Вряд ли главы православных церквей все вместе встретятся в ближайшие годы. Фото с сайта www.patriarchia.ru
В Аммане (Иордания) 26 февраля пройдет совещание представителей поместных православных церквей для обсуждения вопроса сохранения «православного единства в евхаристическом общении». С инициативой проведения подобной встречи выступил в конце ноября 2019 года Иерусалимский патриарх Феофил III. Правда, по задумке лидера православной общины Святой земли, мероприятие должно было собрать глав церквей. Однако к текущему моменту формат поменялся.
Перемены связаны с тем, что из-за усиления противостояния РПЦи Константинопольской церкви некоторые патриархи отказались приезжать в Иорданию. Известно, что свое участие в совещании на уровне предстоятелей через синодальные заявления подтвердили лишь РПЦ, Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), Церковь Чешских земель и Словакии и Сербская православная церковь. Готовность участвовать в заседании устно высказал Антиохийский патриарх Иоанн X. Правда, пока непонятно, приедет ли он сам или пришлет своих представителей. В Румынской и Польской православных церквах решили отправить делегатов. Среди тех, кто вообще отказался от участия на каком-либо уровне, – Константинопольский патриархат, Элладская, Кипрская, Албанская и Грузинская церкви. Грузинский патриарх Илия II заявил, что, несмотря на то, что его церковь «полностью согласна с целями встречи, но считает, что такое мероприятие должно проходить только при участии всех церквей».
В Албании, где поддерживали Москву в непризнании каноничности Православной церкви Украины (ПЦУ), свой бойкот иорданского совещания объяснили тем, что оно «еще больше осложнит ситуацию в православии». «Инициатива исцеления новой реальности, несомненно, принадлежит Вселенскому патриархату. Но все автокефальные церкви, все без исключения православные верующие несут ответственность за содействие примирению. Однако ваше предложение о встрече в Иордании, как сейчас очевидно, вместо вклада в укрепление единства, еще больше усложнит уврачевание раскола. Поэтому мы не можем присутствовать на предложенной встрече», – заявил архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий. Примечательно, что еще в ноябре 2019 года он был в числе тех, кто призывал предстоятелей церквей собраться и вместе обсудить сложившуюся в мировом православии обстановку.
Что касается Кипра, то архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II просто проигнорировал приглашение Феофила III и не дал никакого ответа. Его приближенные архиереи утверждают, что он не поедет в Иорданию, чтобы и дальше продолжать держать «нейтралитет». Напомним, что, после того как три церкви (Константинопольская, Элладская и Александрийская) признали каноничность ПЦУ и внесли имя ее главы митрополита Киевского и всея Украины Епифания (Думенко) в свои церковные диптихи (списки поминания по первенству чести), Русская церковь разорвала с ними евхаристическое общение. С Вселенским патриархатом – полностью, с двумя другими – частично (только с теми, кто признает ПЦУ). Из-за этого кризис в мировом православии еще больше усугубился. Кипрская церковь осудила разрыв евхаристического общения РПЦ с «отступниками», но и не поддержала действия Константинопольского патриархата в Украине. При этом в ПЦУ с подачи Константинополя заявляют, что в 2020 году ее автокефалию признают еще как минимум три-четыре церкви, среди которых называют как раз Кипрскую, Албанскую и Румынскую.
13 февраля в Румынской церкви приняли достаточно пространную формулировку в отношении признания ПЦУ. «Священный синод согласен с предоставлением автокефалии для всей Православной церкви в Украине (а не только для ее части), но это может быть достигнуто только путем взаимопонимания между Вселенским патриархатом и Московским патриархатом, а также всеобщим православным консенсусом», – говорится в итоговом документе румынских епископов. В ПЦУ это восприняли как очередную победу, особо указав на то, что Румынский патриарх Даниил в Иорданию ехать отказался. Ранее греческие СМИ заявляли, что и Польская православная церковь не станет участником Амманской встречи. Митрополит Варшавский Савва эти слухи опроверг, однако cам в Иорданию не поедет – «по состоянию здоровья».
Впрочем, в Московском патриархате заявленным количеством участников вполне удовлетворены. «Сейчас, когда все так напряжено, эта встреча будет очень полезной и важной для всех. Встречаться и обсуждать насущные проблемы вообще хорошо всегда», – заверил «НГР» заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов. Учитывая, что сейчас в диптихе РПЦ всего 12 (ранее было 15) православных церквей, участие во встрече семи из них считают определенным успехом.
На момент сдачи номера в печать не было сообщений о решениях Болгарской церкви и Александрийского патриархата (хотя некоторые СМИ заявили об отказе Феодора II приезжать в Иорданию). Основная причина нежелания участвовать формулируется так: патриарх Иерусалимский не имел права ни инициировать эту встречу, ни приглашать на нее кого-либо. Об этом в январе с.г. объявил сам Константинопольский (Вселенский) патриарх Варфоломей. «Не нужно напоминать, какое место ваш патриархат занимает в диптихе святой православной церкви. А также о том, что по каноническому порядку всеправославные Соборы всегда созывались Вселенским патриархом и проходили под его председательством. Какому единству служит ваша инициатива, если первый среди православных предстоятелей отсутствует на Соборе, который вы предлагаете?» – написал Варфоломей в ответ на приглашение патриарха Феофила.
О том, что у Иерусалимской церкви после совещания в Аммане могут быть проблемы, патриарх Варфоломей предупредил представителей Иерусалимской патриархии и при личной встрече 15 февраля, сообщил греческий сайт Orthodox Times. Еще раз подчеркнув, что он не собирается ехать в Амман, Варфоломей заявил, что «позиция Иерусалимского патриархата ставит под угрозу единство в православном мире, к которому стремится Вселенский патриархат». При этом греческий ресурс сообщает: представители Иерусалимской церкви «заверили, что собрание в Аммане представляет собой не официальное совещание, а скорее братскую встречу православных иерархов с целью диалога, и пытались убедить Вселенского патриарха в том, что Иерусалим поддерживает Константинополь, но не смогли найти никаких аргументов в пользу своих взглядов».
В Московском патриархате ответ Варфоломея Феофилу назвали «новой теорией, с которой мы не можем согласиться». Глава Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион (Алфеев) напомнил, что подобные прецеденты в мировом православии были, и не так давно. «Я прекрасно помню, как в 2000 году Иерусалимский патриарх Диодор пригласил всех глав поместных церквей в Вифлеем на празднование 2000-летия Рождества Христова. И патриарх Варфоломей там был, и патриарх Московский и всея Руси Алексий. И почему-то никому не приходило в голову спрашивать: как это Иерусалимский патриарх приглашает, тогда как должен приглашать патриарх Константинопольский? На наш взгляд, каждый предстоятель поместной православной церкви несет ответственность не только за свою церковь, но и за межправославное согласие. Если это согласие нарушено, если возник конфликт, то каждый может внести свой вклад в его разрешение. Тем более что Иерусалимский патриарх пригласил глав церквей не на какую-то формальную встречу, а на неформальную дружескую встречу, «на братскую встречу в любви», как было сказано в его пригласительном письме, и идея заключалась в том, чтобы дать возможность предстоятелям в спокойной, неформальной, неофициальной обстановке обсудить те проблемы, которые возникли».
Руководитель Центра изучения религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин в разговоре с «НГР» предположил, что, поскольку формат иорданской встречи поменялся, от совещания можно ожидать самых неожиданных результатов. «Теперь это будут не только главы поместных церквей, но и высшие иерархи, и тогда, например, на встречу могут приехать и те митрополиты Элладской и Александрийской церквей, которые поддерживают Москву. Одна из задач Отдела внешних церковных связей и ее главы митрополита Илариона – организовать эту встречу как миротворческую, которая соберет разные церкви и представит весь православный мир», – отметил религиовед.
По мнению же первого вице-президента Центра политических технологий Алексея Макаркина, встреча в Аммане будет одной из самых сложных: «Иерусалимский патриарх Феофил оказался сейчас в очень сложном для себя положении. Он – грек, а получилось так, что все предстоятели-греки отказались приезжать в Амман. В православии, несмотря на то что все говорят об универсалистском факторе, что оно едино и нет ни эллина, ни иудея, в то же время национальный, этнофилетический фактор очень значим. Яркий пример тому – глава Албанской церкви архиепископ Анастасий. Он негативно воспринял решение патриарха Варфоломея предоставить автокефалию ПЦУ, высказал свои серьезные возражения по этому поводу и не признал Православную церковь Украины, но в то же время из-за этого принципа греческой солидарности он также отказался приезжать в Иорданию». «Более того, у церквей нет единой позиции по украинскому вопросу, – напомнил политолог. – Например, в Болгарской церкви существуют очень серьезные разногласия между разными иерархами по этому поводу. Главным союзником Русской православной церкви считается Сербская церковь. Однако у них тоже не все так просто. Сейчас у сербов идут столкновения с черногорской полицией из-за недавно принятого Черногорией закона, который позволяет забрать имущество Сербской церкви. В этот момент Константинополь встал на сторону сербов. И теперь получилось так, что Константинополь как бы протягивает руку Сербской церкви, а она, поехав в Амман, эту руку отталкивает. Поэтому, я думаю, в Сербской церкви сейчас также идет спор о том, стоит ли быть ближе в Москве или «диверсифицироваться». Да и в других церквах тоже не все так просто».
Сможет ли мусульманская Иордания примирить православных иерархов, будет понятно совсем скоро. Но, например, в случае с англиканскими примасами столице Иордании это сделать не удалось. Прошедший здесь в середине января саммит глав англиканских церквей мира только разделил сообщество, и под угрозой оказалось проведение очередной Ламбетской конференции – съезда англиканских епископов, который проходит раз в десять лет. У РПЦ есть хорошая возможность извлечь урок из чужой ошибки.
комментарии(0)