Архиепископ Иероним демонстрировал благосклонность к митрополиту Епифанию еще до решения Собора. Фото со страницы митрополита Епифания в Facebook
|
Патриарх Варфоломей решение Архиерейского собора Элладской церкви назвал «историческим» и поблагодарил архиепископа Афинского и всей Греции Иеронима II Лиаписа, «который проявил инициативу и привел все к этому итогу». Выразили признательность грекам и в ПЦУ. «Благодарен моему брату во Христе, главе Священного синода Церкви Греции блаженнейшему архиепископу Афинскому и всей Эллады Иерониму и братьям‑архиереям, которые сегодня на заседании Собора иерархов последовали каноническим и историческим решениям Вселенского патриархата, что открывает возможность полноценного взаимодействия между двумя нашими поместными автокефальными церквами во всех сферах. Два наших народа, Грецию и Украину, связывают много славных страниц истории, дружбы и сотрудничества. Установление полного евхаристического единения и официальных отношений между поместными церквами Греции и Украины – еще одна страница, которая навеки будет вписана в нашу историю и наши сердца», – написал в своем аккаунте в Facebook глава ПЦУ митрополит Епифаний (Думенко) и приложил старую фотографию, на которой он обменивается рукопожатием с афинским архиепископом.
Глава Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда в качестве комментария к происшедшему в своем Telegram‑канале написал, что «Синод Русской православной церкви всесторонне изучит данное решение и на ближайшем заседании даст ему каноническую оценку, в том числе в части возможных последствий данного решения для отношений между Русской православной церковью и Элладской церковью». Заместитель главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов сказал «РИА Новостям», что «в отличие от Элладской церкви, юрисдикция которой не охватывает даже всю территорию Греции, Русская православная церковь многонациональна и далеко не ограничивается в пастырской заботе верующими, проживающими на территории России». «В частности, десятки миллионов ее членов – граждане Украины. И ни о какой автокефалии они не просили», – добавил священнослужитель. Накануне заседания Собора в Афинах в интервью «РИА Новостям» глава ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев) предупредил, что все, «кто признает раскол», окажутся в изоляции, поскольку в Русской православной церкви ощущают «мощную поддержку поместных православных церквей».
Впрочем, некоторые эксперты уверены, что именно давление Москвы побудило греков принять такое решение. Так, бывший ответственный редактор «Журнала Московской патриархии» Сергей Чапнин в своем аккаунте в Facebook написал следующее: «Из кулуаров Архиерейского собора доносятся любопытные вести. Одна из главных причин признания ПЦУ – это крайнее недовольство практически всех епископов ЭПЦ тем давлением, которое было со стороны РПЦ и в особенности митрополита Илариона (Алфеева). Не было бы такого давления, может, и решение было бы другим». О давлении со стороны Москвы по вопросу признания ПЦУ не так давно заявлял представитель Александрийского патриархата митрополит Нигерийский Александр Яннирис (см. «НГР» от 02.10.19).
Элладская церковь, автокефалия которой была провозглашена в 1833 году и признана Константинополем в 1850 году, появилась на свет во многом благодаря политическому противостоянию тогдашней Греции с Османской империей, на территории которой, в стамбульском районе Фанар, располагается резиденция Вселенского патриарха. При этом полной самостоятельности ЭПЦ так и не обрела, и часть ее епархий в Северной Греции, на острове Крит, архипелаге Додеканеса и на горе Афон до сих пор находятся в канонической юрисдикции Фанара. По этому поводу у обеих церквей были претензии друг к другу, и длительное время их первоиерархи не общались. Однако в мае 2018 года произошло примирение патриарха Варфоломея и архиепископа Иеронима II. После этого последовал ряд первосвятительских встреч и сослужений.
Слухи о том, что Элладская церковь одной из первых может признать ПЦУ, появились еще минувшим летом. 28 августа на заседании Синода ЭПЦ архиереи «признали за предстоятелем право рассматривать вопрос о признании Православной церкви Украины, подконтрольной Фанару, единолично». Тогда Иероним II отказался принимать такие привилегии и заявил, что передаст этот вопрос на рассмотрение Собора. Любопытно, что незадолго до этого, в июне с.г., с главой ЭПЦ встречался митрополит Иларион (Алфеев). Аналитики предполагали, что цель визита представителя РПЦ в Грецию была связана прежде всего с попыткой воспрепятствовать признанию ПЦУ. Известно также, что 11 июня с.г. архиепископ Иероним встречался в Стамбуле с Варфоломеем в честь дня тезоименитства Вселенского патриарха. При этом присутствовал предстоятель ПЦУ митрополит Епифаний (Думенко). По заявлению пресс‑службы Константинопольского патриархата, глава Элладской церкви принял участие в совместной молитве вместе с главой ПЦУ. Однако в РПЦ это сообщение опровергли.
То, что в Афинах признали ПЦУ, вполне ожидаемо, заявил в разговоре с «НГР» заместитель декана философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Алексей Козырев. «В комментариях представителей Элладской церкви прослеживается идея единства нации. Это классический этнофилетизм, когда в церкви нация и раса ставятся выше общехристианского и канонического единства. Сами греки, кстати, осуждали филетизм в конце XIX века в связи с автокефалией Болгарской церкви, когда болгары провозгласили себя независимыми, и 50 лет они были вне канонического общения с Константинополем. Здесь мы имеем дело с тем же самым филетизмом, который еще умножается на политические факторы. В данном случае решение о признании ПЦУ вызвано и нежеланием ссориться с Константинополем, с которым Элладская церковь исторически связана и культурно близка, и общеполитической ситуацией, где признание автокефалии ПЦУ является не столько церковной, сколько политической задачей», – считает эксперт. Он добавил, что, «конечно, все православные церкви вряд ли подтвердят каноничность ПЦУ», однако «вполне возможно, что еще несколько поместных церквей примут сходное решение».
комментарии(0)