0
8670
Газета Факты и комментарии Печатная версия

03.12.2019 17:56:00

Cвязь с оппозицией испортила карму главе тувинских буддистов

Конфликт с главой республики помешал Байыру Шыырапу избраться на второй срок

Тэги: тува, тибет, камбылама, выборы, байыр шыырап, шолбан кара оол, апыш оол сат, лдпр, единая россия, конфликт, интриги, имущество, образование, дрепунг гоманг


тува, тибет, камбы-лама, выборы, байыр шыырап, шолбан кара- оол, апыш- оол сат, лдпр, единая россия, конфликт, интриги, имущество, образование, дрепунг гоманг

Близость к республиканской администрации не всегда идет на пользу буддийской общине. Фото Владимира Захарина

Камбы-ламу – духовного лидера буддистов выбрали 29 ноября в Туве. По утвержденному в 1997 году уставу Управления камбы-ламы Республики Тыва (УКЛРТ), выборы главы организации проходят раз в пять лет на общем съезде лам. Новым духовным лидером стал Апыш-оол Сат, настоятель монастыря Устуу Хурээ, расположенного в 231 км от Кызыла. По местной традиции ламы принимают тибетские имена, и новый камбы-лама зовется теперь Джампел Лодой.

Камбы-лама, которому сейчас 43 года, уже был главным ламой Тувы в 2005–2010 годах. Он учился буддизму в индийском монастыре Дрепунг Гоманг. Там же изучал буддийские науки и предыдущий камбы-лама Лопсан Чамзы (тувинское имя – Байыр Шыырап). По поводу своей альма-матер Лопсан Чамзы накануне выборов выступил с заявлением, которое спровоцировало в Туве острый политический скандал. На местном «Восьмом канале» вышел репортаж «Рейдерский захват религии в Туве», где главным спикером был Шыырап. Он заявил журналистам, что в обязанности камбы-ламы, в частности, входит обучение лам республики. «Обучают их в Гоманг-дацане (Дрепунг Гоманг. – «НГР») вот уже триста лет, и эту традицию никто никогда не нарушал», – цитировал Шыырапа «Восьмой канал». Потом Шыырап сказал, что в 2015 году правительство Тувы отправило нескольких тувинских подростков не в Дрепунг Гоманг, а в Гаден Шорце Норлинг. Этот монастырь, как и Дрепунг Гоманг, находится на юге Индии и также руководится тибетской общиной Индии. Шыырап счел, что правительство нарушило трехсотлетнюю академическую традицию сангхи (буддийской общины) Тувы.

237-5-2 copy350.jpg
Новым камбы-ламой избран Джампел Лодой
(тувинское имя Апыш-оол Сат).
    Фото с сайта www.khurul.ru
Шыырап особо отметил: если тувинец хочет учиться на ламу где-то за пределами Тувы, он должен получить от камбы-ламы разрешительную грамоту с личной печатью. Хууракам (ученикам), выбравшим местом обучения Гаден Шорце Норлинг, Байыр Шыырап таких грамот не давал. Несмотря на то что хуураки уже числились студентами Гаден Шорце Норлинга, Баыйр Шыырап в своем письме в этот монастырь потребовал отчислить ребят.

Родители подростков обратились за помощью к главе Тувы Шолбану Кара-оолу. Глава республики пригласил камбы-ламу на личную беседу. На беседе присутствовали родители хуураков и лама Лопсан Тхубтэн (Март-оол Норбу-Самбу), камбы-лама Тувы в 2002–2005 годах. Как сообщили журналисты «Восьмого канала», ссылаясь на Шыырапа, именно Лопсан Тхубтэн посоветовал Кара-оолу направить хуураков на учебу в другой монастырь. В присутствии Кара-оола Тхубтэн разговаривал с камбы-ламой на повышенных тонах. Глава республики сказал камбы-ламе, что выбор хуураков и их родителей в пользу Гаден Шорце Норлинга – их право, нарушать которое нельзя. «Он – глава, он – закон, он – Конституция», – вспоминал в телеэфире Байыр Шыырап свои впечатления от беседы с Шолбаном Кара-оолом.

Сочувствующие Шыырапу жители Тувы в соцсетях злословят больше в адрес Марта-оола Норбу-Самбу, называя его «придворным ламой». Свою позицию на этот счет высказал в «ВКонтакте» вице-премьер Тувы Анатолий Дамба-Хуурак: «Родители обратились к главе республики как гаранту их конституционных прав и свобод. Глава республики справедливо встал на их защиту. А тут камбы-лама со своими комментариями. Этим он показал незнание элементарных норм основных законов страны и родной Тувы! » Дамба-Хуурак счел, что камбы-лама раздул скандал накануне выборов с целью добавить себе политические очки. «Статья 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» № 125-ФЗ гласит, что «каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими»… Не существует ни одного нормативного документа, согласно которому выходцы из Тувы должны учиться только в определенном религиозном университете», – комментирует ситуацию директор Агентства по делам национальностей Республики Тыва (АДН РТ) Галина Кочергина. По словам Кочергиной, «Восьмой канал» действует в интересах ЛДПР, следовательно, либерал-демократы использовали камбы-ламу в целях диффамации «Единой России» и лично Кара-оола. «Возможно, именно предстоящие выборы камбы-ламы в республике заставили Лопсана Чамзы обратиться на телеканал, который работает в интересах конкретной политической группы», – также заявила Кочергина.

Историей с учениками Шыырап в своем интервью подогревал интерес к ситуации с Цеченлингом – резиденцией камбы-ламы в Кызыле. «Камбы-лама попал в черный список правительства Тувы. Репрессии против камбы-ламы начались с того, что в Кызыле решили: Цеченлинг, построенный в 1998 году на пожертвования верующих, должен принадлежать правительству, а не буддистам. Воспользовавшись пробелами в законодательстве, через арбитражный суд Министерство имущественных и земельных отношений Тувы признало себя собственником Цеченлинга. Столовую на цокольном этаже Цеченлинга, где кормят лам, передали на баланс Министерства культуры Тувы. Теперь чиновники могут сдавать столовую в аренду любому желающему. Цеченлинг потерял статус здания религиозного значения. Теперь это просто нежилое помещение. Так глава Тувы решил отомстить камбы-ламе за то, что тот не дал своего согласия на обучение хуураков в другом университете», – изложила ситуацию журналистка «Восьмого канала» Альмира Сенди, ссылаясь на Шыырапа.

Репортаж спровоцировал в Туве панические настроения, отметил в своем заявлении лама Тензин Чимба (Буян Сандык), глава благотворительного фонда «Статуя Золотого Будды на священной горе Догээ». «Никто Цеченлинг отбирать у людей не собирается. Как мы молились, здесь мы и будем молиться. И храм, и земля – все доступно, общенародно. Нужно прощать обиды, нельзя распространять слухи», – заявил Сандык. «За десятки лет своего существования у храма были проблемы по коммунальным платежам. Ему требовался ремонт, который пожертвования прихожан не покрывали. Поэтому духовенство неоднократно обращалось к власти с просьбой изыскать средства и отремонтировать здание. Региональным министерством земельных и имущественных отношений для оказания помощи было предложено перевести здание в реестр охраняемых объектов, оставив за ним религиозное назначение.

В октябре 2018 года УКЛРТ обратилась с просьбой о передаче здания в собственность религиозной организации. В связи с тем, что учредителями УКЛРТ являются физические лица, региональной властью было отказано в передаче здания государственной собственности в собственность частной религиозной организации. Тем не менее правительство Тувы предложило продлить договор безвозмездного пользования здания. До настоящего времени предложение Управлением камбы-ламы Республики Тувы не поддержано», – комментирует ситуацию республиканское Агентство по делам национальностей. Как отмечает информагентство «Тува Онлайн», вопрос собственности на  Цеченлинг упирается в нюансы, связанные с регистрацией УКЛРТ. «На сегодняшний день учредителями УКЛРТ являются местные буддийские религиозные организации Бай-Тайгинского кожууна (района. – «НГР») «Шедуп Даржаалин», Улуг-Хемского кожууна «Ганден», «Тувинское буддийское общество города Кызыла», «Ташипанделин», а также физические лица. Необходимо найти приемлемую форму собственности, чтобы объект оставался принадлежать республике и ее народу, а не частным обществам и физическим лицам», – сообщает агентство.


Масла в огонь страстей накануне выборов камбы-ламы добавило анонимное письмо от некоего тувинского буддиста, распространенное в тувинских сообществах «ВКонтакте». «Я работаю в одном из хурээ нашей республики и в ужасе от того, что происходит сейчас в буддизме. Наши ламы ведут себя как отбросы общества: разгульно пьянствуют, прелюбодействуют (даже с верующими девушками). Многие из них сидели в тюрьме. Хорошо, что я не работаю в Кызыле, там творится полный ужас». Избранного на днях камбы-ламу Джампела Лодоя автор анонимки также обвинил во множестве проступков. Вот как автор анонимки характеризует потерявшего пост Лопсана Чамзы: «Связан с оппозицией, занимается политикой, а не религией». «А перед выборами камбы-ламы вообще пошла полная гниль. Ламы-кандидаты покупают голоса других лам за суммы в несколько сот тысяч рублей, обещают земли для строительства собственных хурээ, субурганов (буддийских ступ-реликвариев. – «НГР») и жилых домов», – сказано в анонимке.


«Лопсан Чамзы, Джампел Лодой, Лопсан Тхубтэн учились буддизму в Дрепунг Гоманге. А, например, Еше Дагпа, камбы-лама в 2000–2002 годах – выпускник Университета буддизма в Бурятии, питомец тибетского дацана Намгьял в индийском штате Джамму и Кашмир. Как правило, каждый камбы-лама защищает интересы той духовной школы, в какой учился сам, – пояснил «НГР» историк Николай Абаев, почетный доктор буддийской философии в Университете буддизма при Иволгинском дацане (Бурятия). – Как правило, главными ламами Тувы избирают 30–40-летних. Устав тувинской сангхи не запрещает камбы-ламе баллотироваться на второй срок. Лопсан Чамзы пошел избираться на второй срок. Но его прошлая политическая программа – повышение культуры и образования лам, активизация работы с буддистами Монголии и России, работа с молодежью через интернет – уже не работала». Ни одному камбы-ламе начиная с 1997 года, когда была зарегистрирована централизованная организация местных буддистов, не удавалось избираться на два срока подряд, говорит Абаев. «У других кандидатов программа во многом идентична. Лопсан Чамзы пошел на сомнительный конфликт с главой республики, и эту войну проиграл с треском. Шолбан Кара-оол имеет среди тувинцев большой авторитет. Благодаря политике главы республики тувинцы избавлены от такой проблемы, как утрата молодежью интереса к родному языку и культуре», – считает эксперт.


«Выборы камбы-ламы – очень закрытая процедура. Тува – маленький регион, Кызыл – маленький город. Жители здесь друг друга знают в прямом смысле слова. Республика находится на далекой периферии России. Здесь не считают нужным лишний раз посвящать посторонних людей в местные реалии», – объясняет Абаев то обстоятельство, что страсти, бушующие в Кызыле, почти невидимы для федерального Центра. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Партии ФРГ формулируют программы в преддверии борьбы за Бундестаг

Партии ФРГ формулируют программы в преддверии борьбы за Бундестаг

Олег Никифоров

Политикам не хватает времени на подготовку к досрочным выборам

0
842
Россия показывает Украине и миру свои баллистические возможности

Россия показывает Украине и миру свои баллистические возможности

Владимир Мухин

Пентагон сохраняет бдительность в связи с корректировкой ядерной доктрины РФ

0
1584
"План стойкости" не мешает Зеленскому опять искать помощи у Запада

"План стойкости" не мешает Зеленскому опять искать помощи у Запада

Наталья Приходко

В Киеве накануне уверяли в обеспечении необходимого финансирования на год вперед

0
1885
"Большая двадцатка" призвала богатых делиться с бедными

"Большая двадцатка" призвала богатых делиться с бедными

Геннадий Петров

Саммит G20 прошел под незримым влиянием Трампа

0
2363

Другие новости