Кардинал Роберт Сара сначала вроде бы поставил свою подпись под скандальным письмом, а потом заявил, что его не так поняли. Фото Reuters
Храмы Италии 18 мая открыли свои двери для верующих. Переговоры по этому поводу шли несколько недель. Изначально власти страны планировали разрешить допуск мирян к публичному участию в литургиях чуть ли не в самую последнюю очередь. Решение было принято на фоне скандала, в котором оказались замешаны близкие к папе Римскому Франциску прелаты. Инициатором демарша стал бывший апостольский нунций Ватикана в США архиепископ Карло Мария Вигано. Он сочинил текст, который позже подписали 12 кардиналов и епископов, а также несколько десятков журналистов, врачей, юристов и представителей различных международных организаций. Письмо, названное «Призыв к церкви и миру – к католикам и людям доброй воли», было опубликовано 8 мая 2020 года.
Автор петиции утверждает: «Есть вполне серьезные основания полагать, что, исходя из официальных данных о распространенности эпидемии коронавируса в связи с количеством смертей, существуют силы, заинтересованные в создании паники среди населения мира с единственной целью – перманентного введения неприемлемых форм ограничения свобод, контроля над людьми и отслеживания их передвижения. Под предлогом эпидемии COVID-19 во многих случаях были нарушены неотъемлемые права граждан, а их основные свободы, включая свободу вероисповедания, выражения мнений и передвижения, были несоразмерно и неоправданно ограничены. Введение этих нелиберальных мер является тревожной прелюдией к реализации мирового правительства, неподвластного всякому контролю».
Вигано и его соратники предостерегли верующих от того, чтобы они соглашались на «любые средства» в борьбе с COVID-19. Например, «морально неприемлемо разрабатывать или использовать вакцины, полученные из материала, полученного из абортированных эмбрионов». «Борьба против коронавируса, какой бы серьезной она ни была, не должна быть предлогом для поддержки скрытых намерений наднациональных органов, имеющих очень сильные коммерческие и политические интересы в этом плане. Мы твердо отстаиваем право самостоятельно принимать решения о служении мессы и таинств, точно так же как мы утверждаем абсолютную автономию в вопросах, относящихся к нашей непосредственной юрисдикции. Государство не имеет права вмешиваться по какой бы то ни было причине в суверенитет церкви. Давайте не позволим столетиям христианской цивилизации быть стертыми под предлогом вируса и одиозной технологической тирании», – заключает документ.
Среди тех, кто подписал открытое письмо, значатся известные в католическом мире имена бывшего префекта Конгрегации доктрины веры кардинала Герхарда Мюллера, почетного епископа Гонконга кардинала Иосифа Чэня, помощника епископа Астаны Атанасия Шнайдера, почетного епископа Техасского университета Рене Генри Грасида, а также префекта Конгрегации богослужений Святого престола кардинала Роберта Сары. Последний, впрочем, спустя несколько часов после публикации отозвал свое имя под документом, а позже и вовсе заявил, что ничего не подписывал. «Префект-кардинал, член Римской курии, должен соблюдать определенные ограничения по политическим вопросам и не должен подписывать подобные петиции», – написал Сара в Twitter. Это возмутило Вигано. Инициатор петиции обнародовал в своем аккаунте переговоры с Сарой, из которых следует, что «отказник» все-таки давал согласие на подпись. «Да, я согласен поставить свое имя, потому что это борьба, в которой мы должны участвовать вместе, она важна не только для Католической церкви, но и для всего человечества», – якобы написал префект Конгрегации богослужений.
Герхард Мюллер, в свою очередь, хотя и не отзывал подпись, заявил, что «текст намеренно был неправильно понят». Он уверен, что «заинтересованные церковные круги использовали этот документ для того, чтобы вызвать гнев против своих предполагаемых противников». Мюллер также подчеркнул, что он лично «был частично сосредоточен на неадекватном ответе церкви на пандемию».
Объяснение немецкого кардинала не удовлетворило Конференцию католических епископов Германии (ККЕГ), и сообщество поспешило дистанцироваться от мнения прелата. «Конференция обычно не комментирует действия отдельных епископов за пределами Германии. Однако оценка пандемии епископской конференцией принципиально отличается от текста, подписанного Мюллером. Немецкие епископы считают, что ограничения, наложенные на церковь во время пандемии, были разумными и ответственными. И теперь мы считаем, что эти ограничения также должны быть смягчены», – заявил в интервью Католическому агентству новостей (KNA) председатель ККЕГ епископ Георг Бетцинг.
Генеральный викарий епархии Эссена в Германии Клаус Пфеффер выразился жестче: «Было бы возмутительно, если бы усилия по сдерживанию пандемии были дискредитированы как предлог для оправдания ненавистной технократической тирании, которая хотела уничтожить христианскую цивилизацию. Здесь очень много противоречий. Такие запутанные тезисы только разжигают страхи, преследуют черно-белое мышление, рисуют злые образы врагов и отравляют сосуществование в наших обществах, не имеют ничего общего с Иисусом Христом, которому доверяют подписавшиеся».
Отреагировал на письмо архиепископа Вигано и сам папа Римский. В своей проповеди 10 мая понтифик, не называя имен, заметил: «Печально видеть, как достойные епископы, прекрасные люди, заняты экономикой и многими другими вещами. В первую очередь должна быть молитва, в затем уже все остальное. Но когда другие дела занимают место молитвы, что-то не в порядке».
Карло Мария Вигано давно известен как яростный оппонент и критик понтифика. Не единожды он обвинял папу Франциска в том, что тот якобы защищает и покрывает особо дорогих ему епископов, замешанных в педофильских скандалах. В частности, речь шла о вашингтонском архиепископе Теодоре Маккэррике, который еще в 2018 году был обвинен в нескольких случаях насилия над несовершеннолетними, а лишен сана по указу главы Ватикана лишь в феврале 2019 года.
В 2018 году Вигано рекомендовал папе Франциску уйти в отставку, однако понтифик никак не отреагировал на это предложение. Еще в начале пандемии, о чем Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила 11 марта, Франциск призвал верующих не посещать церкви и «служить другим людям и заботиться о ближних в эти драматические дни». Понтифик подал пример, впервые отслужив 5 апреля праздничную мессу Пальмового (Вербного) воскресенья в одиночестве.
С тех пор глава Ватикана ничего публично не говорил о необходимости открытия церквей для верующих. Видимо, папу Бергольо напугала высокая смертность от коронавирусной инфекции, в частности среди итальянского духовенства. Согласно еженедельным отчетам портала Avvenire, на сегодняшний день только в Италии от COVID-19 скончалось 119 священников.
Премьер-министр Италии Джузеппе Конти, объявляя 27 апреля о постепенном смягчении карантина в стране, не планировал разрешать публичные богослужения. Однако Конференция католических епископов Италии в этот же день призвала правительство страны как можно скорее дать такое разрешение, потому что «продление запрета на посещение церквей и участие верующих в богослужениях затрагивает свободу вероисповедания». Правительство прислушалось: 18 мая храмы открылись. Не совсем ясно, что в итоге послужило причиной для смены первоначального правительственного плана: то ли гневное письмо Вигано, к мнению которого примкнул десяток представителей католического духовенства, то ли переговоры за закрытыми дверями дипломатов из Ватикана. Ведь им надо было спасать престиж понтифика как духовного лидера католиков, на который замахнулись подписанты петиции против «мирового правительства». Одно ясно: в Римской курии противостояние кардиналов только разрастается.
комментарии(0)