Даже миллениалы не готовы полностью перейти на дистанционное участие в жизни духовной общины. Фото Reuters
В преддверии выборов президента США исследовательский центр Pew опубликовал результаты нового опроса, посвященного взаимоотношениям религии и политики. В числе прочего социологи изучали, в какой степени в настоящее время разные религиозные группы поддерживают Дональда Трампа.
Как показал опрос, большинство белых евангеликов, выделенных исследователями в отдельную группу, по-прежнему полагают, что нынешний президент США во многом выражает их интересы. 81% белых евангеликов ответили: Трамп «борется за то, во что я верю». 53% заметили, что эта фраза «очень хорошо» описывает действия Трампа, а 28% – что «довольно хорошо». Также 59% респондентов из этой группы полагают, что администрация Трампа помогла продвижению их интересов, и только 7% думают, что она навредила им. Вдобавок 41% белых евангелистов отметили, что они согласны с действующим президентом по всем вопросов, а еще 35% сказали, что солидарны с ним хоть и не по всем, но по многим позициям.
Как оказалось, белые христиане из других групп тоже выражают солидарность с политикой Трампа. 66% белых католиков говорят, что фраза «Борется за то, во что я верю» очень или довольно хорошо описывает Трампа. Аналогичного мнения придерживаются 63% белых протестантов. Еще 58% белых католиков утверждают, что они по всем или многим вопросам согласны с Трампом, как и 56% белых протестантов.
Но другие религиозные группы по-прежнему нелояльны Трампу и его администрации. В том, что он борется за их идеалы, убеждены только 27% черных протестантов, 31% католиков-латиноамериканцев, 39% последователей иудаизма. 84% черных протестантов не согласны с ним по всем или многим вопросам, как и 68% иудаистов и 68% католиков-латиноамериканцев.
Однако исследование показывает, что поддержка Трампа верующими имеет нюансы. Даже среди белых евангеликов большинство не очень довольно поведением президента: 44% говорят, что действия Трампа вызывает у них смешанные чувства, а у 22% – и вовсе неприятие. Такие же смешанные чувства испытывают 40% общей группы белых протестантов (еще 37% им недовольны) и 32% белых католиков (40% недовольны). Недовольство Трампом выражают 74% черных протестантов, 63% иудеев, 59% католиков-латиноамериканцев. Что касается религиозности Трампа, то только среди белых евангеликов большинство (64%) находят, что он очень или несколько набожен. Остальные группы склонны считать его не слишком или совсем не религиозным человеком. Такого мнения придерживаются 84% черных протестантов, 73% иудеев, 69% католиков-латиноамериканцев, 55% белых католиков и 53% остальных белых протестантов.
Исследователи центра Pew попытались также понять, считают ли верующие избрание Трампа волей Бога. Как выяснилось, 51% всех христиан США думают, что Бог не вмешивается в американские выборы; так полагают 79% последователей иудаизма, 73% белых и 65% латиноамериканских католиков, 65% белых протестантов (кроме евангеликов). А вот среди белых евангеликов и черных протестантов такого мнения придерживаются только 27 и 32% соответственно. В отличие от остальных верующих большинство белых евангеликов и черных протестантов (57 и 51%) думают, что избрание Трампа является частью Божьего плана, но это не обязательно означает, что Бог одобряет его политику. Из всех христиан так считают 39%. И лишь 7% последователей Христа в США уверены, что Трамп стал президентом, так как Бог одобряет его политику. Даже среди белых евангеликов в это верят только 13%.
Из результатов опроса можно увидеть, что белые евангелики по-прежнему представляют собой костяк избирательной базы Трампа. Сотрудник центра Pew Клэр Гечевич указала в интервью National Catholic Reporter, что наблюдается большой разрыв между белыми христианами и христианами из числа меньшинств, заметив, что, например, белые католики высоко ценят Трампа, а католики из числа латиноамериканцев смотрят на него по-другому. Также результаты в значительной степени отражают партийную приверженность, ведь большинство белых католиков отождествляют себя с Республиканской партией.
В условиях пандемии COVID-19 актуальной становится оценка действий Трампа по противодействию распространению вируса, и сотрудники центра Pew также провели опрос на эту тему с 10 по 16 марта. 56% всех христиан ответили, что они «очень» или «в некоторой степени» уверены в том, что Трамп проделал хорошую работу, реагируя на вспышку инфекции. Наиболее позитивно на действия президента отреагировали белые евангелики. Из них 77% заявили об уверенности в компетентности Трампа. Это чувство разделяют 62% остальных белых протестантов и 59% белых католиков. Иной позиции придерживаются 79% черных протестантов, 56% католиков-латиноамериканцев, 69% иудеев, которые сказали, что «не слишком» или «совсем не уверены» в том, что глава государства хорошо потрудился в борьбе с заразой. Также большинство белых евангеликов (64%) склонны полагать, что Трамп правильно оценил риски, связанные с коронавирусом, этой же позиции придерживается примерно половина белых протестантов (51%) и белых католиков (48%). Недостаточно серьезным отношение Трампа к рискам из-за пандемии находит большинство последователей иудаизма (73%), черных протестантов (67%) и латиноамериканских католиков (54%).
Пандемия поставила перед верующими и церквами еще один вопрос: насколько они готовы к формату онлайн-богослужений? В некотором роде ответ может дать новое исследование центра Barna, опубликованное 12 марта и посвященное тому, как практикующие христиане, посещающие церковь не реже раза в месяц, описывают роль современных технологий в формировании своей веры.
Исследователи заметили, что в целом влияние цифровых тенденций на верующих неоспоримо, хотя, возможно, и не так сильно, как можно было бы ожидать. Например, оказалось, что только 2% практикующих христиан заявили, что в их церквах используются видео – или проповеди в прямом эфире. Во многом о наличии такой возможности сообщают прихожане из крупных церквей (более 200 человек). Впрочем, 10% признались, что на богослужении они отвлекаются на проверку услышанных фактов, а 7% – на чтение текстов, сообщений и писем, просмотр соцсетей на смартфоне.
В Barna выявили, что церкви в конкуренции за внимание верующих сталкиваются с разными христианскими ресурсами, используемыми достаточно широко. Самым распространенным остается радио, которое раз в неделю слушают 46% практикующих христиан, на втором месте книги, читаемые также раз в неделю (используют этот источник информации 39%), на третьем – социальные медиа, помогающие «расти в вере» (используют 38%). 32% практикующих христиан раз в неделю смотрят телевидение. Пока еще менее популярны такие варианты (их выбрали лишь 26% респондентов), как прослушивание проповедей или обучающего материала через подкаст.
Но как часто верующие полагаются на христианские ресурсы вместо личного посещения церкви? 50% из них ответили, что никогда, еще 27% – «иногда», 9% – в половине случаев, а 13% – «часто». Последнее характерно для миллениалов: из них 34% заявили, что часто пользуются христианскими ресурсами вместо личного присутствия на богослужении. Президент Barna Дэвид Киннаман предположил, что эти тенденции открывают окно в будущее практики веры. Но приведенные его соцслужбой данные характерны именно для практикующих христиан. Значит, если почти половина миллениалов заменяет посещение церкви цифровыми и другими видами ресурсов, они все равно хотя бы раз в месяц находят время, чтобы собраться с верующими в реальной жизни. Киннаман считает, что церковным лидерам надо не бить тревогу, а задуматься о возможности обеспечить продуманную интеграцию цифровых инструментов, стратегий и контента в свои усилия по духовному развитию.
Остается добавить, что из-за пандемии коронавируса многим церквам теперь придется задуматься хотя бы об онлайн-трансляции богослужений.
комментарии(0)