0
7838
Газета Факты и комментарии Печатная версия

03.09.2019 16:30:00

Неудавшийся день мусульманских знаний

Почему некоторые исламские частные школы и медресе остаются в серой зоне

Тэги: мусульмане, исламская школа, частное образование, медресе, ислам, день знаний, образование, прокуратура


мусульмане, исламская школа, частное образование, медресе, ислам, день знаний, образование, прокуратура Кроме обучения религии частные мусульманские школы должны обеспечить преподавание общеобразовательных предметов. Фото со страницы Мусульманской школы в Москве в «ВКонтакте»

Накануне Дня знаний в России стало на одну частную мусульманскую школу меньше. По сообщению из Татарстана, за многочисленные нарушения судом закрыт частный образовательный центр «Золотая середина», действовавший начиная с 2015 года при медресе «Нурутдин» в мечети «Абузар» в Набережных Челнах. Школу открыл предприниматель из Ижевска Марат Ялилов. При регистрации «Золотой середины» как юридического лица в штате школы якобы были только два педагога, бухгалтерия оформлялась по схеме упрощенной системы налогообложения, с минимумом административно‑финансового и хозяйственного персонала. Обучение платное – 4 тыс. руб. в месяц. При этом, как гласят материалы суда, оплата за обучение проводилась как благотворительный взнос, сообщает татарстанский ресурс Chelny‑biz.ru. Между родителями и педагогами якобы заключались договоры на безвозмездное обслуживание, а зарплату учителям директор школы выдавал как благотворительные пожертвования – лично в руки, без указания в бухгалтерских документах. Судом якобы также установлено, что у «Золотой середины» не было лицензии на образовательную деятельность. Однако на сайте городского суда обнаружить соответствующую информацию не удалось.

На момент закрытия в школе обучались 102 ребенка, из них 82 были на домашнем обучении и параллельно посещали «Золотую середину». Занятия проводились каждый день, а предписанное федеральным законом регулярное питание отсутствовало.

Однако сам Марат Ялилов в разговоре с «НГР» представляет ситуацию совершенно по-другому. «Школа закрыта. Но не по нашей вине, а потому что здание мечети «Нурутдин» признано не соответствующим нормам противопожарной безопасности. Мы не собственники здания, мы только арендаторы», - сказал директор учебного заведения.

В Духовном управлении мусульман Татарстана (ДУМ РТ) заявили «НГР», что полнотой информации о «Золотой середине» и подобных школах в республике не обладают, поэтому давать комментарии не имеют права.  

Хотя ситуация с конкретным учебным заведением не совсем ясна, в экспертной среде обсуждается сложная ситуация с частными мусульманскими школами в России.

В подобные заведения отдают своих детей те родители, которые считают порядки в государственных образовательных учреждениях в той или степени несовместимыми с исламскими канонами. В частности, в Татарстане, кроме закрытой «Золотой середины», действуют другие, более благополучные мусульманские школы. В Казани работает «Усмания», в ноябре 2018 года открыли школу для девочек «Музаффария». Эти школы находятся под патронажем ДУМ РТ, но обеспечивают прохождение учащимися также общеобразовательной программы и контролируются Рособрнадзором.

«Уровень взаимоинтеграции между светским и исламским в Татарстане давний и глубокий, – сказал «НГР» исламский деятель Рустам Батров. – Среди мусульман республики не ведется разговоров о том, стоит или нет отдавать ребенка в школу. Обязательные прививки – да, на эту тему то и дело общаются как мусульмане, так и немусульмане. Но чтобы в школу не ходить – такого нет. Пример общины последователей Файзрахмана Сатарова (см. «НГР» от 02.07.19.), где отрицали российскую школу и Российское государство, для Татарстана маргинален. Во‑первых, файзрахманисты вышли из ислама, во‑вторых, в этой общине было всего 10 человек. Отрицание мусульманами России авторитета светской школы может быть где угодно, только не у нас».

Практика обучения детей в мусульманских частных школах‑интернатах широко распространена в Дагестане. В 2014 году предприниматель из Махачкалы открыл школу‑интернат в селе Тлондода в Цумадинском районе. Интернат действует без образовательной лицензии, поскольку по документам значится как начальная мусульманская школа – мактаба. В этой мактабе кроме изучения Корана и арабского языка занимаются английским языком и проходят обязательную образовательную программу. В частности, уроки физкультуры ведет на общественных началах уроженец Тлондоды, участник Олимпийских игр. Ученики главным образом дети работающих в Махачкале жителей Цумадинского района.

В Дагестане до недавнего времени была практика учить девочек до 6–7‑го класса, после чего их забирали из обычной школы и отдавали в мусульманскую или же выдавали замуж, сказала «НГР» политолог Галина Хизриева: «Эта тенденция сложилась в нулевые годы, когда пропаганда ваххабизма была настолько сильной и имела настолько сильную поддержку в высших эшелонах региональной власти, что престиж светского образования перестал существовать. Установилась мода на ранние браки, на выход замуж за граждан из стран Ближнего Востока. Обязанность ездить на Ближний Восток и Турцию за товарами и зарабатывать таким образом ложилась прежде всего на плечи женщин, девушек. Образование для этого было совершенно не нужно. Нужно было просто уметь читать, считать и писать. Это затронуло не только идейных мусульман, но и обычные семьи. Так что я бы не стала связывать это явление с ваххабизмом и радикализмом. Был и обычный расчет устроиться в жизни через открывшиеся новые возможности».

По словам Хизриевой, в Дагестане можно получить образование и светскую специальность и по линии Духовного управления мусульман республики: «В последние годы тому, что советуют муфтий Дагестана Ахмад Абдуллаев и его супруга Айна Гамзатова насчет воспитания девочек, в Дагестане стали уделять большое внимание. К примеру, в мусульманских образовательных учреждениях можно получить специальность медсестры, журналиста, психолога, бухгалтера, экономиста. С поколением неграмотных «мамочек», увы, ничего не сделаешь. Надо сказать, что неграмотные и полуграмотные молодые дагестанки, которые только занимаются челночным бизнесом и рожают детей, сейчас уходят в прошлое. Сейчас даже джихадисты не считают нужным лишать девушек высшего образования. Как раньше «Имарату Кавказ» (запрещен в РФ), так и сейчас «Исламскому государству» (ИГ, запрещено в РФ) в нашей стране потребовались образованные дамы. Такое и в Украине сплошь и рядом. Одесситку Наталью Никифорову, она же Амина Окуева, отправили учиться на врача ее друзья – беглые джихадисты из «Ичкерии».

«Точной статистики по частным мусульманским школам и детсадам в России нет, – сказал «НГР» председатель правления общественной организации «Право ребенка» Борис Альтшулер. – На эти инициативы обращают внимание только в случае обнаружения там нарушений. Федеральный закон разрешает давать ребенку образование в любой форме. Широко распространена практика дистанционного и надомного обучения – к примеру, когда ребенок болен. Когда ребенок вообще не учится – это уже ЧП. Тогда подключаются органы опеки и полиция. Если родители верующие, то параллельно с надомным обучением ребенок может посещать религиозную школу. О таких религиозных школах, где бы на профессиональном уровне преподавали алгебру, физику и химию, лично я не слышал. Федеральный закон установил требования, по которым частная школа получает право учить ребенка и потом выдавать ему аттестат государственного образца. У школы должна быть лицензия на образовательную деятельность, у педагогов‑предметников – профильные дипломы и стаж работы по специальности. Помещения, где занимаются дети, проходят обязательную санитарно- эпидемиологическую проверку. Если форма обучения ежедневная, то обязательно школьное питание и система охраны. Административная и финансовая деятельность школы также проверяется на прозрачность. Если какие‑то нарушения есть, то работа школы приостанавливается до их устранения, а в некоторых случаях школа закрывается навсегда. Ученики‑надомники, выпускники частных школ сдают экзамены по программе обычной школы, иначе они не получат аттестат и не поступят в вуз».

Предложение мусульманских частных школ обусловлено спросом, сказал «НГР» заведующий отделом исламских исследований Института стран СНГ Ильдар Сафаргалеев: «К сожалению, в обычных школах бытуют насилие, распущенность нравов, детский алкоголизм и наркомания, пропагандируется уголовная субкультура А.У. Е. («арестантский уклад един». – «НГР»). От всего этого хотят оградить своих детей любые любящие родители. Разрешенные законом частные детсады и школы – ответ родителей и педагогов на негативные вызовы в светской системе дошкольного и школьного образования. Другое дело, что не у каждого такого учебного заведения оказываются в наличии свидетельства на право вести образовательную деятельность и есть возможности давать детям тот же уровень образования, что и светская школа. Были случаи, когда в Москве люди отдавали детей в частные детсады и школы, а находившиеся там дети в итоге отставали по образовательной программе. С 1990‑х годов эту нишу стали заполнять религиозные сектанты».

В конце июля с.г. в Петербурге закрыли частное медресе, располагавшееся в съемной многокомнатной квартире на Вознесенском проспекте. Владелец квартиры сдал жилплощадь автономной некоммерческой организации Центр содействия развитию социально‑культурных отношений «Северо‑Запад» учредителю медресе. По данным петербургского «Центра Э» и местного УФСБ, в учебном заведении под видом образовательных услуг занимались незаконным миссионерством. Обучались там преимущественно дети работающих в Петербурге граждан Таджикистана. Помощник имама медресе – гражданин Таджикистана, сам имам – россиянин. Двух бывших воспитанников правоохранители передали в социальный приют.

«В России надо интенсивнее развивать и ставить под контроль частные образовательные инициативы – особенно религиозные. Нужно, чтобы на рынке частных образовательных услуг была конкуренция, потребители услуг не натыкались на недобросовестных педагогов и аферистов. Чем больше конкуренция на рынке образовательных услуг, тем рынок чище и прозрачнее», – говорит Ильдар Сафаргалеев.

Власти настроены не закрывать частные школы при мечетях и других местах культа, а выводить их в правовое поле, сказал «НГР» глава Духовного собрания мусульман России муфтий Альбир Крганов: «Нужно, чтобы в этих школах все соответствовало закону об образовании и нормам преподавательской деятельности. В Поволжье, на Северном Кавказе и в других регионах уже были примеры закрытий такого рода школ и частного детского сада. Если организаторы заведений ведут противоправную деятельность, связаны с запрещенными в России организациями, допускать такого нельзя. Как и того, когда под видом обучения детей у них крадут будущее. Из‑за этого мы рискуем получить социальную проблему с устроенностью этих детей во взрослой жизни. Еще хуже, когда в этих учебных заведениях дают неправильные интерпретации религии и жизни, вследствие чего воспитываются люди, которые могут потом нанести большой вред своим семьям и обществу».



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Домоправители мира сего

Домоправители мира сего

Михаил Стрелец

Христианские конфессии дружно претендуют на этический контроль над разрешением проблем экологии

0
2102
Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
1819
«Мигрантофобы» против миссионеров

«Мигрантофобы» против миссионеров

Анастасия Коскелло

В РПЦ отмечаются разногласия по отношению к гастарбайтерам

0
3080
Школа – не для мигрантов?

Школа – не для мигрантов?

Иван Большаков 

Запрет на обучение плохо владеющих русским языком детей приведет к еще большей напряженности

0
3181

Другие новости