0
9141
Газета Факты и комментарии Печатная версия

14.01.2020 17:18:00

Черногория объявила независимость от сербской митрополии

Власти страны пытаются ограничить политические возможности клерикалов

Тэги: черногория, сербия, мило джуканович, александр вучич, закон, религия, православие, сербская православная церковь, патриарх ириней, митрополия, черногорская православная церковь, патриарх варфоломей, протесты, акции, молебен, сопротивление, рпц, упц мп, пц


черногория, сербия, мило джуканович, александр вучич, закон, религия, православие, сербская православная церковь, патриарх ириней, митрополия, черногорская православная церковь, патриарх варфоломей, протесты, акции, молебен, сопротивление, рпц, упц мп, пц Одна из многолюдных протестных акций против нового закона прошла в Черногории 12 января. Фото с сайта Черногорско-Приморской митрополии

Вечером 12 января во многих городах Черногории прошли массовые акции протеста, направленные против закона «О свободе вероисповедания и убеждений и правовом положении религиозных общин». Документ, ущемляющий интересы Сербской православной церкви (СПЦ) и практически открывающий процесс автокефалии непризнанной мировым православием Черногорской церкви, был принят в ночь на 27 декабря Скупщиной (парламентом страны) и подписан 28 декабря президентом Мило Джукановичем. За закон после почти 16 часов обсуждения проголосовали все 45 из присутствующих в зале депутатов. Большинство из них принадлежат к Демократической партии социалистов (ДПС) – инициатора появления документа. Лидеры же партии «Демократический фронт», выступающие ярыми противниками этого законодательного акта, после потасовки во время голосования в Скупщине были удалены из зала. 8 января закон вступил в силу.

Утвержденный президентом Черногории текст гласит, что религиозные общины сохранят свои активы только в том случае, если смогут представить четкие доказательства права на собственность. У Сербской православной церкви в Черногории таких документов практически нет. При этом ей принадлежат более 600 храмов и монастырей, в том числе древних, строившихся начиная с IV столетия. Отметим, что многие памятники церковной архитектуры, особенно в городах на берегу Адриатического моря, на протяжении нескольких веков служили католическими храмами. Таким образом, в собственность государства могут перейти все культовые здания, возведенные до 1 декабря 1918 года. Дата не случайна. Именно тогда Черногория потеряла независимость и была включена в состав нового федеративного Королевства сербов, хорватов и словенцев, преобразованного в 1929 году в Королевство Югославия, а после 1945 года – в федеративную социалистическую республику под главенством Белграда.

«Православная церковь Черногории представлена Сербской православной церковью, а закон нацелен на существенную дискриминацию СПЦ, что и вызывает недовольство верующих. Еще один немаловажный момент заключается в том, что Черногория – не совсем обычное государство. Она исторически возникла из местной митрополии в XIX веке. То есть вначале государство существовало в форме теократии. И лишь потом эта теократия стала переходить в формат светского государства. И это давление на Черногорско-Приморскую митрополию, а именно так сегодня принятый закон воспринимают в обществе, и вызвало такой жесткий отпор со стороны не только духовенства, но и основной массы верующих», – пояснил «НГР» научный сотрудник отдела современной истории стран Центральной и Юго-Восточной Европы Института славяноведения Георгий Энгельгардт.

Власти Черногории уже заявили претензии на главные святыни СПЦ, среди которых монастырь Святого Василия Острожского, Цетинская и другие обители, а также храмы Черногорско-Приморской митрополии СПЦ. Сам Мило Джуканович ранее неоднократно выступал за то, чтобы передать культовые комплексы созданной в 1990-е годы, но не признанной в православном мире Черногорской православной церкви и во многом благодаря этому получить для нее автокефалию и мировое признание. «Над этим законом мы работали пять лет. Речь идет о том, способны ли мы на политический компромисс, способны ли отказаться от того, что строили в предыдущие 30 лет: обновления государственности Черногории, ее суверенитета, европейского пути развития страны в пользу возвращения к националистической иллюзии, что Черногория должна быть сербским государством, которым будет управлять СПЦ», – сказал Джуканович 21 декабря в эфире телеканала Antena M. Президент особо подчеркнул: «В этом вопросе нет места для компромисса и уступок Сербской православной церкви». «Черногорско-Приморская митрополия и ее глава митрополит Амфилохий не уважают законы Черногории и не хотят принять тот факт, что Черногория – это независимое государство. Но государство им это объяснит силой закона», – в начале ноября заявил премьер-министр Черногории Душко Маркович.

«Мило Джуканович, который уже много лет руководит этой страной, фактически стал диктатором», – считает руководитель Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН Елена Гуськова.

«Страна маленькая, и огромное количество людей вынуждены соглашаться с тем, что он делает, – пояснила она «НГР». – Но есть и те, кто протестует против действий президента. Однако они в меньшинстве. Среди них – Сербская православная церковь и митрополит Амфилохий (Радович). Властям это не нравится, и они давно думают о том, как уничтожить центры сопротивления».

Массовые протестные акции на улицах городов Черногории проходят ежедневно с конца декабря 2019 года. Это было вполне ожидаемло, считает Георгий Энгельгардт. «Еще когда процесс принятия закона только выходил на финишную прямую, уже тогда и митрополия, и ее сторонники предупреждали власти, что они готовы к самому серьезному противостоянию. Осенью прошлого года в этом вопросе стали объединяться и черногорские племена, и кланы, которые, как бы архаично это ни звучало, в Черногории довольно действующая сила. Эти племена и кланы преимущественно севера страны как раз и заявили, что они будут всячески сопротивляться и препятствовать принятию этого закона».

Как сообщила Черногорско-Приморская митрополия СПЦ, в столице страны г. Подгорица в ночь на 27 декабря полиция избила епископа Диоклийского Мефодия (Остоича) и защищавших его верующих. Всего в ходе потасовок было задержано несколько десятков протестующих. Увечья получили четверо стражей порядка. Сам епископ Мефодий заявил, что «не осуждает полицию и сожалеет о происшедшем инциденте». Он также подчеркнул, что сейчас особенно важно «не допустить обострения и без того накаленной обстановки в стране».

«Формально логика действий ясна, – продолжает Энгельгардт. – Джуканович и его правительство занимаются как отделением Черногории от Сербии, так и коренной реформой черногорской идентичности. Вместо единой сербской идентичности они пытаются выстроить другую, основанную на иных принципах. С этой точки зрения последний оставшийся шаг – это разбить церковное единство. Раз независимая страна, то у нее должна быть независимая церковь. А Черногорско-Приморская митрополия служит неким оплотом старой общесербской идентичности».

К черногорским верующим присоединились в Боснии и Герцеговине, а также в Сербии. 8 января в Белграде прошел многотысячный молебен-шествие по улицам города, который возглавили представители сербского духовенства, глава администрации президента Сербии Никола Селакович, министр инноваций и технологического развития Ненад Попович, глава Канцелярии по Косово и Метохии при кабмине страны Марко Джурич.

Глава Черногорско-Приморской митрополии митрополит Амфилохий (Радович) назвал протестные движения «огнем божественной любви». 5 января Совет епископов Сербской православной церкви в Черногории сделал официальное заявление о том, что если «местные власти не отменят антиконституционный закон», то после трехдневного празднования Рождества «церковь организует митинги протеста – мирные, молитвенные и ненасильственные – два раза в неделю». «Содержание этих протестов и молитвенных литий будет определяться людьми и местным духовенством с благословения епархиальных епископов. До тех пор пока эти собрания продолжатся, их послания не должны обременяться какой-либо политизацией и любой формой национализма или любой земной идеологией, которая не имеет ничего общего с евангельской Благой вестью», – пообещали епископы. Свою поддержку черногорцам выразили не только патриарх Сербский Ириней, но и президент Сербии Александр Вучич. Последний отказался посещать Черногорию в канун Рождества. В ночь на 13 января он заявил о «бесправном положении сербов в Черногории», которые составляют в этой стране 28% населения.

У Московского патриархата с черногорскими процессами связаны свои интересы и опасения: Сербская православная церковь поддерживает РПЦ в непризнании Православной церкви Украины (ПЦУ). 4 января глава Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) митрополит Киевский Онуфрий (Березовский) направил патриарху Иринею письмо, в котором выразил «поддержку СПЦ и солидарность с православными верующими Черногории в их испытаниях». «Сегодня вся полнота Украинской православной церкви – епископат, духовенство и миряне особенно сопереживают вашей церкви и православному народу Черногории. Ведь и наша церковь пережила за последний год известные всему православному миру события, которые во многом сходны с тем, что сейчас начинается в Черногории». С тем, что в Черногории повторяется сценарий создания ПЦУ, согласна и Елена Гуськова. «Джуканович хочет передать Черногорской православной церкви все полномочия, чтобы она не только затмила Сербскую православную церковь, но и была послушной и подконтрольной ему. Но этот процесс не может быть таким же легким, как в Украине. В Черногории народу не так много, и он объединен вокруг Сербской церкви. Поэтому Джуканович и начал пошаговую деятельность. Сейчас он отнимет имущество Сербской церкви, потом передаст его Черногорской церкви, потом еще что-то попытается сделать», – считает балканист.

Георгий Энгельгардт полагает, что сценарии разнятся. «Во-первых, на Украине два десятилетия существовала структура Филарета в виде Киевского патриархата. В Черногории ситуация другая. Черногорская православная церковь крайне неубедительно выглядящая организация. Ее глава – митрополит Михайло (Дедеич) – отлученный Вселенским патриархатом священник. У него есть личные счеты и личная вражда с Константинополем. У Черногорской церкви практически нет прихожан, и они не могут выступать как противовес канонической церкви. Поэтому проигрывать в Черногории украинский сценарий будет сложно именно из-за отсутствия местной церковной сильной структуры. Для этого им прежде всего необходимо существенно трансформировать церковь Дедеича. Скорее всего задумка была в том, чтобы заставить Приморско-Черногорскую митрополию выйти из состава Сербской православной церкви с обещанием предоставления ей автокефалии. Однако сейчас, в условиях обострившегося конфликта, больших шансов на успех этот вариант иметь не будет».

Несмотря на то что еще 30 декабря в интервью греческому изданию Кurir.rs Константинопольский (Вселенский) патриарх Варфоломей пообещал, что никогда не даст автокефалию Черногорской православной церкви и будет поддерживать Сербскую церковь, в СПЦ его словам не очень верят.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Сторонники Имрана Хана взяли в осаду Исламабад

Сторонники Имрана Хана взяли в осаду Исламабад

Владимир Скосырев

В Пакистане привлекли армию к обеспечению правопорядка в столице

0
931
Госдума жестко взялась за образовательную политику

Госдума жестко взялась за образовательную политику

Иван Родин

Законопроект об условиях приема в школу детей мигрантов будет одним из эпизодов

0
1938
Белград и Будапешт стали союзниками Астаны

Белград и Будапешт стали союзниками Астаны

Виктория Панфилова

Токаев заинтересовался сербским оружием и пригласил венгров в Транскаспийский транспортный проект

0
4062
Вдруг на затылке обнаружился прыщик

Вдруг на затылке обнаружился прыщик

Алексей Туманский

«Детский» космос и репетиция мытарств в повестях Александра Давыдова

0
2982

Другие новости