1
12046
Газета Факты и комментарии Печатная версия

01.09.2020 15:48:00

Рыцарь, лишенный евронаследства

О белорусской геральдике и злобе дня

Сергей Макин

Об авторе: Сергей Николаевич Макин – историк, публицист.

Тэги: белоруссия, лукашенко, погоня, герб, евросоюз, запад


белоруссия, лукашенко, погоня, герб, евросоюз, запад Геральдика – тоже орудие борьбы. Или, наоборот, средство примирения. Фото Reuters

В Республике Беларусь идет гербовая битва. Она символически отражает выбор страной своего пути. Бросается в глаза сходство и различие между белорусским рыцарем и московским змееборцем.

Начнем со знамени, под которым выступает белорусская оппозиция. Флаг красивый, стильный, простой в воспроизведении, содержащий традиционные для славянских стран цвета: белый и красный. Но, на взгляд герольда, он вызывает ассоциации с кровавым поясом на белом рыцарском плаще. В одной из битв с сарацинами белый плащ австрийского герцога Леопольда V, участника Третьего крестового похода, оказался забрызган кровью врагов. Белым на его накидке осталось только место, прикрытое поясом. Так объясняют австрийцы свой трехполосный красно-белый флаг. Альтернативный флаг Беларуси – белый с узкой красной горизонтальной полосой посредине. Вероятно, белорусская оппозиция хочет, чтобы ее страна побеждала «малой кровью, могучим ударом».

Герб в еще большей степени вызывает ассоциации с кровью и Средневековьем. Это «Погоня», которую поляки называют сходно: Pogoń, а литовцы на свой лад: Vytís (витязь, всадник) – эмблема династии Гедиминовичей и Великого княжества Литовского. На щите всадника – шестиконечный крест, ставший популярным во Франции, где его назвали лотарингским, а также в Венгрии, Литве и Белоруссии. Главное отличие литовского витязя от белорусского в том, что у прибалтийца перекладины креста равной длины, а у славянина нижняя перекладина длиннее верхней. Невелика же тогда разница между Литвой и Беларусью!

В Большой государственный герб Российской империи «Погоня» вошла в качестве символа литовских и белорусских земель. С распадом империи герб Гедиминовичей вернулся на прежнее место, став с 1918 года государственным символом Литовской и Белорусской республик. После образования Белорусской ССР встал вопрос о создании новой эмблемы. В качестве образца приняли гербы РСФСР и СССР. В 1927 году Совнарком республики принял проект государственного герба БССР, отличительной чертой которого стал богатый венок, состоящий слева из ржаных колосьев, перевитых цветами клевера, а справа – из дубовой ветки. Внизу находилась часть земного шара с территорией Белорусской ССР. На красных лентах были начертаны надписи на белорусском, русском, еврейском и польском языках «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

Дубовая ветка, надписи на польском и еврейском языках (идише) впоследствии исчезли. Однако и в окончательном виде, с добавлением цветов льна, герб советской Белоруссии оказался красивее гербов РСФСР и УССР. В памяти белорусов эмблема советского периода осталась символом процветания республики при Петре Машерове. Поэтому на геральдическом референдуме 1995 года большинство проголосовали за герб, аналогичный советскому: с той лишь разницей, что серп и молот сменились контуром Республики Беларусь, да еще пропал пролетарский девиз.

Но умами людей, грезивших о великом прошлом, продолжала владеть «Погоня»: она находилась на печатях Ягайло, великого князя литовского, ставшего польским королем Владиславом II, и его двоюродного брата Витовта. Оба командовали польско-литовским войском в знаменитой Грюнвальдской битве с Тевтонским орденом. Резиденцией великого магистра ордена был Мариенбург – «замок Марии». Тевтонских рыцарей отличала особая почтительность к Пресвятой Деве. Ягайло и Витовту не удалось взять Мариенбург.

В истории далеко не всегда побеждали страны с более агрессивными символами. Роман Мориса Дрюона о начале Столетней войны 1337–1453 годов называется «Лилия и лев»: в гербе Франции были три лилии, в гербе Англии – три льва. Англичане сперва побеждали, однако затем отступили перед патриотическим порывом Жанны д’Арк и в итоге проиграли войну. Во время Прусско-австрийской войны 1866 года австрийский двуглавый орел по геральдической логике должен был одержать верх над прусским одноглавым. А вышло наоборот. В Русско-японскую войну 1904–1905 годов двуклювый орел не смог заклевать нежный цветок хризантемы – эмблему Японии. Наконец, ни египетский «орел Салах ад-Дина», ни сирийский «ястреб курайшитов» не смогли отколоть даже кусочек от меноры – семисвечника, гербовой фигуры Израиля.

Итак, воинственный герб не гарантирует победу. Сила страны определяется не количеством геральдических клювов, зубов, когтей, мечей, копий, а экономикой, наукой, культурой, системой образования, мудрым управлением, народом, способным подняться на защиту высоких идеалов добра и справедливости. Так изрубит ли в капусту литовский всадник белорусские рожь, клевер и лен? Польша и Литва грезят о былом величии, о Речи Посполитой и хотят вовлечь Республику Беларусь в сферу своего влияния. Новая Европа ведет себя в Евросоюзе агрессивнее старой и мечтает о духовном лидерстве. В связи с этим современно звучит 4-я часть «Литовского дивертисмента» Иосифа Бродского – «Герб»:

Драконоборческий Егорий,

копье в горниле аллегорий

утратив, сохранил досель

коня и меч, и повсеместно

в Литве преследует он честно

другим не видимую цель.

Кого он, стиснув меч в ладони,

решил настичь? Предмет погони

скрыт за пределами герба.

Кого? Язычника? Гяура?

Не весь ли мир? Тогда не дура

была у Витовта губа.

«Погоня» представляет собой геральдический спор с всадником на московском гербе, которого отождествляют со святым Георгием (Егорием). Литовец скачет в левую от зрителя сторону, как бы на запад, русский – в правую сторону, на восток. (Вообще в геральдике точка зрения идет от лица, несущего щит, но не буду запутывать читателя.) В свое время Лжедмитрий I развернул московского «ездеца» влево от зрителя, «по-европейски»: в знак того, что он ведет Россию в Европу. На самом деле геральдика не возбраняет поворота фигуры в правую от зрителя сторону, просто требует подтверждения такого положения в описании герба.

Оппозиционный белорусский рыцарь гонится за богатым наследством, которое, как он полагает, ждет его в Европе.

Геральдика родилась и расцвела в жестокие и кровавые Средние века. Немудрено, что в ней силен элемент хищничества, грубой силы. Но если Земле суждено обрести герб, хотелось бы, чтобы это была женщина, увитая цветами нашей планеты, а не джедай со световым мечом в руке.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Белорусы узнали о миссии Лукашенко

Белорусы узнали о миссии Лукашенко

Дмитрий Тараторин

Страну в преддверии выборов защищают от угроз силовики и агитаторы

0
2681
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
2698
Мигранты штурмуют границы Европы

Мигранты штурмуют границы Европы

Дмитрий Тараторин

Минск заявляет, что сам стал заложником ситуации

0
2832
"План стойкости" не мешает Зеленскому опять искать помощи у Запада

"План стойкости" не мешает Зеленскому опять искать помощи у Запада

Наталья Приходко

В Киеве накануне уверяли в обеспечении необходимого финансирования на год вперед

0
2629

Другие новости