Одна из многолюдных протестных акций против нового закона прошла в Черногории 12 января. Фото с сайта Черногорско-Приморской митрополии
Вечером 12 января во многих городах Черногории прошли массовые акции протеста, направленные против закона «О свободе вероисповедания и убеждений и правовом положении религиозных общин». Документ, ущемляющий интересы Сербской православной церкви (СПЦ) и практически открывающий процесс автокефалии непризнанной мировым православием Черногорской церкви, был принят в ночь на 27 декабря Скупщиной (парламентом страны) и подписан 28 декабря президентом Мило Джукановичем. За закон после почти 16 часов обсуждения проголосовали все 45 из присутствующих в зале депутатов. Большинство из них принадлежат к Демократической партии социалистов (ДПС) – инициатора появления документа. Лидеры же партии «Демократический фронт», выступающие ярыми противниками этого законодательного акта, после потасовки во время голосования в Скупщине были удалены из зала. 8 января закон вступил в силу.
Утвержденный президентом Черногории текст гласит, что религиозные общины сохранят свои активы только в том случае, если смогут представить четкие доказательства права на собственность. У Сербской православной церкви в Черногории таких документов практически нет. При этом ей принадлежат более 600 храмов и монастырей, в том числе древних, строившихся начиная с IV столетия. Отметим, что многие памятники церковной архитектуры, особенно в городах на берегу Адриатического моря, на протяжении нескольких веков служили католическими храмами. Таким образом, в собственность государства могут перейти все культовые здания, возведенные до 1 декабря 1918 года. Дата не случайна. Именно тогда Черногория потеряла независимость и была включена в состав нового федеративного Королевства сербов, хорватов и словенцев, преобразованного в 1929 году в Королевство Югославия, а после 1945 года – в федеративную социалистическую республику под главенством Белграда.
«Православная церковь Черногории представлена Сербской православной церковью, а закон нацелен на существенную дискриминацию СПЦ, что и вызывает недовольство верующих. Еще один немаловажный момент заключается в том, что Черногория – не совсем обычное государство. Она исторически возникла из местной митрополии в XIX веке. То есть вначале государство существовало в форме теократии. И лишь потом эта теократия стала переходить в формат светского государства. И это давление на Черногорско-Приморскую митрополию, а именно так сегодня принятый закон воспринимают в обществе, и вызвало такой жесткий отпор со стороны не только духовенства, но и основной массы верующих», – пояснил «НГР» научный сотрудник отдела современной истории стран Центральной и Юго-Восточной Европы Института славяноведения Георгий Энгельгардт.
Власти Черногории уже заявили претензии на главные святыни СПЦ, среди которых монастырь Святого Василия Острожского, Цетинская и другие обители, а также храмы Черногорско-Приморской митрополии СПЦ. Сам Мило Джуканович ранее неоднократно выступал за то, чтобы передать культовые комплексы созданной в 1990-е годы, но не признанной в православном мире Черногорской православной церкви и во многом благодаря этому получить для нее автокефалию и мировое признание. «Над этим законом мы работали пять лет. Речь идет о том, способны ли мы на политический компромисс, способны ли отказаться от того, что строили в предыдущие 30 лет: обновления государственности Черногории, ее суверенитета, европейского пути развития страны в пользу возвращения к националистической иллюзии, что Черногория должна быть сербским государством, которым будет управлять СПЦ», – сказал Джуканович 21 декабря в эфире телеканала Antena M. Президент особо подчеркнул: «В этом вопросе нет места для компромисса и уступок Сербской православной церкви». «Черногорско-Приморская митрополия и ее глава митрополит Амфилохий не уважают законы Черногории и не хотят принять тот факт, что Черногория – это независимое государство. Но государство им это объяснит силой закона», – в начале ноября заявил премьер-министр Черногории Душко Маркович.
«Мило Джуканович, который уже много лет руководит этой страной, фактически стал диктатором», – считает руководитель Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН Елена Гуськова.
«Страна маленькая, и огромное количество людей вынуждены соглашаться с тем, что он делает, – пояснила она «НГР». – Но есть и те, кто протестует против действий президента. Однако они в меньшинстве. Среди них – Сербская православная церковь и митрополит Амфилохий (Радович). Властям это не нравится, и они давно думают о том, как уничтожить центры сопротивления».
Массовые протестные акции на улицах городов Черногории проходят ежедневно с конца декабря 2019 года. Это было вполне ожидаемло, считает Георгий Энгельгардт. «Еще когда процесс принятия закона только выходил на финишную прямую, уже тогда и митрополия, и ее сторонники предупреждали власти, что они готовы к самому серьезному противостоянию. Осенью прошлого года в этом вопросе стали объединяться и черногорские племена, и кланы, которые, как бы архаично это ни звучало, в Черногории довольно действующая сила. Эти племена и кланы преимущественно севера страны как раз и заявили, что они будут всячески сопротивляться и препятствовать принятию этого закона».
Как сообщила Черногорско-Приморская митрополия СПЦ, в столице страны г. Подгорица в ночь на 27 декабря полиция избила епископа Диоклийского Мефодия (Остоича) и защищавших его верующих. Всего в ходе потасовок было задержано несколько десятков протестующих. Увечья получили четверо стражей порядка. Сам епископ Мефодий заявил, что «не осуждает полицию и сожалеет о происшедшем инциденте». Он также подчеркнул, что сейчас особенно важно «не допустить обострения и без того накаленной обстановки в стране».
«Формально логика действий ясна, – продолжает Энгельгардт. – Джуканович и его правительство занимаются как отделением Черногории от Сербии, так и коренной реформой черногорской идентичности. Вместо единой сербской идентичности они пытаются выстроить другую, основанную на иных принципах. С этой точки зрения последний оставшийся шаг – это разбить церковное единство. Раз независимая страна, то у нее должна быть независимая церковь. А Черногорско-Приморская митрополия служит неким оплотом старой общесербской идентичности».
К черногорским верующим присоединились в Боснии и Герцеговине, а также в Сербии. 8 января в Белграде прошел многотысячный молебен-шествие по улицам города, который возглавили представители сербского духовенства, глава администрации президента Сербии Никола Селакович, министр инноваций и технологического развития Ненад Попович, глава Канцелярии по Косово и Метохии при кабмине страны Марко Джурич.
Глава Черногорско-Приморской митрополии митрополит Амфилохий (Радович) назвал протестные движения «огнем божественной любви». 5 января Совет епископов Сербской православной церкви в Черногории сделал официальное заявление о том, что если «местные власти не отменят антиконституционный закон», то после трехдневного празднования Рождества «церковь организует митинги протеста – мирные, молитвенные и ненасильственные – два раза в неделю». «Содержание этих протестов и молитвенных литий будет определяться людьми и местным духовенством с благословения епархиальных епископов. До тех пор пока эти собрания продолжатся, их послания не должны обременяться какой-либо политизацией и любой формой национализма или любой земной идеологией, которая не имеет ничего общего с евангельской Благой вестью», – пообещали епископы. Свою поддержку черногорцам выразили не только патриарх Сербский Ириней, но и президент Сербии Александр Вучич. Последний отказался посещать Черногорию в канун Рождества. В ночь на 13 января он заявил о «бесправном положении сербов в Черногории», которые составляют в этой стране 28% населения.
У Московского патриархата с черногорскими процессами связаны свои интересы и опасения: Сербская православная церковь поддерживает РПЦ в непризнании Православной церкви Украины (ПЦУ). 4 января глава Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) митрополит Киевский Онуфрий (Березовский) направил патриарху Иринею письмо, в котором выразил «поддержку СПЦ и солидарность с православными верующими Черногории в их испытаниях». «Сегодня вся полнота Украинской православной церкви – епископат, духовенство и миряне особенно сопереживают вашей церкви и православному народу Черногории. Ведь и наша церковь пережила за последний год известные всему православному миру события, которые во многом сходны с тем, что сейчас начинается в Черногории». С тем, что в Черногории повторяется сценарий создания ПЦУ, согласна и Елена Гуськова. «Джуканович хочет передать Черногорской православной церкви все полномочия, чтобы она не только затмила Сербскую православную церковь, но и была послушной и подконтрольной ему. Но этот процесс не может быть таким же легким, как в Украине. В Черногории народу не так много, и он объединен вокруг Сербской церкви. Поэтому Джуканович и начал пошаговую деятельность. Сейчас он отнимет имущество Сербской церкви, потом передаст его Черногорской церкви, потом еще что-то попытается сделать», – считает балканист.
Георгий Энгельгардт полагает, что сценарии разнятся. «Во-первых, на Украине два десятилетия существовала структура Филарета в виде Киевского патриархата. В Черногории ситуация другая. Черногорская православная церковь крайне неубедительно выглядящая организация. Ее глава – митрополит Михайло (Дедеич) – отлученный Вселенским патриархатом священник. У него есть личные счеты и личная вражда с Константинополем. У Черногорской церкви практически нет прихожан, и они не могут выступать как противовес канонической церкви. Поэтому проигрывать в Черногории украинский сценарий будет сложно именно из-за отсутствия местной церковной сильной структуры. Для этого им прежде всего необходимо существенно трансформировать церковь Дедеича. Скорее всего задумка была в том, чтобы заставить Приморско-Черногорскую митрополию выйти из состава Сербской православной церкви с обещанием предоставления ей автокефалии. Однако сейчас, в условиях обострившегося конфликта, больших шансов на успех этот вариант иметь не будет».
Несмотря на то что еще 30 декабря в интервью греческому изданию Кurir.rs Константинопольский (Вселенский) патриарх Варфоломей пообещал, что никогда не даст автокефалию Черногорской православной церкви и будет поддерживать Сербскую церковь, в СПЦ его словам не очень верят.
комментарии(0)