0
11930
Газета Факты и комментарии Печатная версия

14.01.2020 16:53:00

Посланник Ватикана: ждать ли папу Римского в Москве?

Нунций Челестино Мильоре перед отъездом рассказал «НГР» о том, стоит ли ждать в Москве папу Римского и зачем понтифик посягает на Совбез ООН

Тэги: нунций челестино мильоре, папа франциск, святой престол, ватикан, владимир путин, рпц, иоанн павел ii, михаил горбачев, ссср, дипломатия, католицизм, православие


нунций челестино мильоре, папа франциск, святой престол, ватикан, владимир путин, рпц, иоанн павел ii, михаил горбачев, ссср, дипломатия, католицизм, православие

Архиепископ Челестино Мильоре (справа) старательно погружался в русскую культуру.

Фото с сайта www.mospat.ru

В феврале 2020 года посол Ватикана в РФ архиепископ Челестино Мильоре покинет Россию, в которой прослужил почти четыре года. По назначению папы Римского Франциска он будет переведен во Францию, на место архиепископа Луиджи Вентуры, который ранее подал в отставку. Перед отъездом Челестино МИЛЬОРЕ рассказал обозревателю «НГР» Милене ФАУСТОВОЙ о том, как сегодня продвигается диалог между государствами, что мешает объединению христиан, а также об отношении Католической церкви к расколу в мировом православии и стоит ли россиянам ожидать приезда папы Римского Франциска.

– Ваше высокопреосвященство, 15 марта 1990 года между Ватиканом и СССР были установлены официальные отношения, имеющие дипломатический статус, а 9 декабря 2019 года исполнилось 10 лет с момента установления полномасштабных дипломатических отношений между Святым престолом и Российской Федерацией. Как развиваются эти двусторонние отношения? И когда было проще вести дипломатические переговоры – 30 лет назад или сейчас?

– На начальном этапе официальных отношений Россия, возможно, не усматривала особого интереса для себя во взаимодействии со Святым престолом, в отношениях с которым за долгое время советского периода преобладали позиции явного противостояния по идеологическим причинам. Однако развитие политических и дипломатических отношений между Святым престолом и Российской Федерацией во всех сферах, представляющих общий интерес, и постепенное восстановление климата доверия в католическо-православных отношениях привели к убежденности в том, что полномасштабные дипломатические отношения станут наиболее подходящим каналом для укрепления новых связей в духе диалога и сотрудничества. Дипломатическая работа требует значительной степени эмпатии, взаимного узнавания и доверия, терпения и способности уловить нужные моменты. На четвертом году своей миссии как представителя Святого престола в России я могу с радостью утверждать, что как на дипломатически-правительственном, так и на межцерковном уровне наши отношения являются позитивными и плодотворными.

– Почему не состоялся визит папы Иоанна Павла II в СССР, хотя Горбачев его приглашал в 1989 году? И Московский патриархат даже не был против этого визита.

– В страны, где преобладает христианское некатолическое большинство, папа отправляется только тогда, когда главы этой конфессии тоже направляют ему прямое приглашение. Очевидно, что апостольские поездки имеют протокольный профиль, дипломатический по отношению к принимающему государству, но при этом они характеризуются и пастырским аспектом по отношению к Католической церкви, и аспектом встречи и диалога с другими местными религиозными общинами. Полагаю, что здесь также применимы, – конечно, со своими нюансами, – слова, которыми папа Франциск недавно прокомментировал другую ситуацию, а именно: «Разговор ведется без спешки… Медленные дела идут хорошо; а поспешно сделанное не получается».

– Минувшей осенью папа Франциск, пролетая над Россией, послал приветственную телеграмму Владимиру Путину. Это просто традиционный знак уважения или послание можно рассматривать как некоторый намек: папа еще не был на земле России, но зато побывал в ее воздушном пространстве?

– Первым папским визитом за пределы Италии стал визит папы Павла VI, посетившего 4 января 1964 года Святую землю. Тогда и возник не прерывавшийся с тех пор обычай при полетах папы за рубеж направлять приветственные телеграммы главам государств, над территорией которых пролетает папский самолет.

– В том же полете над Россией папа Франциск сделал несколько громких заявлений об «аморальности обладания ядерным оружием» и о праве вето в Совбезе ООН. Россия, как известно, обладает и тем, и тем. Не задевает ли это заявление папы в некотором роде интересы России? И не осложнит ли оно жизнь российских католиков?

– Мне ничего не известно о том, что заявление папы Франциска вызвало какую-либо негативную реакцию.

– Сейчас в православном мире сложились непростые взаимоотношения из-за признания рядом юрисдикций Православной церкви Украины. Святой престол не однажды говорил о том, что сопереживает тому расколу, который происходит между православными. При этом патриарх Варфоломей, с которым Русская церковь прервала евхаристическое общение, не так давно заявил о том, что вероятность преодолеть раскол 1054 года и объединиться с Католической церковью сегодня как никогда высока. Нет ли у вас опасений, что сближение понтифика с патриархом Варфоломеем может как-то навредить католической общине России?

– Папа Франциск сказал две вещи: прежде всего он призвал католиков не вмешиваться в этот вопрос, поскольку речь идет о решениях, находящихся в компетенции православных церквей; а во-вторых, он подтвердил и продемонстрировал нанесенными и принятыми визитами, что Католическая церковь остается открытой к диалогу с каждой из некатолических церквей. Контакты и сотрудничество между Католической церковью и Русской православной церковью-сестрой не только не приостановились, но и продолжились с новой интенсивностью.

– На ваш взгляд, возможно ли вообще воссоединение католицизма и православия? Известно, что Великий раскол начался с обоюдных проклятий и анафем, которые были сняты еще в 1965 году. Казалось бы, с того времени Церковь вновь могла бы стать единой, но этого не произошло. Что необходимо для того, чтобы преодолеть раскол 1054 года и возможно ли это вообще?

1-13-1350.jpg
Михаил Горбачев приглашал Иоанна Павла II
в Советский Союз, но папа так и не приехал.
Фото Reuters
– Вот что сказал сам папа Франциск по случаю последнего праздника апостолов Петра и Павла в Риме, в котором приняли участие и представители православных церквей: «Как епископ Рима я желаю вновь подтвердить, что для нас, католиков, цель диалога заключается в полноте общения при закономерных различиях, а не в сглаживании ради одобрения, ни тем более в поглощении. Поэтому мне представляется ценным делиться на наших встречах своими общими корнями, заново открывать добро, которое Господь посеял и взрастил в других, и сделать его нашим взаимным даром, учиться друг у друга, помогать друг другу, не бояться диалога и конкретного сотрудничества. Скандальные разделения, все еще не вполне исцеленные, могут быть устранены только с помощью Божьей благодати, по мере того как мы движемся вместе, сопровождая молитвой шаги, предпринимаемые другими, провозглашая Евангелие в согласии, прилагая усилия в служении нуждающимся, ведя диалог в истине, не позволяя себе руководствоваться предрассудками прошлого».

– В конце 2018 года в Западной Европе, то есть практически на канонической территории Католической церкви, Московским патриархатом был образован зкзархат. В конце 2019 года часть приходов русской традиции, которые раньше входили в архиепископию Константинопольского патриархата, также присоединилась к Московскому патриархату. Не кажется ли эта ситуация зеркальным отражением действий папы Иоанна Павла II, когда он в начале 2000-х годов на территории России сначала создал апостольские администратуры, а чуть позже превратил их в епархии, за что, кстати, его критиковали в Московском патриархате?

– Мы убеждены, что право на свободу вероисповедания принадлежит скорее людям и общинам, нежели определенным территориям. Поэтому справедливо и необходимо, чтобы всюду, где находятся люди и общины с различными религиозными убеждениями, они имели неотъемлемое право на свободу религии во всех ее проявлениях – таких, как отправление культа, духовная помощь, а также благотворительная и гуманитарная деятельность.

– Способствуют ли структуры и общины РПЦ в католических странах упрочению диалога между Католической и Русской церквами?

– Несколько месяцев назад европейские епископские конференции провели в Риме симпозиум о роли восточных церквей в контексте экуменических отношений, в ходе которого государственный секретарь Святого престола подтвердил убежденность в том, что духовное и богословское наследие, которое представляет собой Русская православная церковь, не может быть отодвинуто в сторону в контексте евангелизации. Русская духовность и русская мысль, распространившиеся в XIX–XX веках в Европе и остальном мире благодаря русской диаспоре, уже принесли свои плоды и открыли новые перспективы, в том числе и на Западе.

– Как обстоит дело с налаживанием отношений посольства Святого престола с властями России? Есть ли какая-то помощь именно от государственных структур в разрешении проблем, с которыми сталкиваются католики России? Например, по вопросам возвращения зданий и храмов? Вообще, испытывают ли католики России какие-либо притеснения в этом вопросе?

– Первая попытка нормализации на межгосударственном уровне положения Католической церкви в России была предпринята еще в царскую эпоху посредством подписания в 1847 году конкордата между папой Пием IX и императором Николаем I. После долгого и многострадального опыта, пережитого при советском режиме, в 1990 году в СССР был принят новый закон «О свободе совести и о религиозных организациях», гарантировавший представителям всех религиозных объединений неслыханные дотоле в истории России свободы. Российские католики с энтузиазмом приступили к восстановлению своей церкви, почти полностью разрушенной за десятилетия преследований. Принятый же впоследствии федеральный закон о свободе совести 1997 года и положения так называемого «закона Яровой» 2016 года потребовали и до сих пор требуют больших усилий, в том числе со стороны католиков, чтобы добиться от региональных административных, судебных и правоохранительных органов такого толкования закона, который позволил бы в полном объеме пользоваться всеми организационными аспектами религиозной свободы. Руководители четырех католических епархий держат открытыми каналы связи с региональными и муниципальными властями, чтобы обеспечить получение разрешений на работу и на проживание в России для тех представителей духовенства и возвращение тех храмов, которые совершенно необходимы для нормального функционирования местной общины. Все это в значительной степени входит и в повестку повседневной деятельности Апостольской нунциатуры в Москве, особенно когда необходима координация усилий между региональным и федеральным уровнями.

– Часто ли власти России вызывали вас «на ковер» для того, чтобы вы дали разъяснение по тому или иному высказыванию, заявлению или действию папы Франциска?

– За почти тридцать лет своего существования отношения между Святым престолом и Россией – сначала официальные, а затем и дипломатические – получили еще более сильный импульс. Стали проводиться регулярные ежегодные двусторонние консультации и умножились визиты на министерском уровне в Москву и Ватикан. В дополнение к этим встречам на высшем уровне моей задачей было как раз предотвращение необходимости объясняться с различными правительственными инстанциями по поводу заявлений и решений папы, а также привлечение российской стороны к сотрудничеству по международным темам и конкретным ситуациям национального и гуманитарного характера, относящимся к различным частям мира.

– Есть ли какие-то вопросы, по которым мнение Католической и Русской церквей полностью расходится?

– Богословские вопросы рассматриваются в рамках специальной комиссии, работа которой в настоящее время сдерживается внутренними православными отношениями после истории с автокефалией в Украине. Что касается отношений с Греко-католической церковью, папа Франциск неоднократно повторял, что так называемое униатство сегодня уже не является методом, которого стоит придерживаться на пути к единству, однако сформировавшиеся общины с уже многовековой историей имеют право на существование, на самоорганизацию и, следовательно, на уважение к себе в своей самоидентичности.

– Как проходит подготовка встречи политических и общественных деятелей России с папой Римским? Есть ли какой-то строгий протокол, по которому гости из России обязаны действовать? Проходят ли они у вас инструктаж? Насколько допустимо дарить папе подарки «от себя» или они должны быть согласованы с вами и организаторами в Ватикане? Например, несколько лет назад депутат Госдумы попросил папу надеть Георгиевскую ленточку. И папа его просьбу выполнил.

– Официальные визиты в Ватикан и в Россию тщательно готовятся соответствующими протокольными службами, которые занимаются и вопросом традиционного обмена подарками. Разумеется, Апостольская нунциатура в Москве и посольство Российской Федерации при Святом престоле помогают и часто выступают в качестве связующего звена между двумя протокольными службами. Встречи же со святым отцом во время общих аудиенций, проводимых каждую среду на площади Святого Петра, как и та, что вы упомянули, курируются Префектурой папского дома. Однако, поскольку речь идет о неформальных визитах, безусловно, не всегда возможно предусмотреть каждую мелкую деталь.

– С 21 января 2017 года вы также были апостольским нунцием в Узбекистане. Успели ли выучить узбекский язык? Познакомились ли с узбекской культурой? Где труднее выстраивать дипломатическую работу – в России или Узбекистане? Можно ли ожидать визита папы Римского если не в Россию, то в Узбекистан?

– Поскольку я не проживал постоянно в Ташкенте и не имел возможности ежедневно практиковать местный язык, мне было бы намного сложнее добиться результатов, возьмись я изучать узбекский язык. И все же периодические поездки в эту страну позволяют мне с удовольствием погрузиться в многогранную местную культуру. Лично я считаю, что именно человеческий подход меняет все, даже в дипломатической работе. Попытки понять и оценить культуру и философию местной жизни сразу же порождают естественную эмпатию к собеседнику. Что касается возможности визита папы как в Россию, так и в Узбекистан, то конкретных планов пока что не существует, однако не вызывает сомнений готовность папы Франциска посетить также и эти страны.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Как начиналась советская глобалистика и что с нею стало сегодня

Как начиналась советская глобалистика и что с нею стало сегодня

Виктор Лось

«Институция» академика Николая Иноземцева

0
960
Коммунист, но не член партии

Коммунист, но не член партии

Михаил Любимов

Ким Филби: британский разведчик, полюбивший Россию

0
3199
Домоправители мира сего

Домоправители мира сего

Михаил Стрелец

Христианские конфессии дружно претендуют на этический контроль над разрешением проблем экологии

0
5909
Две судьбы русского православия в Прибалтике

Две судьбы русского православия в Прибалтике

Милена Фаустова

Эстония требует запрета «московской» церкви, а Латвия выделяет ей финансирование

0
6053

Другие новости