На месте предполагаемого строительства общинного центра ФЕОР группа неравнодушных пермяков совершила молебен «во избавление от лютага ига жидовскага». Кадр из видео со страницы Романа Юшкова в «ВКонтакте»
В Перми на месте предполагаемого строительства общинного центра Федерации еврейских общин России (ФЕОР) совершен молебен «во избавление от лютага ига жидовскага, от всех козней богоборцев‑христоненавистников и всей силы антихристовых слуг», написал в cоцсети Роман Юшков, который ранее рассказывал «НГР» о своей борьбе с любавическими хасидами (в номере от 03.09.19). «В молебне приняли участие около четырех десятков православных христиан, включая монашествующих. Благословение на проведение молебна дал известный старец отец Сергий (Романов), схиигумен, духовник Среднеуральского женского монастыря в честь Пресвятой Богородицы «Спорительница хлебов», духовник Натальи Поклонской. Молитвы и крестные ходы на этом месте «в освобождение от нечисти сатанинской и мерзости жидовской» небольших групп верующих проходят регулярно уже несколько месяцев, однако большой коллективный молебен прошел впервые. Сотрудники Центра по противодействию экстремизму и ФСБ вели наблюдение за службой, производили съемку участников, однако не вмешивались в мероприятие», – говорится в сообщении пермского активиста.
В публикации упомянут схиигумен Сергий (Романов). На фотографиях, которыми Роман Юшков сопроводил свою запись в соцсети, Романова нет, видно только с десяток человек, и лишь один мужчина облачен в подрясник. Отсутствие схиигумена в Перми объяснимо: он подвизается в монастыре в Свердловской области.
Однако в интернете можно обнаружить достаточно свежие записи проповедей Романова, которые затворник посвятил еврейскому вопросу. Так, 18 сентября «старец» объявил, что «подавляющее большинство правоверных иудеев одержимо ненавистью ко Христу и его последователям». По мнению монаха, иудеи «ожидают пришествия Мессии, который будет Антихрист», и антихристианские силы используют «проклятый, невежественный» еврейский народ «как орудие своих зловещих замыслов против человечества». В проповеди от 5 мая Романов вспоминал «Протоколы сионских мудрецов».
Сергий не упоминает пермский конфликт, однако уже на протяжении долгого времени антихасидскую кампанию в уральском городе публично поддерживает настоятель подмосковного храма Новомучеников и Исповедников протоиерей Максим Колесник. В соцсетях священнослужитель называет трактат «Тания», основополагающий богословский труд любавических хасидов, «фашистским», а руководителей движения Хабад сравнивает с Гитлером. Интерес Колесника к богословию и истории легко объясним: за плечами клирика учеба в Общецерковной аспирантуре и докторантуре, которую возглавляет митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев).
Учеба в духовных школах дала протоиерею знание греческого и латыни, однако не древнееврейского, что и выяснилось в переписке «НГР» с клириком. Колесник рассказал, что его знакомство с «Танией» ограничивается «определенными разборами содержания этой книги в русском переводе». От цитат из трактата, которые священнослужитель нашел в интернете, у него «волосы дыбом встают». Переводу, который выполнен любавическим движением, он не доверяет: «В официальном издании сгладили те места, в которых явно выражена крайняя форма расизма».
Но от чего же встают дыбом волосы у священнослужителя? «Прежде всего непомерная гордыня и самомнение, – отвечает Колесник. – Настолько отчетливо это выражено, когда одна группа по национально‑религиозному (точнее, псевдорелигиозному) признаку с презрением относится ко всем другим народам. Это явная форма нацизма! После такого Гитлер покажется плохим мальчиком и их учеником. Также ужасает чудовищное извращение смысла Священного Писания».
При этом на вопрос, какую именно «группу» он имеет в виду, собеседник «НГР» ответил обтекаемо: «К сожалению, нет устоявшейся терминологии, поэтому, когда начинаешь разбирать определенную идеологическую группу, тебе сразу вешают ярлык антисемита. Можно воспользоваться термином Игоря Шафаревича «малый народ», чтобы не давать повода к дискриминации людей по этническому или религиозному признаку. Хотя этнос и религия в данном случае взаимосвязаны, но надо различать нацию, религию и идеологическую клановую группу, скрывающуюся за фасадом первых двух». «У нас разговор о книге «Тания» и последователях хасидской секты Хабад», – уточнил Колесник.
Что касается ситуации в Перми, то ее священнослужитель видит в таком свете: «В городе давно существует традиционная синагога, которую без проблем посещают верующие иудеи, и никаких конфликтов там не было. А теперь туда, где уже есть традиционный иудаизм, пришла секта Хабад, против которой восстали местные жители». От нашего возражения, что общины движения «Хабад‑Любавич» зарегистрированы в Минюсте, Колесник отмахнулся: «От того, что они зарегистрированы, это движение не перестает по своей сути быть радикальным». «Многие христиане в основном негативно относятся к активной деятельности Хабада на территории России, – утверждает он. – Иностранец с тремя гражданствами Берл Лазар подмял под себя иудейскую общину в России и вместо Адольфа Шаевича стал верховным раввином. В начале 1930‑х годов Сталин выслал секту Хабад за пределы СССР, притом что традиционный иудаизм продолжал существовать на советской территории. Православные христиане не питают вражды к кому‑либо и признают право свободного вероисповедания человека, но и не разделяют симпатий к чужой религии, чьи предки отвергли истинного Мессию Христа».
На вопрос, как воспринимает его взгляды священноначалие, Колесник ответил тоже вопросом: «А чем мои взгляды отличаются? Если только прямотой». «Со священноначалием рядовому священнику, к сожалению, очень трудно получить возможность пообщаться, – добавил он. – Тем не менее мне довелось вести продолжительные беседы с патриаршим викарием, с председателями синодальных отделов, с митрополитом. Я подробно излагал свои переживания касательно происходящего в стране и не получал серьезных возражений. В соцсети я выразил свое личное мнение, поддержал правое дело людей за веру и Отечество и не делал официальных заявлений. Похожие взгляды разделяют многие верующие люди и специалисты, с кем мне приходилось общаться на данную тему». Среди высказываний протоиерея можно обнаружить и попытки отрицания Холокоста. «Я, как и многие историки, не разделяю мифическую цифру в шесть миллионов погибших от рук нацистов евреев – это бездоказательная мифическая цифра», – пояснил священнослужитель.
Колесник утверждает, что не распространяет свои взгляды с церковной кафедры. «На различных тематических форумах я могу подискутировать на эту тему. Но храм – место молитвы. Хотя если кто‑то из прихожан или гостей после службы подойдет ко мне с вопросом, мы можем обсудить любую тему. Иногда на проповеди приходится затрагивать тему сект и конфессий, например при объяснении Священного Писания или церковных праздников, связанных с историческими событиями», – рассказал наш собеседник.
Однако тему «малого народа» Колесник не отделяет от размышлений о вере. «Глубже понимаешь евангельские события, когда в реальной жизни сталкиваешься с наследниками тех, кто распял Христа две тысячи лет назад, а сейчас преследует Его верных учеников. Если мы посмотрим, что случилось в 1917 году, на геноцид русского народа после революции, на лихие 90‑е, то бросается в глаза непропорциональное влияние во власти определенных этнических и отчасти религиозных меньшинств, идеология которых чужда большинству русского народа. Этот факт нельзя игнорировать при изучении истории, хотя и списывать все беды на представителей какого‑либо этноса или религиозной группы тоже неправильно. Не столько враг силен, сколько мы бываем слабы, прежде всего духовно», – пояснил настоятель храма.
Колесник и Романов не одиноки в своих обличениях «меньшинства». Из относительно недавних выступлений можно отметить реплику популярного миссионера протоиерея Андрея Ткачева, клирика патриаршего подворья в Одинцове, от 11 декабря 2017 года о том, что «пружина истории – собирание евреев, чтобы построить храм для коронования Антихриста». Или рассуждения о «жидовской вере» настоятеля Тихвинского храма в Сергиево‑Посадском районе священника Максима Каскуна. Иеромонах Нектарий (Головкин), настоятель храма святых Петра и Павла в Санкт‑Петербурге, опубликовал статью на «Русской народной линии», в которой сообщил, что «хасиды представляют такое направление иудаизма, которое запятнало себя человеческими жертвоприношениями». «Меня удивляет тот факт, что хасиды не только проживают в нашей стране, но, более того, они в лице Берл Лазара имеют крепкую поддержку в Кремле», – возмущается священнослужитель.
С материалами о «молебне об избавлении от жидовского ига» в Перми и высказываниями Максима Колесника «НГР» познакомили заместителя председателя Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанга Кипшидзе. «Представители ФЕОР долгие годы являются членами Межрелигиозного совета России, созданного при личном участии святейшего патриарха, – ответил на это Кипшидзе. – Церковь всегда поддерживала мир и согласие между представителями традиционных религий и дистанцировалась от слов ненависти, звучавших в адрес ее собеседников по межрелигиозному диалогу. Протесты против строительства храмовых сооружений традиционных религий получили некоторое распространение в России. Подобные акции, как правило, требуют тщательного изучения их причин и разъяснительной работы среди местного населения. В отдельных случаях возможно проведение опроса населения, как это было с вопросом выбора участка для возведения собора Русской церкви в Екатеринбурге». Такой вот комментарий.
комментарии(4)
0
Максим 08:36 06.11.2019
В очередной раз удивляюсь лукавству и лживости СМИ, когда выдирают отдельные цитаты и придают материалу маргинальный смысл. Почему не опубликовали полный текст диалога редактора Андрея Мельникова с протоиереем Максимом Колесником, где раскрыта тема и приведены цитаты авторитетных людей, на которые ссылается священник? В телефонной беседе было сравнение хабадского нацизма с немецким нацизмом, но священник не сравнивал руководителей движения Хабад с Гитлером, как об этом наврал редактор статьи.
0
Haugesund Максим 05:25 07.11.2019
Андрей Мельников, как ортодоксальный автор, определяет хасидов как ”жидовствующих“ - что очевидно из названия статьи и её содержания. Мельников штампует как “ересь анти-” молитвы священнослужителей и народа, противостоящие “жидовствующим” (Мельников). Модный метод деконструкции, который пытается использовать Мельников, предполагает первоначальную идейную конструкцию в голове автора, но которая не прослеживается (к сожалению). Использованные в тексте заезженные штмпы летят врассыпную.
0
Haugesund 05:22 07.11.2019
Андрей Мельников, как ортодоксальный автор, определяет хасидов как ”жидовствующих“ - что очевидно из названия статьи и её содержания. Мельников штампует как “ересь анти-” молитвы священнослужителей и народа, противостоящие “жидовствующим” (Мельников). Модный метод деконструкции, который пытается использовать Мельников, предполагает первоначальную идейную конструкцию в голове автора, но которая не прослеживается (к сожалению). Использованные в тексте заезженные штмпы летят врассыпную.
0
Haugesund 05:29 07.11.2019
Xасиды - это секта “весельчаков”, возникшая в XVIII в. и противопоставляющая себя традиционному иудаизму: “влиятельный еврейский историк XIX века Генрих Грец писал о хасидизме как о дикости, а хасидских цадиков обвинял в поощрении непомерного пьянства“.