0
6251
Газета Факты и комментарии Печатная версия

17.09.2019 17:40:00

Удалось ли РПЦ «закрыть драму революции и Гражданской войны»

Русская архиепископия в Европе воссоединилась с Московским патриархатом, но далеко не в полном составе

Тэги: рпц, рпцз, западная европа, архиепископия, патриарх варфоломей, патриарх кирилл, архиепископ иоанн реннето, протоиерей алексий струве, имущество


16-9-1_a.jpg
Архиепископ Иоанн (Реннето) был
Хариупольским, а стал Дубнинским.
Фото с сайта orthodoxie.com

Синод Русской православной церкви принял главу бывшего Западноевропейского экзархата приходов русской традиции архиепископа Иоанна (Реннето), а также «приходы и клириков, которые желают последовать за ним», в юрисдикцию Московского патриархата. Заявление об этом было опубликовано 14 сентября на официальном сайте патриархии.

«Священный синод рассмотрел обращение архиепископа Иоанна (Реннето), возглавляющего Архиепископию западноевропейских приходов русской традиции, в котором он сообщил о стремлении большинства клириков и приходов архиепископии сохранить ее существование посредством вхождения в юрисдикцию Русской православной церкви и попросил о вступлении в каноническое общение и единство с Московским патриархатом вместе с желающими последовать за ним клириками и приходами. Члены Священного синода постановили принять архиепископа Иоанна (Реннето) в юрисдикцию Московского патриархата с титулом «Дубнинский», а также всех желающих того клириков, находящихся под его руководством, и приходы, которые выразят такое волеизъявление; поручить архиепископу Дубнинскому Иоанну управление упомянутыми приходами; по получении обращения от собрания представителей приходов иметь дополнительное суждение для определения канонической формы их организации, исходя из исторически сложившихся особенностей епархиального и приходского управления, а также богослужебных и пастырских традиций, установленных митрополитом Евлогием с учетом условий существования возглавляемого им церковного удела в Западной Европе», – говорится в документе.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил в связи с этим событием, что «реализация прошения» о воссоединении с Московским патриархатом закрыла «тему разделения Русской церкви за рубежом и разделения русских, живущих за границей». «Это не просто церковное деяние – это последний акт, который закрывает драму революции и Гражданской войны, драму разделения нашего народа», – сказал патриарх. Пожалуй, это было первое в истории заседание главного органа управления РПЦ, которое собралось даже не за один день, а всего за несколько часов, да еще и «посредством способов удаленной связи». Как пояснил «НГР» один из членов переговорной комиссии бывшего экзархата с РПЦ, заместитель управляющего делами Московской патриархии епископ Зеленоградский Савва (Тутунов), столь необычный формат совещания был связан с экстренностью решения вопроса. «Утром 14 сентября владыка Иоанн подписал прошение на имя патриарха Кирилла и Священного синода о принятии его в каноническую юрисдикцию Русской православной церкви. Поскольку это был очень важный шаг, понятно, что собрать Синод в столь сжатые сроки невозможно, то было решено провести заседание удаленно. Современные средства коммуникации сегодня позволяют быстро принимать и согласовывать решения людей, находящихся в тысячах и десятках тысяч километров друг от друга. Поэтому со всеми членами Синода состоялось обсуждение или по телефону, или посредством других видов связи, и все архиереи выразили согласие с предложением принять архиепископа Иоанна и всех желающих в состав Русской православной церкви и теми пунктами, которые указаны в документе».

Впрочем, ходатайство Иоанна (Реннето) о переходе в юрисдикцию РПЦ не стало для Московской патриархии сюрпризом. «Все последние дни мы были с ним в диалоге и на связи. Это было непростое для владыки решение, которое он принимал долго», – добавил епископ Зеленоградский. Впервые о возможности сменить каноническую юрисдикцию глава архиепископии заявил еще в феврале этого года на Генеральной ассамблее, в рамках которой рассматривался вопрос, последовать ли указу Константинопольского (Вселенского) патриарха Варфоломея от 29 ноября 2018 года о ликвидации экзархата или попытаться сохранить сообщество. Тогда большинством голосов (93%) было постановлено попытаться сберечь ту духовность и традиции, которые под руководством митрополита Евлогия (Георгиевского) заложили еще в 1921 году русские эмигранты, бежавшие из послереволюционной России. За последние 10 месяцев члены Совета архиепископии обсуждали разные варианты своего будущего  – в том числе и предложения Румынской, Американской и Русской зарубежной церквей. Однако во многом благодаря действиям Константинопольского патриархата, среди которых выдача отпускной грамоты главе архиепископии, а также назначение на его место «своего» человека, к Генеральной ассамблее, которая прошла 7 сентября, на голосование был вынесен лишь один пункт – «принимаете ли вы акт о каноническом присоединении архиепископии к Московскому патриархату?». В итоге из 186 присутствующих «да» сказали 104 человека, «нет» – 75. Пустыми оказались шесть бюллетеней, а испорченным – один.

Несмотря на то что собрание, согласно положениям устава, не набрало нужного в две трети количества голосов для общего принятия предложения РПЦ, это Реннето не остановило.  

Спустя неделю на сайте архиепископии было опубликовано заявление от его имени. «После консультаций с настоятелями и множеством священников и в качестве главы ex officio нашей архиепископии я принял решение вверить себя, так же как и нашу архиепископию, каноническому послушанию, предложенному Московским патриархатом, чтобы ответить на нужды общин, составляющих архиепископию.  С 15 сентября я буду поминать его святейшество патриарха Московского Кирилла и приглашаю все духовенство продолжить поминать меня. Я знаю и понимаю давнюю осторожность многих. В первую очередь я думаю о наших дорогих отцах, братьях и сестрах из Соединенного Королевства. Раны глубокие. Есть они и у наших общин на юге Франции по причине юридических тяжб, конец которым я пытался положить с самого начала. Тем не менее пришло время не то чтобы забыть о них, но – двигаться вперед», – говорилось в сообщении. Говоря о ранах, Реннето имеет в виду так называемый сурожский раскол 2006 года, когда глава британской епархии РПЦ Василий (Осборн) перешел в Константинопольский патриархат, а также судебный процесс 2011–2013 годов по поводу Николаевского собора в Ницце.

Пока непонятно, какое число общин перейдут вместе с теперь уже архиепископом Дубнинским в Московский патриархат. Сейчас известно о как минимум 67  приходах, изъявивших такое желание. При этом епископ Савва (Тутунов ) заверил, что, каким бы ни был их состав, предложение, которое в августе этого года было направлено от Русской церкви в архиепископию за подписью руководителя управления Московского патриархата по зарубежным учреждениям, патриаршего экзарха Западной Европы митрополита Корсунского и Западноевропейского Антония (Севрюка), в сложившейся ситуации «не утратило своей силы». «Владыка Иоанн нам сообщил, что в ближайшее время он намерен провести собрание тех приходов, которые хотят за ним последовать, и это собрание обратится с соответствующей просьбой к патриарху и Синоду. Тогда письмо владыки Антония (Севрюка) снова станет актуальным. Поскольку в начале письма владыка Антоний говорил, что предлагаемое им решение может быть принято после того, как собрание представителей архиепископии обратится к патриарху и Синоду, то наше предложение, выраженное в том письме, не утратило актуальности».

Что касается не совсем обычного титула, определенного Иоанну (Реннето) Синодом, то это «не больше, чем формальность», заверил замуправделами Московского патриархата. «В силу сложившейся исторической практики титул не всегда соответствует тому месту, где находится и служит архиерей. У нас там, в Европе, есть и Корсунский митрополит, и Сурожский. В Берлине, например, Подольский и так далее. Так что в данном случае титул вовсе не означает, что архиепископ Иоанн станет викарием. Он был и остается правящим архиереем своих приходов. Ровно так же, как при переходе в РПЦ он не уйдет тут же на покой, как пророчили ему некоторые недоброжелатели. То, что сформулировано в письме владыки Антония, – это указание на особую форму правления в архиепископии. Там имеется свой собственный устав, по которому перешедшие под омофор РПЦ приходы будут продолжать жить. Поэтому ни о каком уходе на покой владыки Иоанна сразу после перехода в Московский патриархат речи не идет».

В самой архиепископии заявление Реннето и решение Синода РПЦ, как и ожидалось, восприняли по‑разному. «Я очень рад, что наша судьба определилась. Архиепископ Иоанн был в полном праве так решить и так поступить. Его действия – это канонический акт, который наконец‑то определил наше будущее. Церковные вопросы, к которым относится в том числе и выбор юрисдикции, не могут решаться по законам гражданского права. Архиепископия – это не столько юридическая структура в лице «Епархиального союза православных русских приходских ассоциаций в Западной Европе», но это прежде всего тело церкви во главе со своим пастырем владыкой Иоанном. 2/3 голосов требовались с точки зрения французского закона для изменения юридического устава. Каноны церкви и даже акты Московского собора 1917–1918 годов ничего не говорили о 2/3 необходимых для принятия решения голосов. А в таком тупике, в котором мы оказались сейчас, больше оставаться было невозможно. Москва – единственная, кто сделал нам подходящее предложение, и я уверен, что это лучшее для всех приходов архиепископии решение – войти в состав Русской православной церкви в качестве автономии. И это подходит тому статусу митрополичьего округа, который еще в 1923 году получили наши основатели во главе с митрополитом Евлогием (Георгиевским) от Синода Русской православной церкви заграницей, когда она еще была в каноническом общении с Московском патриархатом», – объяснил «НГР» профессор канонического права и истории поместных церквей, член канонической комиссии архиепископии протоиерей Живко Панев.

16-10-1_b2.jpg
Голосование 7 сентября не дало архиепископии
необходимого большинства для консолидированного решения
Фото со страницу Архиепископии русских православных
церквкей в Западной Европе в Facebook
Недовольные же действиями Иоанна Реннето в срочном порядке провели совещание, и в ночь на 15 сентября по приходам было разослано электронное письмо с подписью семи членов архиепископии. В тексте говорится, что, поскольку архиепископ Иоанн, перейдя в Московский патриархат, теперь «не в состоянии канонически продолжать совершать евхаристию в общении с Константинопольским Вселенским патриархатом», то, согласно положению устава, «Совет архиепископа констатировал его полную неспособность возглавить архиепископство и поэтому направил официальный запрос его святейшеству Константинопольскому Вселенскому патриарху Варфоломею, официально попросив его назначить местоблюстителя». Совет также указал на то, что «приходы и клирики, желающие войти в одну из семи митрополий Вселенского патриархата, на территориях которых расположены приходы архиепископства, могут обратиться с просьбой об этом к митрополиту Франции Эммануилу (Адамакису. – «НГР»)» или же пополнить ряды Румынской православной церкви. Написать заявление об уходе необходимо и духовенству, которое сочло нужным последовать за Реннето. При этом в тексте особо подчеркивается, что как юридическое лицо архиепископия остается в канонической юрисдикции Константинополя.

Словом, каждый приход теперь должен будет самостоятельно решить, что ему делать дальше. Между тем некоторые общины за время нахождения бывшего экзархата в неопределенном каноническом статусе уже покинули архиепископию. Еще в ноябре 2018 года в ее ведении было порядка 110 приходов, 123 священника и 42 диакона. За последние месяцы сообщество уже потеряло общины храма Рождества Христова во Флоренции и церкви Христа Спасителя из Сан‑Ремо – они перешли в РПЦЗ, Покровский монастырь в местечке Бюсси‑ан‑От в Бургундии (обитель выбрала Константинопольский патриархат) и почти все свои приходы в Скандинавии. Большинство из скандинавских общин стали частью Сербской православной церкви, несколько ушло к болгарам, единицы – под юрисдикцию Константинополя. Буквально на днях экзархат потерял и приход в немецком Дюссельдорфе. Настоятель дюссельдорфской церкви Святых архангелов протоиерей Петр Зоннтаг сказал «НГР»: «В сложившейся ситуации мы не видели другого выхода». «Нам очень сложно было жить в такой атмосфере неизвестности. Вместе с приходом мы приняли решение покинуть архиепископию и перейти в епархию греческого митрополита в Германии. Это очень горькое и печальное для нас решение. Но и путь в Москву мы не считали хорошим решением проблемы. Я считаю, что Русская церковь не могла бы дать нам необходимой свободы, поскольку нам кажется, что она зависима от государства и политики».

Помимо выбора юрисдикции приходы и общины архиепископии могут столкнуться и с непростыми имущественными спорами. Например, такая участь уже грозит Свято‑Сергиевскому подворью в Париже – культурному центру русской эмиграции, на территории которого расположен Свято‑Сергиевский православный богословский институт. Одним из главных участников поиска и выкупа участка под подворье для эмигрантских приходов в 1924 году стал известный деятель русского зарубежья Михаил Осоргин. А уже год спустя усилиями эмигрантов здесь был создан богословский институт, где преподавали такие известные мыслители и богословы, как Георгий Флоровский и Сергий Булгаков. Как пояснил «НГР» внучатый племянник Михаила Осоргина, президент движения за создание Поместной православной церкви русской традиции в Западной Европе (OLTR) Георгий фон Розеншильд‑Паулин, комплекс Сергиевского подворья сейчас считается одним из самых крупных объектов недвижимости архиепископии. Соответственно все здания, находящиеся на этой территории, принадлежат бывшему экзархату, включая церковь Святого Сергия, а также помещение, занимаемое Институтом православного богословия. Однако сам приход как церковное объединение не владеет религиозным зданием, в котором располагается. Судебного спора по недвижимости, если приход и институт не поддержат решение Реннето, избежать скорее всего не удастся.

Согласно уставу архиепископии, каждый входящий в нее приход является самостоятельным юридическим лицом, которому принадлежит движимая и недвижимая собственность. Однако Вселенский патриархат вряд ли так просто с ней расстанется. Не случайно на последнем заседании своего Синода патриарх Варфоломей не только передал ответственность за попечение диаспоры главе Галльской митрополии Эммануилу Адамакису, но и сменил настоятеля духовного центра экзархата – собора Александра Невского на улице Дарю. Начиная с 1959 года, эту кафедру занимали только правящие архиереи экзархата. На этот раз настоятельство было поручено даже не митрополиту‑местоблюстителю, а священнику этого же храма протоиерею Алексию Струве. Ранее в разговоре с «НГР» Струве признался, что «ожидал этого назначения». Известно, что священнослужитель изначально был противником «московского будущего» и поддерживал действия Вселенского патриархата. «Я родился и вырос во Вселенском патриархате. Мой отец был священником Вселенского патриархата. Мы почти 100 лет жили в полной свободе и могли развиваться, и я не вижу причин покидать его. К сожалению, мы стали пленниками битвы между патриархатами, и если я перейду в Московский патриархат, то не смогу причащаться с моими друзьями из Константинопольского патриархата. Такое решение приняла Москва, и это она несет ответственность за разрыв. Уверен, что выбирать юрисдикцию, как будто выбирать продукты в супермаркете, – это не церковный подход, и он не соответствует никаким канонам», – отметил священнослужитель. Свое настоятельство тогда он принял, но «не исполнил», так как не хотел «еще одного скандала». Тем не менее в Константинополе уверены, что собор Александра Невского находится в его юрисдикции. Любопытный нюанс: в греческом документе собор Александра Невского указан как «церковь». «Не думаю, что речь идет просто о синонимах. Греки ничего не делают просто так», – уверен Георгий фон Розеншильд‑Паулин. Собеседник напомнил, что в своей проповеди от 5 сентября, которая была произнесена в поддержку Генеральной ассамблеи в соборе Александра Невского, архиепископ Иоанн, отмечая этот факт, особо подчеркнул, что таким образом греки «решили принизить значимость собора для архиепископии».

Бывший прихожанин теперь уже бывшего экзархата, Георгий фон Розеншильд‑Паулин также рассказал «НГР», что ныне возглавляемое им OLTR было создано более 15 лет назад мирянами как Московского патриархата, так и Западноевропейской архиепископии русских приходов Константинопольского патриархата, а также общественниками из Русской православной церкви зарубежом (РПЦЗ). Идеологом, создателем и первым председателем OLTR в свое время был сын православного священника граф Серафим Ребиндер. «Именно Серафим Ребиндер, после того как в 2003 году патриарх Московский Алексий II предложил собрать все русские юрисдикции под одной митрополией и создать отдельный митрополичий округ, выражал уверенность, что архиепископия сможет стать тем «краеугольным камнем», на котором в итоге появится православная митрополия русской традиции в Западной Европе. Этот проект даже начинали разрабатывать, и я, еще не будучи главой OLTR, очень воодушевился этой идеей. Даже тогда меня удивляло мнение некоторых моих друзей, считавших, что таким образом Московский патриархат хочет просто нас захватить и архиепископии во что бы то ни стало необходимо оставаться под омофором Константинополя. Сейчас же я более чем уверен, что именно Москва поможет нам выйти из того кризиса, в котором мы оказались еще задолго до решения патриарха Варфоломея ликвидировать экзархат».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Домоправители мира сего

Домоправители мира сего

Михаил Стрелец

Христианские конфессии дружно претендуют на этический контроль над разрешением проблем экологии

0
5848
Две судьбы русского православия в Прибалтике

Две судьбы русского православия в Прибалтике

Милена Фаустова

Эстония требует запрета «московской» церкви, а Латвия выделяет ей финансирование

0
5989
«Мигрантофобы» против миссионеров

«Мигрантофобы» против миссионеров

Анастасия Коскелло

В РПЦ отмечаются разногласия по отношению к гастарбайтерам

0
7040
За домовые храмы, но против скоплений мигрантов

За домовые храмы, но против скоплений мигрантов

Андрей Мельников

Возможный запрет богослужений на квартирах вызвал дискуссии среди верующих и экспертов

0
5359

Другие новости