0
7998
Газета Факты и комментарии Печатная версия

01.10.2019 16:25:00

Фрики против страха

Почему политический протест воплощается в карнавальных формах

Тэги: шаманизм, александр габышев, владимир путин, москва, кремль, протест, бурятия, якутия, тенгерианство, религия, политика


шаманизм, александр габышев, владимир путин, москва, кремль, протест, бурятия, якутия, тенгерианство, религия, политика Александра Габышева, намеревавшегося пересечь всю страну, прозвали «российским Форестом Гампом», хотя Гамп вовсе не был оппозиционером. Фото с сайта www.svoboda.org

Сподвижники «шамана‑воина» Александра Габышева, шедшего из Якутии в Москву, чтобы «изгнать Путина‑демона», решили продолжить путь в столицу, но уже без своего духовного предводителя. «Поход будет носить мирный характер, его основная цель – поддержать шамана Александра Габышева и донести до руководства страны чаяния простых людей. По пути будем общаться с людьми и записывать их обращения к президенту России Владимиру Владимировичу Путину. Мы хотим показать всему миру, как живут люди в отдаленных районах и городах нашей страны, какие проблемы их волнуют, что они хотят изменить и какие вопросы хотят донести до руководства страны. Новый поход будет начат через две недели из города Новосибирска и продлится до Москвы, мы пойдем через всю Россию!» – утверждает в видеоролике, опубликованном 27 сентября на канале «Путь Шамана» в YouTube, некто Дмитрий Крюков. В якутском сегменте социальных сетей появились сообщения о том, что миссию Габышева решил продолжить другой якутский шаман – Александр Барчахов из Верхневилюйского улуса. Он якобы намерен в ближайшее время вылететь в Якутск, чтобы взять «благословение» у своего предшественника и после отправиться в Иркутск.

Самого Габышева еще 19 сентября около границы Бурятии с Иркутской областью задержали правоохранители. Его транспортировали обратно в Якутск, там провели психолого‑психиатрическую экспертизу и выпустили под подписку о невыезде. Ранее, 12 сентября, на него было заведено уголовное дело по статье о публичных призывах к осуществлению экстремистской деятельности. По словам следствия, «с 6 марта по 22 мая Габышев, находясь в неустановленном месте, обратился лично к группе людей с призывами к осуществлению экстремистской деятельности». Призывы к насильственным актам по отношению к президенту страны подтвердила и проведенная психолого‑лингвистическая экспертиза.

Феномен Габышева вызвал большой резонанс в обществе. Кто‑то считает его самозванцем и сумасшедшим, а кто‑то увидел в его затее «закономерный ответ» на действия российских властей. О задержании шамана сообщили ведущие мировые СМИ. Вступились за Габышева и в Amnesty International, где призвали освободить шамана, назвав его арест «жестоким подавлением прав человека», нарушающим право на религиозную свободу.

При этом Артур Цыбиков, руководитель иркутского отделения центра «Тэнгэри», члены которого принесли в феврале этого года в жертву пять верблюдов «ради единения и усиления России», на пресс‑конференции 24 сентября заявил, что не видит политических мотивов в действиях Габышева. «Это его миссия, его путь. На него сошло озарение, и он начал поход на Москву. Его задержали, и это тоже новое испытание для него. У Александра, по сути, идет борьба с внутренними демонами, а его поход – это трансформация личности, его становление», – считает иркутский шаман.

Дойти до столицы Габышев собирался к лету 2021 года. «Я иду изгонять Путина‑демона. Ни одного волоса с его головы не упадет. Физических страданий мы не имеем права причинять, это грех. Только устранение от власти, без всякого насилия. Насилия нельзя, даже над демоном», – говорил он в видеообращениях. За те 3 тыс. из 8 тыс. км, которые «шаман‑воин» успел пройти до Москвы, он оброс небольшим отрядом. За время полугодового похода Габышев и компания посетили такие крупные города, как Чита и Улан‑Удэ. В Чите «шаман Саша» 12 июня принял участие в митинге, на котором призвал изменить систему власти. По его мнению, главной действующей силой в России должны стать народные собрания.

На подходе к Улан‑Удэ 28 августа группу пытались остановить бурятские шаманы из «Тэнгэри». Руководитель этой организации Баир Цырендоржиев выразил уверенность, что «религия не должна вмешиваться в политику». «Из‑за него наш шаманизм – древнее тэнгрианское мировоззрение – может быть отнесен к экстремистским культам. Подобное надо пресекать сразу, на корню. Я бы сам хотел встретиться с ним, поговорить. Но, как я понял, это очень больной человек, которого, видимо, надоумили, науськали. Это антигосударственное движение, фактически это призыв к войне. Я думаю, что его завербовали или агенты других государств, или его кто‑то надоумил. Сказали: ты должен стать шаманом и заявить о том, что идешь свергнуть Путина или правительство», – приводит слова религиозного деятеля газета «Новая Бурятия». Не признал Габышева в качестве духовного деятеля и верховный шаман России Кара‑оол Допчун‑оол. А зампредседателя Совета верховного шамана России Буда‑Ширап Батуев объявил якута самозванцем, сообщают СМИ.

9 сентября в столице Бурятии начались несанкционированные митинги по результатам выборов мэра города. В причастности к организации протестных акций подозревали и сторонников Габышева. После их задержания сам шаман был объявлен в федеральный розыск, а спустя несколько дней, как уже сказано, задержан и отправлен в Якутск. Там он призвал своих сторонников сохранять спокойствие. «Пусть мой отряд отдохнет. Можете дома отдохнуть. На время следственных действий я всех призываю к миру и покою». В видео, выложенном 21 сентября на YouTube, он также заявил, что с ним «обращались хорошо». «Хорошие ребята. Накормили, напоили, я с ними даже подружился. В Якутске тоже со мной хорошо обращаются, провели медицинское обследование, встречался со следователем. Все прошло в рамках законности. Никаких насильственных действий со мной проведено не было. Я доволен». Правда, его адвокаты, а также координатор организации «Правозащита Открытки» Алексей Прянишников уже выступили с заявлением, что это признание Габышев сделал под давлением.

Несмотря на то что результаты экспертизы, сделанной в Якутске, пока неизвестны, ведущий психиатр якутского республиканского психоневрологического диспансера Вячеслав Боескоров заявил, что Габышев не производит впечатления психически больного. «С точки зрения истории и психиатрии его поступок не более болезненный, чем действия многих исторических личностей – реформаторов и революционеров, одержимых какой‑либо идеей. Многих исторических деятелей подвергали сомнению с точки зрения психической вменяемости», – приводит слова эксперта портал «Якутия инфо». По мнению Боескорова, стремление совершить религиозное действо не служит признаком недуга. «У нас в Якутске есть целый Дом Арчы, где люди себя позиционируют как целители. Почему им так можно, а Габышеву нельзя? То, что он называет шаманом, – это всего лишь религиозный взгляд на вещи. Многие люди сегодня исповедуют духовные практики, но религиозные взгляды не могут быть официальным признаком болезни».

Вокруг феномена «шамана Саши» начала формироваться субкультура. Житель Новосибирска Константин Еременко на своей странице в Facebook опубликовал незаконченный портрет – «икону» якутского шамана – в белых одеяниях и с нимбом на голове. «Работаю. Надпись (шрифтом ижица) будет гласить «Спаси и изгони», – написал Еременко в аккаунте.

Старший преподаватель философского факультета МГУ Павел Костылев склонен серьезно воспринимать подобные проявления политической активности: «Думаю, что такую форму протеста выбирают люди, которые отчаялись добиться реализации своих интересов в законной форме. Ничего хорошего в этом нет, но если нейтрально это оценивать, то это симптом. Не думаю, что эту форму протеста выбирают люди, которые хотят просто «похайповать», как сейчас модно говорить, или «поймать общественный резонанс». Это крайне примитивная форма оценки таких явлений».

Сравнивая образы «Сани‑шамана» с Pussy Riot и прочими арт‑протестными проектами, Костылев замечает: «Мы не видим того, что те, кто репостит удивительное путешествие шамана из Якутска в Москву, делают это не всегда, мягко говоря, с пародийными целями. Довольно часто эти цели очень серьезные. И путешествующий шаман Габышев для них не выглядит пародийным персонажем. С Pussy Riot и другими аналогиями то же самое. За последние пять­‑семь лет спектр протестных проявлений стал очень широким. Я думаю, что скоро начнут писать протестные сказки для детей, возможно, будут делать, если уже не делают, протестные видеоигры и т.д. Тренд становится общекультурным».

Но почему протестная активность воплотилась в квазирелигиозном образе «несистемного шамана»? «Религия сегодня – это не совсем то, что мы привыкли традиционно воспринимать под религией, – высказывает предположение Костылев. – Это не только источник духовно‑нравственных ценностей, не только традиционные религиозные практики и предпосылки морального действия, это еще и источник мемов – как негативных, так и позитивных, это еще и источник огромного интереса для все увеличивающейся армии внеконфессионально верующих, то есть людей, которые верят во что‑то, но во что, они не могут сами объяснить. Это не атеисты, они вроде бы верующие, но они не могут воспринимать всерьез традиционные религиозные институты. И такие люди готовы ухватиться за то, что религиоведы описывают как New Age – движение Нового века. Это специфическая ферментированная форма неинституциональной религиозности, и шаман, идущий в Москву изгонять Путина, – идеальный пример New Age».

«Мне бы хотелось вывести это явление из сферы пародии, – подчеркивает эксперт. – Потому что к пародии мы априори относимся не очень серьезно, а это крайне серьезные процессы. Появление настолько далеких от традиционных форм подачи религиозных смыслов – это симптом того, что New Age начинает частично подминать под себя традиционное религиозное мировоззрение».

Культуролог, религиовед Роман Багдасаров напомнил «НГР», что традиции «мистико‑политического» перформанса пустили в России глубокие корни. Эксперт обнаруживает сходство похода Габышева с такими феноменами «искусства прямого действия», как акции Александра Бренера «Ельцин, выходи!» (1995), перформансом группы «Война» в Музее имени Тимирязева (2008), панк‑молебном и другими акциями группы Pussy Riot 2012 года. «Социальный месседж политических российских акционистов я обозначил бы как магическое подкрепление власти, – говорит Багдасаров. – Смотрите. Бренер грозился Борису Ельцину на Лобном месте, а на следующий год тот переизбирался президентом России. «Война» трудилась за «медвежонка» в поте лица, но тот так и не дорос до «наследника». В 2012 году Pussy Riot также пришли на Лобное место, а затем молили Богородицу в местах традиционного патриаршего служения (в храме Христа Спасителя и Елоховском соборе) о том, чтобы та «прогнала» кандидата в президенты. Результат: Владимир Путин побеждает в первом туре».

«По сути, они выступали как живые апотропеи, амулеты, которые своим видом (часто жутким – горгона Медуза, например) должны отпугнуть от их носителя реальное зло, – приходит к неожиданному выводу собеседник «НГР». – Этот прием давно известен исследователям магических культур, начиная с древнейших. Адепт, занимающийся апотропеической магией, достигает результата, прямо противоположного тому, который он декларирует. В этом плане показательно, что «шаман‑воин», носитель традиции, которая в православии именуется язычеством, восстал на правителя, тезоименитого крестителю Руси. И позорно проиграл». «Таким образом мир еще раз убедился в неколебимой силе православного креста и кремлевских звезд!» – подытожил Багдасаров.

Добавим от себя, что карнавальные формы социального и политического протеста сопровождали едва ли не всю историю цивилизации, начиная, пожалуй, с архаичной аристофановской комедии. Гениальный образ скомороха средневековой Руси с его видимым миру смехом и невидимыми слезами создали Андрей Тарковский и Ролан Быков в фильме «Андрей Рублев». Что касается апотропеи в политических целях, о которой говорит Багдасаров, то мы знаем, что кроме народных скоморохов были и придворные шуты. Политический сарказм рождается там, где нет другого способа высказать недовольство верхами. Высказывание это может исходить как от недруга, так и от доброжелателя власти.

Скоморошество противостоит авторитарной системе еще и эстетически, разрушая «большой стиль», пафос официальной пропаганды, посылы которой больше не находят отклик в сердцах граждан. Институализированная религиозность вовсю участвует в создании этого официального стиля и в той же мере подвергается травестированию, что и высокопарный политикум.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Сторонники Имрана Хана взяли в осаду Исламабад

Сторонники Имрана Хана взяли в осаду Исламабад

Владимир Скосырев

В Пакистане привлекли армию к обеспечению правопорядка в столице

0
859
Ле Пен шантажирует Барнье вотумом недоверия

Ле Пен шантажирует Барнье вотумом недоверия

Данила Моисеев

"Национальное объединение" недовольно правительственным проектом бюджета

0
886
Пекин предложил миру свой рецепт борьбы с бедностью

Пекин предложил миру свой рецепт борьбы с бедностью

Анастасия Башкатова

Адресная помощь неимущим по-китайски предполагает переезд начальства в деревни

0
2264
"Обитель латиноамериканской демократии" полевела

"Обитель латиноамериканской демократии" полевела

Ирина Акимушкина

Новый президент Уругвая заинтересован в более тесных связях с Россией

0
1687

Другие новости