Муфтий Аширов выступил против размывания коллегиальных начал в Совете муфтиев России. Кадр из видео с канала «Поистине» на YouTube
Председатель Духовного управления мусульман азиатской части России (ДУМАЧР) и член президиума Совета муфтиев России муфтий Нафигулла Аширов опубликовал программную статью «К вопросу о взаимодействии мусульманских организаций России», в которой пожаловался на борьбу «между муфтиятами, состоящими в неких союзнических отношениях в рамках того же Совета муфтиев России (СМР)».
Поводом для выноса сора из избы стали многочисленные жалобы на переманивание общин Аширова в Духовное управление мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ), которое объявило зоной своей юрисдикции всю страну и ведет себя соответственно. Аширов лишился целого ряда местных религиозных организаций в Омской, Томской, Свердловской областях, а также Якутии.
После обвинения ДУМ РФ в недобросовестной конкуренции Аширов получил ответ сразу от трех представителей этой организации, из которого следовало, что он сам во всем виноват, порочит мусульманское духовенство и даже присваивает деньги паломников в Мекку. Главную суть ответа сформулировал член совета старейшин ДУМ РФ Харис Саубянов, прямо заявивший, что «в Золотой Орде существовала традиция, когда мурзы покидали хана, который не справлялся со своими обязанностями, и переходили на службу к тому, кто сможет не на словах, а на деле защищать народ и служить ему». «Не эти ли процессы мы наблюдаем и в ДУМАЧР?» – задается вопросом Саубянов. Дружественные ДУМ РФ публицисты дополнительно напомнили о судимостях Аширова и назвали его «профессиональным раскольником», который выступил против идеи объединения российских мусульман вокруг муфтия Равиля Гайнутдина.
Примерно за месяц до этого скандала произошло еще одно интересное событие. Первый зампред Гайнутдина по линии ДУМ РФ Дамир Мухетдинов по итогам заседания президиумов и аппаратов ДУМ РФ И СМР обозначил главную задачу своих структур – получение полной власти над российской уммой: «Наш лидер муфтий шейх Равиль Гайнутдин четко обозначил нашу цель на ближайшую перспективу: это консолидация мусульман России, начинающаяся прежде всего с себя, с выстраивания более четкой и понятной структуры Духовного управления мусульман и созданного на его фундаменте Совета муфтиев России. По словам муфтия Гайнутдина, «подобно тому как Москва, будучи федеральным Центром и центром принятия решений, объединяет субъекты Федерации, так и для мусульманского духовенства необходим единый центр, консолидирующий умму, приумножающий ее потенциал и направляющий ее волю в единый вектор». По этому пути глава Духовного управления идет последовательно и целенаправленно уже не одно десятилетие. Как говорится, «одна страна, одна умма, один муфтий».
А ведь когда-то все было совсем не так. Двадцать лет назад ДУМ РФ называлось ДУМ Европейской части России в составе СМР, где мирно уживалось с ДУМ Азиатской части России Аширова. Недоброжелатели сравнивали их деление сфер влияния по Уральскому хребту с договором детей лейтенанта Шмидта из книги Ильфа и Петрова, но немало лет эта система работала. Тогда СМР считался альянсом независимых муфтиятов, который противопоставлялся тоталитарному ЦДУМ с его жесткой вертикалью власти. Главы муфтиятов СМР автоматически становились его сопредседателями и от Равиля Гайнутдина зависели слабо.
Такая система выглядела красиво, однако эффективность имела низкую. На пике расцвета в СМР с некоторыми оговорками входили все муфтияты Северного Кавказа и ДУМ Татарстана, что делало этот альянс крупнейшей мусульманской организацией страны. Вот только со временем они стали независимыми, плюс немало общин вернуло себе ЦДУМ. Позиции СМР заметно пошатнулись, и теперь оно не входит даже в тройку мусульманских объединений страны.
По числу зарегистрированных общин сейчас лидирует муфтият Татарстана, а ЦДУМ как старейший российский муфтият во главе со старейшим муфтием Талгатом Таджуддином его постепенно нагоняет. Муфтият Дагестана стал лидером по числу реально действующих общин и числу верующих, а также учебным заведениям и СМИ. Плюс у него есть своя полноценная больница, медицинский и педагогический колледжи, а также гигантская мечеть пророка Исы в Каспийске, которая с большим запасом обгонит по вместимости ближайших конкурентов. У чеченского муфтията есть Рамзан Кадыров с его впечатляющими ресурсами, более тысячи мечетей и приличное число верующих по всей стране. А еще есть Духовное собрание мусульман России (ДСМР) муфтия Альбира Крганова, которое воспроизвело первоначальную схему СМР и заняло нишу альянса независимых муфтиятов, вступив в союз с Татарстаном и Дагестаном. По той же схеме работает и Координационный центр мусульман Северного Кавказа, который пока не вернул в свою ассоциацию муфтият Дагестана, но отношения с ним полностью восстановил.
На этом фоне амбиции ДУМ РФ никого особо не пугают. Помимо крупной мечети в Москве других конкурентных преимуществ у Равиля Гайнутдина нет. Встреча с президентом России и орден от него в 2019 году? Обычное дело, и другие встречаются с лидером государства и орденами не обижены. Связи с зарубежными мусульманами? Так с ними все давно работают напрямую. По одному параметру ДУМ РФ-СМР, правда, вне конкуренции – половина из почти сотни централизованных мусульманских организаций России теперь замыкается на них. Уже нормальной выглядит ситуация, что в одном регионе создаются по три централизованных религиозных объединения именно ДУМ РФ – СМР. Свердловская и Омская области тому пример.
Очередная экспансия ДУМ РФ на самом деле мало кого впечатляет. Северокавказские муфтияты в ее рамках получили пару общин в Краснодарском крае и не особенно верят в массовый переход мечетей Грозного или Махачкалы к Равилю Гайнутдину. ДУМ Республики Татарстан надежно защищено политикой республиканских властей, гордящимися единством своей уммы, а ЦДУМ и ДСМР сами отбирают общины у СМР – ДУМ РФ, например, в Башкирии и Центральной России. Да и вообще – Равиль Гайнутдин уже ровно четверть века жаждет всех объединить, но как-то разделения от этого становятся только больше.
В итоге опасаться сильнее всего стоит именно Аширову и тем муфтиям СМР, которые пока не вошли в ДУМ РФ. Именно за их счет и собирается развиваться ДУМ РФ, лидерам которого СМР нужен все меньше. Но пострадавшим от такого варианта есть чем ответить.
Муфтий Аширов имеет свою целевую аудиторию. Да, он скандален, но зато имеет репутацию бескомпромиссного борца за права мусульман, чуждого дипломатии Гайнутдина. Имеет он и союзников в лице, например, саратовского муфтия Мукаддаса Бибарсова. На данный момент Нафигулла Аширов перебрался в Москву и активно встречается с мусульманскими лидерами из разных регионов. Его ДУМАЧР открыло представительства в Нижнем Поволжье и Санкт-Петербурге, не скрывая своего желания отплатить ДУМ РФ той же монетой. И я совершенно не удивлюсь, если вскорости главный азиатский муфтий объявит о возрождении «настоящего» СМР – времен первоначальной чистоты и справедливости.
комментарии(0)