Фото Reuters
Папа Римский Франциск подписал и обнародовал свою третью энциклику «Fratres omnes» (лат.), «Fratelli tutti» (ит.), название которой в переводе на русский звучит как «Все братья». Как поясняет официальный портал Святого престола, новый документ призван указать пути для создания «лучшего, более справедливого и бесконфликтного мира». Сам понтифик при подписании текста у гробницы святого Франциска в городе Ассизи 3 октября отметил, что к созданию «социальной» энциклики его подтолкнула пандемия коронавируса: «Эта чрезвычайная ситуация на глобальном уровне показала, что никто не спасется в одиночку и что настало время мечты о «едином человечестве», в котором все – братья».
Это на сегодняшний день самый длинный текст Франциска. Эксперты подсчитали, что он состоит как минимум из 45 тыс. слов. В каждой из восьми глав, на которые делится текст, автор затрагивает наиболее острые проблемы, вставшие перед человечеством за последнее время и особо актуальные во время пандемии. Один из главных выводов папского послания – необходимость создания «всемирного братства» или хотя бы «стремления к его созданию» – напоминает идеи Великой французской революции, которая под девизом «Свобода, равенство, братство» привела к разрушению старого абсолютистско-клерикального порядка.
Последующие два столетия революционные силы вели отчаянную борьбу с консервативными кругами, предводительствуемыми католическими политиками и духовенством. В целях дискредитации концепции «всечеловеческого братства» клерикалы старательно создавали конспирологические конструкции, в которых новые веяния представлялись плодом злой воли тайных обществ вроде масонских лож, якобы одержимых целью ниспровержения христианства. Понадобилось более 200 лет, чтобы главные ценности нового гуманизма прозвучали в энциклике римского первосвященника.
Параграф именно с таким названием – «Свобода, равенство и братство» – есть в нынешнем ватиканском документе. «Братство – это не только результат условий уважения индивидуальных свобод или определенной регулируемой справедливости. У братства есть что предложить свободе и равенству. Что происходит без сознательно культивируемого братства, без политической воли братства, воплощенной в воспитании братства, диалоге, открытии взаимности и взаимного обогащения как ценностей? Бывает, что свобода сужается, в результате чего возникает скорее состояние одиночества, чистой автономии… Этим ни в коем случае не исчерпывается богатство свободы, ориентированной прежде всего на любовь. Равенство не достигается абстрактным определением, что «все люди равны», но появляется в результате сознательного воспитания братства. Те, кто способен быть только партнером, создают закрытые миры. Какой смысл может иметь в этой схеме человек, не принадлежащий к кругу партнеров, пребывающий с мечтой о лучшей жизни для себя и своей семьи? Индивидуализм не делает нас более свободными, равными, более братьями. Простая сумма индивидуальных интересов не может создать лучший мир для всего человечества. Она также не может уберечь нас от множества зол, которые становятся все более глобальными. Радикальный индивидуализм – самый сложный вирус, который нужно победить. Он заставляет нас поверить в то, что следует дать волю нашим амбициям, словно путем накопления индивидуальных амбиций и уверенности в себе возможно построить общее благо», – говорится в тексте.
Папа Франциск не впервые обращается к этой идее. В 2016 году, принимая паломническую делегацию французских политиков из области Рона-Альп, понтифик заявил: «Свобода, равенство и братство не могут оставаться иллюзорным знаменем, эти ценности нужно рассматривать в связи с их трансцендентным основанием». На этот папский пассаж тогда отреагировали в Русской православной церкви. В октябре 2017 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл парировал: «Если свобода, то не может быть равенства. Потому что свобода – это просто луг, на котором растут цветы и травы, и каждая трава поднимается в меру своей силы. Равенства нет: одна более сильная, другая послабее, а третью вообще не видно. А вот если равенство, то это подстриженный газон, все равны, но никакой свободы». Предстоятель РПЦ также отметил, что «если бы пораньше об этом задумались наши горе-интеллектуалы, если бы такого рода сравнение пришло им в голову, если бы такого рода сравнение распространить в массовом сознании, то, может быть, повнимательнее отнеслись бы к этому соблазнительному лозунгу, ведь революция совершалась в первую очередь ради свободы».
Пока понтифик сочинял свою энциклику, в католическом сообществе стали появляться рассуждения о том, что церковная иерархия «в угоду масонам» замешана в создании «единой мировой религии». Эту мысль, например, минувшим летом высказал один из самых ярких оппонентов папы Бергольо – бывший папский нунций (посланник) в США архиепископ Карло Мария Вигано. «В данный момент мы можем увидеть реальное и эпохальное столкновение между добром и злом, между сыновьями света и сыновьями тьмы. Шокирует то, что высшие католические иерархи открыто ставят себя на службу князю этого мира, принимая требования, выдвигаемые Организацией Объединенных Наций в отношении глобализма, масонского братства, мальтузианского экологизма и иммиграции. Создается единая мировая религия без догм и морали, согласно желанию масонства, и очевидно, что Бергольо – вместе с теми, кто стоит за ним и поддерживает его, стремится возглавить эту адскую пародию на Церковь Христа», – написал Вигано в одном из своих открытых писем. Поводом для подобного умозаключения, как и для папских размышлений о братстве, стала пандемия COVID-19, а также реакция и действия Католической церкви во время борьбы с распространением заболевания. В частности, Вигано уверен, что объявление Всемирной организацией здравоохранения масштабной эпидемии и закрытие в этой связи католических храмов для верующих разных стран были лишь предлогом. Главная же цель – создание «мирового правительства, неподвластного всякому контролю».
Это несмотря на то, что в нынешнем тексте Франциска о мировом правительстве нет ни слова, зато слово «братство» с различными эпитетами типа «человеческое», «вселенское», «всеобщее» употребляется около 40 раз. Папа также признался, что к размышлениям о всеобщем братстве его мотивировали не только католические святые, но и протестанты Мартин Лютер Кинг и Десмонд Туту, индуист Махатма Ганди, а также глава исламского университета Аль-Азхар шейх Ахмад ат-Тайиб, с которым лидер католиков встречался в Абу-Даби в феврале 2019 года.
В связи с этим примечательно и то, что весной с.г. в свет вышла книга профессора теологии и религиоведения Университета Вилланова (США) Массимо Фаджоли «Переходный понтификат папы Франциска. Движение к глобальному католичеству». Ватиканист уверен: руководящей идеей нынешнего понтификата служит переосмысление понятия «граница». «Для Франциска граница никогда не была просто limes (по-латыни – жесткая граница), но всегда limen (по-латыни – порог). Ни одна граница, таким образом, не может претендовать на исключение «другого», поскольку граница по определению подразумевает «другого». Там, где папа Бенедикт XVI искал церковь-крепость, Франциск надеется увидеть, как рушатся стены и твердыни всех видов – физические, доктринальные и духовные».
Утверждения Фаджоли особым образом высвечивают тот факт, что предисловие к новой энциклике озаглавлено «Без границ». «Я очень хочу, чтобы в это время, когда нам дано жить, признавая достоинство каждой человеческой личности, мы могли возродить всемирное стремление к братству без границ. Нам нужно сообщество взаимной поддержки, в котором люди помогают друг другу смотреть в будущее. Поодиночке есть риск увидеть миражи. Мы мечтаем как единое человечество, как странники, состоящие из единой плоти, как дети земли, которая принимает нас всех, каждый с богатством собственной веры и убеждений, каждый со своим голосом», – пишет понтифик. Он завершает энциклику двумя молитвами. В одной из них автор обращается к Творцу, в которой просит, чтобы сердца людей были «открыты для всех народов и наций земли, чтобы признать добро и красоту, которые Ты посеял в каждом из них, чтобы укрепить узы единства, общих проектов, общих надежд». В другой, под названием «Экуменическая», призывает «узнавать Христа в каждом человеческом существе», чтобы «обнаружить, что все народы важны, все необходимы, что они – разные лица одного и того же человечества, любимого Богом».
комментарии(1)
0
Chronicle 01:06 07.10.2020
Очень интересная статья, спасибо !