0
14303
Газета Факты и комментарии Печатная версия

01.09.2020 16:01:00

Синод РПЦ устроил сумбур вместо реформ

В Московском патриархате кадровая чехарда - метод преодоления кризиса управления

Тэги: cинод рпц, белорусская православная церковь, белорусский экзархат, белоруссия, лукашенко, патриарх кирилл


cинод рпц, белорусская православная церковь, белорусский экзархат, белоруссия, лукашенко, патриарх кирилл Новый патриарший экзарх в Минске как бы «вышел к народу». Фото с сайта www.church.by

Заседание Синода РПЦ впервые с момента объявления пандемии коронавируса прошло в очном формате 25 августа в московском Свято-Даниловом монастыре. Синодалы всего за несколько часов в лихорадочном темпе напринимали множество решений.

Промосковский экзархат

Главным итогом заседания стала смена главы Белорусской православной церкви. Митрополит Павел (Пономарев), который возглавлял экзархат с декабря 2013 года, теперь будет окормлять Кубанскую митрополию. Новым патриаршим экзархом назначен епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин (Тупеко). Коренной белорус, лояльный действующей государственной власти республики и противник автокефалии, он должен справиться с той ситуацией, в которой сейчас оказалось белорусское православие и с которой не смог совладать «россиянин» Пономарев. «Священный синод и святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл приняли решение для того, чтобы сохранить нашу Белорусскую православную церковь в целости, цельности, чтобы в это сложное время для Беларуси никто не упрекал экзархов в каких-то настроениях неуместных. Но я никогда не делил людей по политическим мотивам», - словно бы оправдывался Пономарев в своем прощальном слове в кафедральном соборе Минска.

«Назначение на Минскую кафедру коренного белоруса – вполне логичное решение, – пояснил «НГР» руководитель Центра изучения религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин. – Однако, судя по тому, что у Вениамина Тупеко нет никакого политического мировоззрения, скорее всего на экзархат в Московском патриархате его посадили только ради того, чтобы он не заявлял вообще никакой позиции и не делал политических глупостей, которые успел натворить митрополит Павел». «Когда во время нынешних протестов Павел заколебался и повел себя нерешительно, а церковь, которая и в Белоруссии воспринимается как продолжение государства, вдруг начала критиковать Лукашенко, что стало для него неприятным сюрпризом, он, видимо, настоял, чтобы был сменен экзарх, – заметил в разговоре с «НГР» первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Вениамин в этом смысле будет более зависим от лукашенковской власти. В Московском патриархате, для которого также важен принцип контроля, – а митрополит Павел уже не мог контролировать ситуацию и поэтому утратил доверие как Лукашенко, так и РПЦ, – были вынуждены смириться с фигурой митрополита Вениамина. Вертикаль вертикалью, а контроль важнее».

Новая метла для диссидентов

Кадровые перестановки прошли и в российских епархиях. На Симбирскую епархию назначен митрополит Лонгин (Корчагин). До этого он руководил Саратовской митрополией. Кафедры в Саратове иерарх лишился скорее всего из-за своего ковид-диссидентства. Во время пандемии он выступал против закрытия храмов и даже осудил власти Саратовской области, принявшие решение запретить посещение церквей в канун Пасхи. «У Лонгина была хорошая епархия, где он прочно сидел и был достаточно уважаемым человеком. Его перевод в Симбирскую епархию стал своего рода местью за его поведение во время пандемии, когда он открыто заявил, что из-за вынужденного закрытия храмов симфония церкви и государства закончена», – уверен Лункин.

На место Корчагина поставлен митрополит Игнатий (Депутатов), управлявший Вологодской епархией. Он в июне стал жертвой телефонного розыгрыша украинского пранкера Евгения Вольнова, который представился сотрудником «управления по борьбе с сектами и деструктивными культами». Во время десятиминутной беседы митрополит пожаловался на других иерархов. «Сам того не желая, пранкер показал, что церковная элита зависима от светской власти, и, конечно, патриархии это не понравилось», – говорит Алексей Макаркин. Вологодскую кафедру займет митрополит Савва (Михеев). Он освобожден от управления Тверской епархией. Поговаривают, что Савва не нашел взаимопонимания с губернатором, отсылал неугодное ему духовенство в монастыри, настроил против себя влиятельных протоиереев. Он поддерживал перевод литургического богослужения на русский язык, за что получил неодобрение консерваторов. До этого несколько месяцев пробыл в должности управляющего делами Московской патриархии. Церковное руководство «недовольно стилем руководства и теми решениями, которые принимал митрополит Савва в Твери, его поддержкой кочетковцев (сторонников священника Георгия Кочеткова. – «НГР») и последующей за этим чехардой с перетасовками консервативного духовенства», считает Лункин. «Подтверждением служит появление бумаги о проверке кочетковского движения», – добавляет эксперт.

«Перевод митрополита Саввы, безусловно, понижение, но не фатальное. Это не Сибирь. Вологда – древнейшая кафедра. Однако интересно, что в свое время именно Вологодской епархией управлял один из самых либеральных архипастырей Михаил (Мудьюгин). Тем не менее проблема Саввы связана не столько с тем клубком проблем, что у него возникли в Твери, сколько с его увольнением с поста управделами. Его позиции стали слабеть именно тогда. При этом Савве дали достаточно престижную митрополию, о которой многие мечтают», – добавил Макаркин.

Во главе Тверской епархии поставлен архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков), который всего лишь год назад был назначен ректором Сретенской духовной семинарии и наместником Сретенского монастыря в Москве. Он возглавляет рабочую группу при Синодальной библейско-богословской комиссии. Не так давно группа начала изучать деятельность священника Георгия Кочеткова, от поддержки последователей которого пострадал Савва (Михеев).

Перетасовки в системе духовного образования

Решением Синода впервые разведены должности ректора Сретенской семинарии и наместника одноименного монастыря. «Наместником Сретенского ставропигиального монастыря назначить иеромонаха Иоанна (Лудищева), насельника Сретенского монастыря. Исполняющим обязанности ректора Сретенской духовной семинарии, в дополнение к несомым послушаниям, назначить протоиерея Максима Козлова», – говорится в синодальных журналах. Иеромонах Иоанн (Лудищев) в церковной среде известен как человек митрополита Тихона (Шевкунова). Последний начиная с 2012 года был не только наместником Сретенской обители, но и ректором Сретенской семинарии. Однако в 2018 году Тихон внезапно был отправлен на Псковскую кафедру. В 2018 году ненадолго именно Лудищев стал и.о. наместника обители, но очень скоро уехал к Шевкунову в Печоры.

Судьба Сретенской семинарии тогда была поручена сначала иеромонаху Силуану (Никитину), а спустя год – Амвросию (Ермакову). Протоиерей Максим Козлов, будучи главой Учебного комитета РПЦ, год назад выдвинул идею слияния Московской духовной академии (МДА) и Сретенской семинарии. Однако из этого проекта ничего не получилось. Эксперты также отмечают, что нынешнее разделение должностей прошло по образцу Троице-Сергиевой лавры и находящейся на ее территории Московской духовной академии (МДА), что может означать своеобразное повышение статуса Сретенской семинарии. «Несмотря на то что полного реванша не произошло и митрополит Тихон не вернулся в семинарию и монастырь, тем не менее Максим Козлов значится только исполняющим обязанности ректора, поэтому вопрос о том, кто будет ректором, пока отложен. Но с учетом того, что семинария находится на территории монастыря, а монастырь снова становится «тихоновским» и Шевкунов опять сможет приезжать и служить в построенном им храме Исповедников и Мучеников, его влияние на семинарию может расти. В любом случае семинаристы, сочувствующие Тихону, сейчас приободрились», – заметил Алексей Макаркин.

Перестановка произошла и в МДА. Ее ректором отныне будет не епископ Питирим (Творогов), а епископ Феодорит (Тихонов). Рокировка была вызвана тем, что Творогов не справился с управлением академией во время пандемии. Студентов и преподавательский состав учебного заведения значительно подкосил коронавирус, при этом переболел и сам Питирим. «Владыка Питирим – человек очень активный, харизматичный, в том числе и в интернете, – пояснил Макаркин. – Но он не богослов. И в академии он не смог себя поставить на уровень авторитета для профессуры и церковных интеллектуалов. Когда его ставили в рамках реформы, предложенной Максимом Козловым, то, видимо, хотели, чтобы в Сретенской семинарии готовили церковных интеллектуалов, а в МДА – пастырей. Поэтому и поставили епископа с большим пастырским опытом. Более того, в ситуации с лаврой во время пандемии он приоткрыл один секрет, о котором в РПЦ предпочитали не распространяться. Когда возник вопрос, кто виноват во вспышке пандемии в обители и академии, то Питирим, оправдываясь, рассказал, что именно прихожане настояли, чтобы лавру открыли. То есть показал оборотную сторону ревностных прихожан, которые зачастую имеют крайне слабое уважение к иерархии и духовенству». «В российской традиции это достаточно сильно укоренено и распространено, но в РПЦ об этом предпочитают не говорить», – подчеркнул эксперт.

Епископу Феодориту (Тихонову) поручено попытаться вывести академию из кризиса. Примечательно, что до Творогова ректором МДА целый год был Амвросий (Ермаков). «Нынешние перестановки в Московской духовной академии и Сретенской семинарии свидетельствуют о том, что то, как сегодня развивается духовное образование, не удовлетворяет патриарха Кирилла. Эти ведущие духовные школы лихорадит уже несколько лет, и пока в церкви не могут найти оптимальный вариант разрешения этой проблемы», – уверен Роман Лункин.

В опалу попал не только бывший ректор МДА, но и наместник Троице-Сергиевой лавры. Решением синодалов в обители после патриарха Кирилла главным стал теперь уже бывший наместник Донского монастыря епископ Фома (Демчук). На этом посту он сменил епископа Парамона (Голубку). Из главной обители страны иерарх отправился возглавлять Финансово-хозяйственное управление (ФХУ) патриархии скорее всего за то, что не сумел вовремя закрыть двери монастыря. «Конечно, его уход из лавры – это последствия пандемии, однако он не утратил доверия патриарха, и поэтому ему и доверили ФХУ», – считает Макаркин.

Перемены произошли и в Рязанской духовной семинарии. Временное исполнение обязанностей ректора возложено на митрополита Рязанского и Михайловского Марка (Головкова). Ранее учебное заведение возглавлял Феодорит (Тихонов). Поменялся и председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Им теперь будет епископ Бронницкий Евгений (Кульберг), приехавший с Урала, вместо митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия (Иванова), который теперь назначен на должность генерального директора художественно-производственного предприятия «Софрино».

Харизма в отставке

Практически громом среди ясного неба прозвучало освобождение от должности председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерея Димитрия Смирнова. Он скандально известен своими высказываниями, например, о том, что девочкам надо не учиться в школе, а готовиться к материнству, о невенчанных женах как «бесплатных проститутках». Утверждал, что в воспитательных мерах ребенку «можно дать и по роже» и выступал за необходимость освящения оружия массового поражения. В мае Смирнов переболел COVID-19, а после выписки из больницы заявил, что до конца августа «уходит в затвор». Теперь возглавлять комиссию будет священник Феодор Лукьянов, борец с ЭКО и суррогатным материнством.

В составе Высшего церковного совета (ВЦС) впервые появилась женщина – руководитель Правового управления Московской патриархии игумения Ксения (Чернега). ВЦС был создан по инициативе патриарха Кирилла в 2011 году. В компетенцию совета входят координация деятельности синодальных и иных общецерковных учреждений, обсуждение текущих вопросов церковной жизни, принятие мер к исполнению определений Поместных и Архиерейских соборов и т.д. «Действительно, до этого женщины не входили в состав Высшего церковного совета в качестве постоянных членов, – сказал ТАСС заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе. – При этом… Высший церковный совет по своей природе не является структурой, которая когда-либо была закрыта для содержательного вклада специалистов, какой бы половой принадлежности они ни были».

Яркую реакцию в социальных сетях получило постановление «о случаях разглашения конфиденциальных сведений клириками или монашествующими, несущими послушание в общецерковных или епархиальных структурах». В резолюции говорится, что разглашение канонических или церковно-административных сведений третьим лицам, включая журналистов, «без благословения патриарха Московского и всея Руси или епархиального архиерея клириком или монашествующим, несущим послушание в общецерковной или епархиальной структуре», влечет за собой наказания. Для клириков – запрещение в служении на срок до 1 года, а при повторном совершении того же деяния – до 3 лет. Для монашествующих – «отлучение от причащения Святых Христовых Таин на срок до 1 года (при повторном совершении того же деяния – до 3 лет)».

«В этом году мы столкнулись с несколькими кампаниями против архиереев. Были мощные утечки документов и их публикации в сетях с такими подробностями, что было не всегда ясно, где заканчивается реальность и начинаются домыслы. Синодальное постановление – скорее всего реакция на эти кампании», – пояснил Алексей Макаркин. Однако, по мнению политолога, запреты не разрешат проблемы. «Если посмотреть на опыт Римско-католической церкви, то там все участники конклавов под угрозой санкций обязуются не разглашать информацию о процессе выборов папы Римского. При этом с конклавов всегда идет масса утечек. Поэтому можно ужесточать, угрожать, наказывать за разглашение тайной информации, но в современном мире сохранить полную секретность невозможно. Тем более сейчас. Так что наказывай – не наказывай, борись с утечками – не борись, они все равно будут», – заключил Макаркин.

«Все решения этого Синода, наверное, впервые столь публично и открыто констатировали тот кризис церковного управления, который сложился за десятилетие предстоятельства патриарха Кирилла в самых разных областях жизни РПЦ», – подытожил Роман Лункин. Эксперт добавил, что большинство кадровых перестановок, по его мнению, «можно уложить в целый ряд как политических, так и личных эмоциональных решений патриарха». «Есть идея, что это был консервативный Синод, что, мол, на нем возобладали реакционеры, было также мнение, что он укрепляет патриаршую вертикаль власти, но я бы не торопился с подобными выводами, – добавил Алексей Макаркин. – Этот Синод можно назвать реактивным, и все его решения были реактивными. Большого и продуманного плана не было. Был ряд реакций на те или иные события или скандалы».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Дмитрий Тараторин

Президент Белоруссии провел в Исламабаде переговоры и дал дружеские советы

0
1384
Зурабишвили оспорила в суде итоги выборов в Грузии...

Зурабишвили оспорила в суде итоги выборов в Грузии...

Светлана Гамова

Лукашенко предоставил убежище польскому судье

0
2733
Белорусы узнали о миссии Лукашенко

Белорусы узнали о миссии Лукашенко

Дмитрий Тараторин

Страну в преддверии выборов защищают от угроз силовики и агитаторы

0
4534
Мигранты штурмуют границы Европы

Мигранты штурмуют границы Европы

Дмитрий Тараторин

Минск заявляет, что сам стал заложником ситуации

0
3680

Другие новости