Теперь патриарх Кирилл сможет поддерживать регулярные духовные и деловые контакты с руководством Минобороны. Фото с сайта www.patriarchia.ru
Cовершив чин освящения собора Воскресения Христова в парке «Патриот» в Кубинке 14 июня, патриарх Московский и всея Руси Кирилл объявил, что сам станет настоятелем этого храма. «Мною принято решение возложить на себя обязанности настоятеля сего святого храма. Это будет патриарший собор, и я буду иметь особое попечение о совершении богослужения, о пастырской деятельности, которая будет совершаться в пределах этого храма, памятуя о том великом значении и о той роли, которые имеют в жизни нашего народа Вооруженные силы», – заявил он. Однако еще в мае 2019 года это служение было поручено главой РПЦ председателю Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами епископу Клинскому Стефану (Привалову). Почему же патриарх передумал?
Новый собор – третий по величине в России после храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Петербурге. Решение о его строительстве принято в 2018 году. На освящении закладного камня помимо патриарха Кирилла присутствовали президент Владимир Путин и министр обороны Сергей Шойгу. Однако на церемонии освящения, которую несколько раз переносили в связи с угрозой распространения коронавируса, ни главы государства, ни премьер-министра Михаила Мишустина не было. На следующий день после церемонии пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заверил журналистов, что глава государства обязательно посетит собор.
В разговоре с «НГР» руководитель Центра изучения религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин заметил, что нынешнее настоятельство – хорошо продуманный шаг: «Этот храм – важный не только исторический, но и политический символ для нашего государства и власти. Именно поэтому патриарх Кирилл и решил стать его настоятелем. Этим он показал, что помимо храма Христа Спасителя, главного собора Русской православной церкви, теперь есть и «алтарь Победы».
«Став его настоятелем, патриарх, с одной стороны, показал, что это главный патриотический собор России, как того хотели и Министерство обороны, и власти, а с другой – положил конец всем тем дискуссиям, которые велись вокруг храма во время его возведения, – полагает Роман Лункин. – Ведь известно, что и среди православного духовенства было много тех, кто недоволен и внешним видом, и внутренним убранством храма. Теперь священнослужителям будет непросто критиковать собор, настоятелем которого является сам патриарх».
«Решение патриарха – это позитивный сигнал в отношениях с Сергеем Шойгу» – такое мнение «НГР» высказал первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. «Поскольку этот собор строился при самом активном участии министра обороны, тем самым патриарх решил показать, что у него прекрасные отношения с министром и его ведомством, – считает эксперт. – Скорее всего патриарх также рассчитывает на то, что благодаря этому решению может усилиться роль военного духовенства, станет более активным партнерство с представительными органами, роль которых в Вооруженных силах РФ сейчас достаточно значима, и соответственно у РПЦ есть большое желание более тесно сотрудничать с Министерством обороны». «Не думаю, что патриарх будет там часто служить. Скорее всего по каким-то большим праздникам, связанным с армией или военной тематикой, например, на 9 Мая, хотя это и не церковный праздник, или в День памяти Александра Невского», – предположил Макаркин.
Напомним, что в апреле стало известно: на мозаичном панно, посвященном Параду Победы 1945 года, есть портрет Иосифа Сталина. Против этого выступили Синод Русской православной церкви за рубежом и глава Архиепископии приходов русской традиции в Западной Европе митрополит Дубнинский Иоанн (Реннето). Епископ Стефан (Привалов) вместе с председателем Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации РПЦ протоиереем Леонидом Калининым, в свою очередь, ничего плохого в портрете не увидели. Оба клирика посчитали «невозможным избежать присутствия Сталина в изображении Парада Победы 1945 года». Лишь после того как председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион (Алфеев) с телеэкранов назвал Сталина «гонителем церкви, на совести которого кровь миллионов людей», панно было решено переделать.
Алексей Макаркин считает, что настоятельство патриарха вряд ли служит своего рода «наказанием» Привалову за все те скандалы, которые сопровождали строительство храма. «Не думаю, что вопрос о Сталине или Путине (панно с изображением президента тоже первоначально предполагалось установить в соборе. – «НГР») решался на уровне Привалова. Другое дело, что когда пошла негативная реакция со стороны президента, то в ведомстве был запущен процесс пересмотра того, каким будет выглядеть изнутри храм. А церковь не хотела и не хочет конфликтовать с Министерством обороны. Патриарх явно благоволит Шойгу. Возможно, решение патриарха стать настоятелем именно этого собора всю эту историю с мозаикой Сталина представляет как раз в противоположном контексте. Ведь военные явно хотели, чтобы Сталин присутствовал в каком-то виде в храме, а многие церковные деятели, среди которых и духовенство Зарубежной церкви, и недавно присоединившейся парижской архиепископии, а также некоторые священнослужители Московского патриархата, выступили против этого. Все это создало довольно сильное напряжение в обществе. А сейчас патриарх продемонстрировал: несмотря ни на что, у него с министром прекрасные отношения, и никакого напряжения между ведомством и РПЦ нет», – заключил Макаркин.
По мнению самого Привалова, патриарх всегда был настоятелем воинского храма. «Патриарший собор – это фактически собор патриарха Московского и всея Руси, все остальные священнослужители помогают ему в этом служении. Фактически он просто обозначил то, что в названии собора заключено», – подчеркнул архиерей в разговоре с ТАСС. Предстоятель РПЦ уже считается главой общины храма Христа Спасителя, священноархимандритом Новоспасского, Донского, Симонова, Высоко-Петровского и Заиконоспасского монастырей в Москве, подмосковных Троице-Сергиевой лавры и Новоиерусалимского монастыря, а также Валаамской обители в Карелии и Соловецкой – в Архангельской области. Из всех перечисленных соборов и монастырей предстоятель РПЦ постоянно совершает богослужения только в храме Христа Спасителя. Троице-Сергиеву лавру он посещает несколько раз в год, обязательно – на праздник Святой Троицы. Правда, в этом году из-за пандемии коронавируса и большого количества переболевших этой инфекцией в лавре обитель была закрыта не только для верующих, но и для патриарха.
Некоторые, впрочем, предполагали, что поскольку глава Московского патриархата келейно провел торжество в собственной резиденции в Переделкине, то так он готовился к встрече с Владимиром Путиным на освящении собора.
Мол, соблюдал необходимый двухнедельный карантин. Президент так и не приехал 14 июня в Кубинку, но известно об этом стало только накануне церемонии освящения.
«Замечательно, что после десятилетий безверия, навязанного в нашей стране нелепым атеизмом, народ повернулся к вере, – сказал патриарх Кирилл в своей речи после литургии. – Один из символов исторического поворота народа, его Вооруженных сил от безверия к вере, от бессмысленного бытия к осмысленному, и есть этот величественный храм. Храм не может быть только памятником, он – свидетельство веры тех, кто его строил. Мы молились сегодня, чтобы Господь оградил нашу страну от врагов внешних и внутренних, чтобы он соединил нас силой веры. Мы знаем, что многие войны побеждали с верой. Как мне говорили люди, воевавшие на передовой во время Великой Отечественной войны, не знавшие, вернутся ли они: «В окопах под снарядами атеистов нет». Потому что вера в Бога дает надежду на бессмертие. Вера наполняет нашу жизнь силой, которая, по слову апостола Павла, сокрушает царства и побеждает полки. В такой гармонии силы вооруженной и духовной силы церкви, духовного и материального, государственного и церковного, в мире и благополучии пусть протекает исторический путь нашего народа в будущее».
В чем мы можем быть точно уверены – что гармония между церковными и государственными чиновниками сохраняется, по крайней мере внешне. Элитам важно демонстрировать согласие в нынешних не самых простых политических и социальных условиях. Вероятно, и в военном ведомстве, и в политической администрации с пониманием отнесутся к стремлению патриарха замкнуть на себя управление всеми значимыми церковными структурами. Военачальники хорошо понимают значение верховного главнокомандующего, даже если он не носит погоны.
комментарии(0)