0
10505
Газета Факты и комментарии Печатная версия

14.07.2020 15:32:00

Православные европейцы хотят создать поместную церковь

Викариатство под омофором Константинопольского патриарха появилось во Франции

Тэги: константинополь, вселенский патриархат, патриарх варфоломей. московский патриархат, рпц, евхаристическое общение, архиепископия, русский экзархат, галльская митрополия, митрополит эммануил адамакис, викариатство


константинополь, вселенский патриархат, патриарх варфоломей. московский патриархат, рпц, евхаристическое общение, архиепископия, русский экзархат, галльская митрополия, митрополит эммануил адамакис, викариатство Русское викариатство будет подчиняться митрополиту Эммануилу (на фото), но сохранит административную и пастырскую автономию. Фото с сайта mgro.fr

В пригороде Парижа Медоне прошло первое общее собрание викариатства для общин русской традиции, входящих в Галльскую митрополию Константинопольского (Вселенского) патриархата. Учредитель новой религиозной структуры протоиерей Алексий СТРУВЕ рассказал о ее задачах и целях обозревателю «НГР» Милене ФАУСТОВОЙ.

– Отец Алексий, о том, что под омофором Константинопольского патриарха Варфоломея будет создано викариатство, стало известно еще в конце 2019 года в связи с частичным переходом бывшей западноевропейской Архиепископии приходов русской традиции в каноническую юрисдикцию РПЦ. Почему первое собрание викариатства состоялось только сейчас?

– Мы пережили глубокий кризис в нашем экс-экзархате, который можно сравнить с разводом в семье. А когда мы решаем строить что-то новое, то необходимо вначале смириться и найти путь к примирению. В противном случае фундамент нового строения будет неустойчив. Наше викариатство – это новая страница в истории бывшей архиепископии, и мы хотели, чтобы его фундамент был основателен. Прежде всего это богословская школа, заложенная еще митрополитом Евлогием (Георгиевским), на которой мы выросли и дух которой впитали. Этот дух и сегодня продолжает существовать – уже в нашем викариатстве. Это также и наша литургическая традиция. Несмотря на то что ее корни уходят в историю Русской церкви, она дополнилась как традициями парижской школы богословия, так и западной открытостью, в которой мы выросли. Стоит отметить и то, что викариатство мы учредили под покровительством святой Марии Парижской (Скобцовой) и праведного Алексия Южинского (Медведкова). Это два подвижника, святые XX века, которых канонизировал Вселенский патриархат и которые именно на французской земле свидетельствовали не только о том, что такое православие, но и христианство в целом. Начиная с 1931 года мы как православная община русских эмигрантов и их потомков были под покровительством Вселенского патриархата. И в связи с этим вполне логично, что наше викариатство находится в юрисдикции Константинопольской церкви. Ведь именно эта церковь в свое время дала возможность русским эмигрантам жить православной верой и ее традициями во Франции, сохраняя при этом полную свободу.

– Насколько необходима такая структура? Ведь русские приходы могли напрямую войти в Галльскую митрополию.

– Создание особого викариатства очень важно, поскольку у наших приходов общая история и общее понимание поместной церкви. То, что мы получили от наших отцов, – это соборность в духе решений Поместного собора 1917–1918 годов. Идею соборности мы вписали в устав викариатства. Она отражается и в приходской жизни, и в наших общих собраниях, нашей литургии, то есть на всех уровнях церковной жизни. И когда придет время и у нас будет викарный епископ, а мы на это надеемся, то именно общее собрание его изберет. Это написано в нашем уставе. Понятно, что последнее слово будет за Синодом, но важно, чтобы наше соборное мнение было услышано. Сегодня, несмотря на то что викариатство входит в Галльскую митрополию, мы имеем административную и пастырскую автономию. Есть глава митрополии Эммануил Адамакис, при нем будет викарный епископ, и викариатство будет участвовать в назначении этого епископа. Сейчас мы создали административный Совет викариатства, в который вошли не только священнослужители, но и миряне. И вокруг викарного епископа также создан небольшой совет священников для того, чтобы он был не один и чтобы все решения принимались соборно.

– Сколько приходов бывшей архиепископии вошло в викариатство?

– В наше викариатство во Франции вошли 21 приход и 2 общины. Еще несколько формально не определились, им необходимо время, чтобы созреть.

– Не осталось ли обиды на Вселенского патриарха Варфоломея за то, что он в конце 2018 года ликвидировал русский экзархат и тем самым породил кризис?

– Создавать что-то новое с обидой в душе невозможно. Необходимо примириться с тем, что есть, – и принять это. Патриарх Варфоломей и Синод Константинопольской церкви приняли то решение, которое приняли. С ним можно согласиться или не согласиться, но стоит признать, что оно открыло новую страницу истории православной церкви во Франции и на Западе в целом. До этого решения у Вселенского патриархата во Франции было две православные структуры – собственно французская митрополия и русский экзархат. Идея объединить всех в одну структуру была экклезиологически верной. Конечно, они могли как-то иначе провести этот процесс объединения, и сам патриарх Варфоломей позже признался в этом. Однако свидетельство церкви в мире нельзя ограничивать только вопросами структуры. Наш дух не исчезает из-за изменения организационной структуры. Напротив, это стало новым вызовом для всех нас. Наша цель – создание поместной церкви, чтобы проповедовать православие на Западе. В моем приходе в Нанте, например, есть французы, русские, грузины, греки, ливанцы и так далее. Кто сможет собрать всех этих прихожан, если не Вселенский патриархат? Я убежден, что в построении поместной церкви в Западной Европе именно Вселенский патриархат имеет больше возможностей. Когда мы были в Константинополе и встречались с патриархом Варфоломеем, то я почувствовал, что он ожидает от нас желания написать эту новую страницу православия в Западной Европе и готов поддержать нас в этом.

– Как складываются отношения с вашими коллегами, которые все-таки перешли в Московский патриархат?

– Нужно время для того, чтобы все раны, появившиеся в то время, могли зарубцеваться. Многие семьи оказались разделенными по религиозному признаку, но сохранили родственное единство. У меня есть друзья, которые ушли в РПЦ, но мы с ними сохраняем дружеские и братские отношения. Конечно, с некоторыми наше общение действительно стало сложнее. И мы все страдаем, но не от того, что нас разделили церковные юрисдикции, а от того, что есть евхаристический разрыв между двумя церквами, что мы не можем вместе причащаться из одной чаши и не можем сослужить. Это самая глубокая наша рана, и на каждой литургии мы молимся о единстве церкви. Уверен, что когда разрешится проблема евхаристического разрыва между Московским и Константинопольским патриархатами, все станет намного проще.

– С образованием викариатства, наверное, возникли споры о недвижимости с теми представителями бывшей архиепископии, которые ушли в Московский патриархат?

– Мы все стараемся избежать подобных судебных дел, и сейчас формально нет ни одного процесса по недвижимости бывшей архиепископии. Насколько мне известно, сегодня идут переговоры. Но мне кажется, что вопрос недвижимости для нас не самый важный. Спаситель родился в пещере, и у Него в течение всей Его земной жизни не было места, где можно было бы преклонить голову. Важна не недвижимость, а наше истинное желание служить Господу и служить людям, проповедовать православную веру на Западе. А все вопросы недвижимости, национальности, этнической принадлежности и так далее уводят нас от церкви и отбрасывают в политику. Надеюсь, что мы сумеем избежать судебных тяжб.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Домоправители мира сего

Домоправители мира сего

Михаил Стрелец

Христианские конфессии дружно претендуют на этический контроль над разрешением проблем экологии

0
6044
Две судьбы русского православия в Прибалтике

Две судьбы русского православия в Прибалтике

Милена Фаустова

Эстония требует запрета «московской» церкви, а Латвия выделяет ей финансирование

0
6193
«Мигрантофобы» против миссионеров

«Мигрантофобы» против миссионеров

Анастасия Коскелло

В РПЦ отмечаются разногласия по отношению к гастарбайтерам

0
7255
За домовые храмы, но против скоплений мигрантов

За домовые храмы, но против скоплений мигрантов

Андрей Мельников

Возможный запрет богослужений на квартирах вызвал дискуссии среди верующих и экспертов

0
5495

Другие новости