Патриарх Кирилл (справа) вручил митрополиту Иоанну (Реннето) патриаршую и синодальную грамоту о воссоединении церквей. Фото с сайта www.patriarchia.ru
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 3 ноября в храме Христа Спасителя вручил митрополиту Дубнинскому Иоанну (Реннето) патриаршую и синодальную грамоту о восстановлении единства Архиепископии православных приходов русской традиции в Западной Европе с Русской православной церковью. Одновременно лидер европейских верующих русской традиции, до того пребывавший в сане архиепископа, был удостоен митрополичьего клобука за «стояние в канонической истине» и «пастырские труды, приведшие к восстановлению церковного единства». По словам парижского архиерея, присоединение к РПЦ было хоть и вынужденным, но необходимым шагом. «Когда я узнал о решении упразднить архиепископию, я испытал шок. Мы задумались о том, что будет дальше. В Константинополе меня просили ее уничтожить, а все наши приходы распределить по греческой митрополии. Но, согласно старинным текстам, есть два пути – путь жизни и путь смерти. Мы выбрали путь жизни. Во время визита мы почувствовали любовь патриарха, митрополитов, священников, которые нас принимали», – пояснил митрополит Дубнинский журналистам 4 ноября, накануне отлета в Париж.
Отвечая на вопрос «НГР», ощутил ли он давление российского государства и властей на церковь, о котором последователей эмигрантского митрополита Евлогия (Георгиевского) предупреждали противники «московского пути», Реннето подчеркнул: «Нормально, когда церковь и государство сотрудничают по различным социальным вопросам». «Это есть во Франции, это есть и в России. Патриарх Кирилл нам сказал, что в России церковь отделена от государства. Государство не за и не против церкви, они находятся в соработничестве. Я думаю, что так живут все церкви во всех государствах. Мы уважаем то, как церковь и государство в России действуют вместе, и надеемся, что Русская церковь будет уважать нашу манеру взаимодействия с государством во Франции», – сказал он. Еще одним камнем преткновения, не позволившим части западноевропейских приходов русской традиции уйти под омофор Московского патриарха, был вопрос о полном «подчинении» общин воле главы РПЦ. «Действительно, многие у нас еще думают, что возвращение в лоно Русской церкви – это своего рода подчинение. На самом деле никакого подчинения нет – речь идет об общении в вере, общении в богословии, общении в евхаристии. За все то время, что мы были в России, мы не почувствовали, что над нами хотят властвовать, мы ощутили скорее братство», – пояснил митрополит Иоанн «НГР». По его мнению, когда это поймут и те, кто еще опасается Москвы и Московского патриархата, число общин в архиепископии может увеличиться. Пока же в юрисдикцию РПЦ перешли 60 приходов и более 90 клириков. «Но мы еще надеемся, что к нам присоединятся и другие», – добавил он. При Константинопольском патриархате точно осталось около 10 общин, «остальные пока думают и выбирают».
Впрочем, даже некоторые из тех представителей архиепископии, кто в эти ноябрьские дни был в Москве, пока с осторожностью восприняли свой новый «путь жизни». «Не секрет, что в свое время мы страдали и от Российской Федерации, и от Русской церкви. У нас были суды, мы боролись за наши храмы в Ницце и Биаррице, у нас были проблемы в Италии и в Англии. Это правда, и это не может просто так исчезнуть из нашей памяти. Поэтому пока мы очень осторожны, но другого выхода у нас не было. Сейчас наш единственный путь – с Русской православной церковью. Все другие церкви, с кем мы вели переговоры, не хотели ссориться с Константинополем. А Русская церковь была в том положении, когда уже не опасалась какого‑либо наказания за неподчинение патриарху Варфоломею», – рассказал «НГР» секретарь совета архиепископии Николай Лопухин.
Среди тех, кто в эти дни приехал на торжества в Москву, были и потомки русских эмигрантов, которые после революции 1917 года вынуждены были покинуть Россию и нашли убежище в странах Западной Европы, создав там в начале 1920‑х годов архиепископию. Позже она была преобразована в так называемый русский экзархат и с 1999 года находилась в канонической юрисдикции Константинопольской церкви, пока последняя не решила ее ликвидировать. Для князя Андрея Трубецкого, прямого наследника двух старейших дворянских родов России – Голицыных и Трубецких, нынешнее вручение патриаршей грамоты долгое время казалось несбыточной мечтой. «Для меня как потомка русской эмиграции архиепископия всегда имела огромное значение. Я был крещен в этой епархии, и, несмотря на то что позже я перешел в Корсунскую епархию Московского патриархата, наша эмигрантская жизнь всегда была связана с архиепископией и Русской православной церковью за рубежом. И то, что в 2007 году к Русской церкви вернулась Русская зарубежная церковь, а сегодня – архиепископия, которая во многих странах Западной Европы имеет огромное влияние, – это историческое событие и большой праздник», – сказал он в разговоре с «НГР».
Недоброжелатели утверждают, что к Москве сегодня присоединились преимущественно потомки русских, осевших в Западной Европе. Однако, например, доктор богословия и профессор из Нидерландов Йост ван Россум, также член делегации от архиепископии, рассказал «НГР», что к русским и России он имеет лишь духовное отношение: «Благодаря русскому священнику в Нидерландах я в юности узнал о русской литературе, полюбил Достоевского, узнал русскую православную духовность.
Совсем ребенком я ходил в протестантскую церковь, но никогда не чувствовал себя ее членом. Ни в одной другой церкви я не чувствовал себя так, как церквах русской традиции. В Париже, когда я начал преподавать в богословском Свято‑Сергиевском институте, я понял, что именно эта литургическая традиция мне наиболее близка». Впрочем, и сам митрополит Иоанн (Реннето) – урожденный француз, который познакомился с русской духовностью через русское богословие и русскую философию. «Моя первая встреча с русской душой – это чтение Николая Бердяева. Потом я читал Лосского и других великих представителей русской эмигрантской мысли. Я видел, что мне, западному человеку, дает прикосновение к русской мысли. Я никогда не сожалел о своем выборе, и все это дало мне силу вступить в этот сложный диалог о судьбе нашей архиепископии. Нам было очень важно сохранить ее как живую свидетельницу русской духовности и русского характера православия», – поведал Реннето.
Первая совместная литургия патриарха Кирилла и митрополита Дубнинского Иоанна была омрачена тем, что в ходе торжественного богослужения глава РПЦ, перечисляя по диптиху имена предстоятелей других поместных православных церквей, не упомянул не только Константинопольского (Вселенского) патриарха Варфоломея, евхаристическое общение с которым было разорвано в конце 2018 года из‑за создания Православной церкви Украины (ПЦУ), но и не назвал имени главы Элладской православной церкви архиепископа Афинского и всей Эллады Иеронима II. 21 октября греческий иерарх направил мирную грамоту главе ПЦУ митрополиту Епифанию (Думенко), таким образом официально признав эту структуру. Ранее Синод Московского патриархата предупредил, что прервет общение с теми иерархами Греции, которые признают «неканонические раскольничьи сообщества» Украины.
«В это время некоего канонического помрачения в сознании многих просветляется каноническое сознание Русской православной церкви, нашедшей в себе силы преодолеть последнее разделение, порожденное гражданским нестроением в России начала века двадцатого» – так описал происходящее патриарх Кирилл. Вычеркнув имя Элладского иерарха из поминального списка РПЦ, он выразил надежду, что когда‑нибудь расколы в православии будут преодолены. Пока же на Русской церкви лежит «особая историческая миссия»: Московский патриархат «ответственен за судьбу православия в мировом масштабе». «Пусть Господь всех нас объединяет в силе духа, в силе веры, вне зависимости от того, где мы живем – в столице, за границей, или где‑то в российской глубинке, или на Украине, или в Белоруссии... Мы все – единая Русская православная церковь, несущая огромную ответственность не только за религиозную судьбу своих чад, но в каком‑то смысле, не побоюсь сказать, и за судьбу веры православной во всем мире», – заявил он 4 ноября во время торжественного богослужения в Успенском соборе Московского Кремля.
«То, что патриарх Кирилл не упомянул предстоятеля Элладской церкви, – это боль для всех нас. Думаю, даже для патриарха Кирилла. Единственный выход из сложившейся ситуации я вижу в собрании всех поместных церквей и решении украинского вопроса», – сказал «НГР» Николай Лопухин. «Я, например, за то, чтобы в Украине была своя автокефальная церковь, но не поддерживаю те методы, которыми она была образована. И в этом большая вина патриарха Варфоломея и митрополита Эммануила Адамакиса. Последний разрушил нашу архиепископию, разрушил церковную стабильность в Украине, при этом его собственная митрополия находится в очень плачевном состоянии».
Митрополит Иоанн (Реннето), в свою очередь, уверен, что в будущем «все православные сойдутся». «То, что произошло в Украине, потрясло всю православную церковь, не только Русскую церковь. Я имел возможность общаться с представителями других православных церквей, и я смог убедиться в том, что все очень скорбят. Я очень глубоко сожалел о том, что соборность не сработала, а это именно то, что могло спасти от этого недоразумения, чтобы снова начать общение на экклезиологических основах, в уважении к истории, учитывая желание народа Божия. Но я уверен, что в будущем Святой Дух скажет: вам нужно соединяться, так продолжать нельзя. Но единство не будет решением сверху, это будет решение народа Божия, это церковный путь в православии», – заявил он.
Пока митрополит Дубнинский надеется на «православную соборность», глава Кипрской православной церкви архиепископ Хризостом II выразил недоумение в связи с решением патриарха Кирилла разорвать евхаристическое общение с архиепископом Иеронимом. «Я считаю это решение патриарха Московского неприемлемым. Мы не отсекаем память о другом патриархе только потому, что не согласны с его позицией. Только если он станет еретиком, мы расстанемся с ним. И я знаю, что ни константинопольцы, ни афиняне не являются еретиками. Это, конечно, не значит, что я с ними согласен», – приводит слова архиепископа Хризостом греческое информагентство «Ромфея». Предстоятель Кипрской церкви также заметил, что его церковь придерживается нейтралитета, «поскольку не согласна ни с позицией Москвы, ни с позицией Константинополя».
По мнению настоятеля церкви Божией Матери Державной в Шавиле протоиерея Живко Панева, который также прибыл в Москву вместе с делегацией архиепископии, высказанная Хризостомом II позиция может свидетельствовать о том, что Константинополь давит на греческие церкви, заставляя их признать ПЦУ. «Я думаю, что все греческие церкви, которые в той или иной мере зависимы от Константинополя, рано или поздно признают ПЦУ. Греки всегда осуждали Русскую церковь за ее национализм, но при этом сами сегодня поступают так же. Для них Константинополь – это вершина всего в православном мире, и они готовы будут сделать то, что он им велит» – такое мнение выразил в разговоре с «НГР» французский священнослужитель. Поминать или нет Иеронима во время литургии, по его словам, митрополит Иоанн (Реннето) будет решать «самостоятельно».
комментарии(0)