Фото Ильи Иткина
Печальный день для евреев Европы, печальный день для религиозной свободы в Европе.
В начале сентября в бельгийской Валлонии вступил в силу закон о запрете религиозного забоя скота. В соседней Фландрии аналогичный закон был принят еще в январе этого года.
Несмотря на уверения европейских политиков и защитников прав животных в отсутствии политической подоплеки в этих запретах, позиция представителей еврейской и мусульманской общин здесь однозначна – новые законы носят исключительно антимиграционный характер и не имеют ничего общего с защитой прав животных. Они направлены в первую очередь против мусульман Бельгии. Мы, евреи, несем сопутствующий ущерб – но от этого совсем не легче.
Соблюдение кашрута – это фундаментальные предписания иудаизма, важнейшие заповеди Торы. Запрет шхиты делает производство халяльного и кошерного мяса незаконным, соответственно делает невозможным ведение полноценного религиозного образа жизни.
Европейские деятели, как и сторонники и инициаторы нового закона, говорят нам: здесь нет политики, исключительно защита прав животных и гуманное к ним отношение. Однако история циклична. Давайте вспомним, что в 1895 году в Швейцарии приняли закон, запретивший ритуальный забой животных, и причина была очень проста – остановить поток приезжающих религиозных евреев из Российской империи. Давайте вернемся в 1933 год, когда Гитлер пришел к власти в Германии, и один из первых законов против евреев, который принимается, – это запрет на ритуальный забой животных по еврейским обычаям. О «гуманизме» Гитлера рассуждать не будем. Этот закон был принят, чтобы «помочь» евреям уехать из Германии. В обоих упомянутых случаях законы носили антимиграционный характер и не имели отношения к защите прав животных.
Кстати, несмотря на активную пропаганду теории жестокого обращения с животными со стороны европейских защитников прав животных, большинство экспертов высказали бы противоположное мнение. Дело в том, что при тщательном изучении вопроса становится понятно: именно кошерный способ забоя скота уделяет особое внимание безболезненности процесса. При соблюдении всех правил шхиты после надреза животное моментально теряет сознание и ничего не чувствует. Более того, кошерный метод забоя гарантирует, что при гибели животного выполняется принцип «цаар баалей хаим» – запрет причинения страданий животным.
Что ж, действующее законодательство ЕС в самом деле предписывает оглушать животных перед забоем, однако для религиозных общин предоставлялись исключения. И это – существование этих исключений – доказывало силу европейской конвенции и того, что религиозная свобода является одним из фундаментальных признаков европейской демократии. Бельгийские же нововведения вызвали серьезные споры по поводу того, не нарушает ли запрет религиозного забоя скота и бельгийскую Конституцию, которая гарантирует «свободу вероисповедания» и «ее публичную практику».
Религиозные лидеры объединились в своем мнении: происходящее в Бельгии не кампания по защите животных, а укрепление правых националистов в политике страны и ограничительные шаги правительства против 900-тысячной мусульманской общины Бельгии, а также, как следствие, и против одной из самых старинных еврейских общин Европы, которая насчитывает около 30 тыс. человек. Критики закона говорят о том, что, прикрываясь правами животных, европейское правительство использует запрет шхиты для ведения антимиграционной политики против мусульман, не рискуя быть обвиненными в расизме и ксенофобии.
Волнуются не только в Бельгии – дело вызвало резонанс еврейских и мусульманских общин и за пределами страны. Религиозные меньшинства опасаются, что аналогичные законы могут быть приняты и в их странах, а также и того, что те же политические силы будут лоббировать и другие запреты традиций мусульман и евреев – например, ритуал обрезания мальчиков. Эти опасения вполне реальны и оправданны.
С большой грустью мы можем констатировать тот факт, что запрет на религиозный забой скота в Валлонии – это продолжение тенденций антирелигиозных настроений в Европе, которые усугубляются также и увеличением количества антисемитских нападений и тревожной риторикой, исходящей от политических сторон – крайней левой и крайней правой.
Европейские лидеры должны признать, что их действия говорят громче слов. Уверения в том, что евреям рады в Европе, и одновременно с этим ограничение нашей религиозной свободы вызывают серьезные вопросы о будущем европейского еврейства.
Несмотря на то что мы преуспели в оспаривании законодательных попыток ограничить нашу религиозную практику во многих европейских странах, мы до сих пор находимся в состоянии войны и призываем международное сообщество мобилизоваться – ни еврейская, ни мусульманская общины не намерены сдаваться. Более того, именно сейчас представители обеих религий видят особую необходимость совместной работы ради защиты своих прав и свобод.
комментарии(0)