой, так и новообрядческой), но и в гражданском обществе. Но старообрядческие церкви остались равнодушны к этой истории. Бесспорно актуальное событие, имевшее потенциал как минимум к разворачиванию общественной дискуссии, было проигнорировано.
Та же судьба постигла и юбилей собственно церковного раскола. В 2017 году исполнилось 350 лет со дня Большого Московского собора, который утвердил реформы царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, наложил клятвы и анафемы на старые книги и обряды, а их сторонников объявил раскольниками и еретиками. Несмотря на то что предстоятель Русской православной старообрядческой церкви митрополит Корнилий (Титов) часто обращается к словам Александра Солженицына о том, что без раскола XVII века не было бы событий и революции 1917 года, ни одно старообрядческое согласие практическим образом не заметило этой даты.
Если такие, можно сказать, глобальные события не были использованы в качестве детонаторов научной и гражданской дискуссии, то тем более сомнительно, что пусть не рядовая, но все же локальная фигура Аввакума поможет осуществить информационный прорыв.
Пандемия коронавируса смешала планы организаторов юбилейных торжеств. Всемирный старообрядческий форум, который должен был пройти в самом центре столицы, в доме Пашкова, отменен. Не состоятся и праздничные духовные концерты, которые были запланированы на октябрь 2020 года. Все эти мероприятия пока перенесены на 2021 год.
Не только эпидемия омрачила победоносный настрой участников юбилея. Полноценный цугцванг вызван внезапной рокировкой Русской древлеправославной церкви, которая приостановила свое участие во всех межстарообрядческих группах и организациях.
Как можно понять из заявлений руководителя отдела информации и правового обеспечения РДЦ протодиакона Виктора Кузнецова, сложившийся формат межстарообрядческого сотрудничества не дает возможности разрешать серьезные проблемы и не учитывает интересы сторон, а участники самого межстарообрядческого диалога принуждаются чиновниками к принятию решений, не соответствующих первоначальным договоренностям.
Какой-либо ответной реакции от других фигурантов межстарообрядческого диалога пока не последовало. Таким образом, перспективы сотрудничества и достойного проведения юбилея протопопа Аввакума становятся все более и более туманными. n
комментарии(0)