Ахмед Шахид вызвал широкую дискуссию среди религиозных деятелей и правозащитников. Фото со страницы UN Geneva в Flickr |
В докладе обращается внимание на существующие дискриминационные правовые положения в законах о личном статусе и семейном праве, проистекающие из толкований религиозных традиций, а также на то, что в ряде государств установление семейных правовых норм делегировано религиозным общинам. Подобная практика приводит к тому, что многие женщины и девочки остаются под угрозой насилия в своих религиозных общинах без какой-либо правовой защиты. Выражается обеспокоенность по поводу законов в ряде стран, которые криминализируют гомосексуальные отношения, что оправдывается существующими в них религиозными нормами. Указывается на наличие законов, основанных на толковании религиозных доктрин, расценивающих как преступление супружескую измену. В ряде стран супружеская неверность может привести к смертной казни через побивание камнями. Некоторые правительства продолжают поддерживать частичные или полные запреты абортов, а религиозные деятели поощряют эти меры и выступают против реформирования законодательства. Особому риску подвергаются женщины и девочки из общин религиозных меньшинств в Южной и Юго-Восточной Азии. Они часто сталкиваются с насильственным обращением в другую веру и принудительными браками.
Вместе с тем специальный докладчик отмечает, что роль религиозных групп в утверждении норм, поощряющих гендерное неравенство, представляется сложной, поскольку сами общины не монолитны. Есть верующие, в том числе религиозные деятели, которые борются за права женщин, девочек и ЛГБТ-сообществ и работают над продвижением гендерного равенства в рамках своей веры.
В докладе содержится призыв к государствам подтвердить, что религиозные взгляды не должны использоваться для оправдания нарушения прав человека, для чего необходимо пересмотреть законы и практику, убрать оговорки, сделанные со ссылкой на религиозные соображения, к основным договорам по правам человека. В докладе также содержится совет бороться со всеми оправданными с точки зрения религиозной практики или убеждений формами насилия и принуждения. Правительствам советуют отменить дискриминационные законы, принятые по религиозным соображениям, которые предусматривают уголовную ответственность за супружескую измену, преследования за принадлежность к сексуальным меньшинствам, криминализацию абортов, уголовную ответственность за такие преступления, как богохульство или оскорбление религиозных чувств. Рекомендуется публично осуждать проявления враждебности и увековечивание вредных гендерных стереотипов со стороны религиозных деятелей или тех, кто оправдывает их во имя религии. Государствам следует развивать образование и подготовку в области прав человека для религиозных лидеров, поощрять частных субъектов как из числа правозащитных организаций, так и религиозных групп, к содействию реализации роли женщин в духовных организациях, продвигать просвещение по вопросам религии и свободы вероисповедания в общинах среди женщин, девочек и сексуальных меньшинств.
Ахмед Шахид обращается и к религиозным лидерам. Им советуют публично выступать против выражений враждебности и негативных стереотипов и выражать солидарность жертвам предубеждений. Организациям гражданского общества следует содействовать проведению целостных и всеохватывающих дискуссий о том, как оправданная по религиозным соображениям или убеждениям практика приводит к дискриминационному обращению, вредной практике и иногда опасным для жизни злоупотреблениям, и продолжать кампании, направленные на борьбу с этой практикой.
Обозреватель National Catholic Reporter Джейми Мэнсон считает, что доклад стал самой смелой попыткой, которую видели до настоящего времени, обуздать распространение влияния религиозных групп на гражданские права. Но большинство из тех, кто публично высказал свое мнение по поводу выступления Шахида, не согласно с такой оценкой. Архиепископ Иван Юркович, постоянный наблюдатель Ватикана при ООН, заявил, что «доклад, по крайней мере частично, является посягательством на свободу религии или убеждений, а также на свободу совести». Делегация Святого престола в международной организации выразила сожаление по поводу того, что в тексте уделяется мало внимания защите верующих, которые преследуются или подвергаются дискриминации, а вместо этого продвигается видение общества, которое далеко не всеми разделяется и не отражает социальную, культурную и религиозную реальность многих народов. Всемирный евангелический альянс (ВЕА) сделал заявление, что он от имени 21 организации полностью поддерживает мнение Шахида о том, что насилие, принуждение и дискриминация во имя религии не должны оправдываться. Однако альянс выразил обеспокоенность насчет рекомендаций по поводу абортов. ВЕА полагает, что признание религиозной свободы, а также ряда других основных прав человека должно включать признание права защищать жизнь плода в утробе матери и выступать против ее прекращения. Президент Католической лиги за религиозные и гражданские права в США Билл Донохью написал в CNSNews, что доклад Ахмеда Шахида «носит более чем тенденциозный характер: это идеологическая атака на наше самое основополагающее право человека», и текст доклада «читается как манифест прав ЛГБТ». По его мнению, ООН не должна навязывать «свое светское и действительно тревожное видение сексуальности» религиозным организациям во всем мире. Колумнист консервативной Washington Times Шэрил Чамли расценила отчет как «шаг ООН к вытеснению мировых религий», заметив, что «жаждущая власти элита ООН» заинтересована в распространении секуляризованного общества.
Впрочем, Ребекка Оас из «Центра за семью и права человека» в статье на сайте организации обращает внимание на то, что доклады Шахида носят рекомендательный и необязательный характер. Тем не менее они вносятся в библиотеку документов ООН по правам человека, в которых часто присутствуют ссылки на другие источники. Но эти толкования прав человека не всегда получают широкую поддержку среди государств – членов всемирной организации.
комментарии(0)