0
11364
Газета Факты и комментарии Печатная версия

20.08.2019 16:23:00

Имама Шамиля защищают от Кадырова

Рассуждения чеченского лидера об истории Кавказа вызвали недовольство дагестанцев

Тэги: рамзан кадыров, ахмат кадыров, владимир путин, имам шамиль, шамиль басаев, багаудин кебедов, магомед тагаев, адалло алиев, надиршах хачилаев, салман радуев, дагестан, чечня, ваххабизм, газават, вторая чеченская кампания


рамзан кадыров, ахмат кадыров, владимир путин, имам шамиль, шамиль басаев, багаудин кебедов, магомед тагаев, адалло алиев, надиршах хачилаев, салман радуев, дагестан, чечня, ваххабизм, газават, вторая чеченская кампания Имам Шамиль сдался в плен русским войскам на выгодных для себя условиях. Алексей Кившенко. Сдача Шамиля князю А.И. Барятинскому. 1880. Центральный военно-морской музей, СПб

Вспоминая события 7 августа 1999 года, когда отряды террористов из Чечни вторглись в Дагестан, глава Чечни Рамзан Кадыров подчеркнул: так называемую Исламскую миротворческую бригаду террористов Шамиля Басаева и Хаттаба позвали дагестанские идеологи ваххабизма Багаудин Кебедов, Магомед Тагаев и Адалло Алиев. «Именно они повели отряды террористов. В самом Дагестане ваххабиты чувствовали себя вполне комфортно, против этого зла фактически ничего не делалось… В то же время все 20 лет мы слышим, что «чеченские террористы напали на Дагестан». И ни одного слова о том, что первыми шли отряды Кебедова и Тагаева, состоящие исключительно из жителей Дагестана», – сказал Кадыров в интервью информагентству «Чечня сегодня».

С Хаттабом и Басаевым Кадыров сравнил историческую личность XIX века – дагестанского имама Шамиля. «Авантюра компании «Хаттаб и Ко» продолжалась две недели, а действия Шамиля способствовали уничтожению больше чем половины чеченского народа и сожжению всей Чечни на протяжении 20 лет. За годы пребывания Шамиля в Чечне численность чеченского народа сократилась более чем в два раза, а количество мужчин уменьшилось на 70%», – сказал Кадыров. Критикой Шамиля Кадыров настроил против себя многих дагестанцев. «Непонятно, для чего было вспоминать имама Шамиля, который якобы не давал чеченцам возможности присоединиться к России 200 лет тому назад? Обидные комментарии, оскорбления в адрес духовных лидеров – это пощечина всему дагестанскому народу. За имама Шамиля ответит имам Шамиль! » – заявили в Духовном управлении мусульман Дагестана. Недовольство Кадыровым в дагестанских СМИ и соцсетях дошло до такой степени, что Кадыров в видеоблоге Instagram назвал своих оппонентов из Дагестана «чертями», у которых «нет ни чести, ни совести». «У вас ведь есть люди, которые считают Шамиля предателем, врагом народа. Да, мы, чеченцы, воевали и против федерального Центра. А вы, дагестанцы, тогда чем занимались? Вы «кнопочные герои», шайтаны. А я пехотинец Владимира Путина. Он мой командир, он президент, он царь», – сказал глава республики.

Все чеченское сообщество солидарно с мнением Рамзана Кадырова и поддерживает его, сказал «НГР» член Совета Федерации от Чечни Зияд Сабсаби. «Каждый чеченец – от ребенка до аксакала – задумывается, почему в XIX веке была эта кровавая война, – говорит он. – То, что сказал Рамзан Кадыров насчет имама Шамиля, – опыт осмысления истории, а не искажение ее. Каждый человек, особенно если это глава Чеченской Республики, имеет право на свою оценку Кавказской войны и личности имама Шамиля. Рамзан Ахматович взял на себя большую ответственность высказать то, что происходит в умах и сердцах всех чеченцев. В своем интервью Рамзан Ахматович больше задает вопросов, чем дает ответов. Это касается не только личности Шамиля, но и вторжения ваххабитов в Дагестан в 1999 году. Кто готовил вторжение бандитов Басаева–Хаттаба? Дагестанские ваххабиты: Багаудин Кебедов, Магомед Тагаев, Адалло Алиев, Надиршах Хачилаев... В Дагестане до этого появились ваххабитские бандитские анклавы в селах Карамахи и Чабанмахи. Ваххабитскую литературу с начала 90‑х годов без всяких проблем издавали в дагестанском издательстве «Сантлада». Эти события 20 лет назад разделили наши братские народы. И Рамзан Ахматович хочет, чтобы 20 лет спустя наши народы вновь объединились. В 2000 году, когда Чечню возглавил Ахмат‑хаджи Кадыров, чеченцы и дагестанцы объединились и начали вместе уничтожать террористов. Рамзан Ахматович и все чеченцы испытывают глубочайшее уважение ко всем народам Дагестана».

«Я как военный летчик, Герой России и аварец обращаюсь к Рамзану Кадырову: не надо трогать имама Шамиля! – сказал «НГР» летчик‑испытатель Магомед Толбоев. – Если уж начали перемывать косточки Шамилю, давайте начнем Петра I разбирать или Екатерину II. Зачем оскорблять людей, которые не могут ответить тебе? Это очень недостойно. Как и то, что Рамзан обвинил наш народ в том, что якобы мы одни экспортировали ваххабизм по всей России, а чеченцы, по словам Рамзана, все были белые и пушистые. В 1996–1998 годах я был секретарем Совета безопасности Дагестана. По долгу службы общался с Басаевым, Ахмедом Закаевым, Салманом Радуевым… Я тогда освобождал людей из чеченского плена, поэтому прекрасно знаю, кто такие ваххабиты и откуда они взялись в Чечне. Я помню, как Радуев наплевал на соглашение о ненападении на Дагестан, которое заключал в моем присутствии. Этот клятвопреступник умер в тюрьме».

Своими словами Кадыров унизил прежде всего чеченский народ, сказал «НГР» вице‑президент Московского культурного центра «Дагестан» Магомед Абдулхабиров. «Из слов Кадырова выходит, что Шамиль принудил чеченцев к священной войне – газавату. И чеченцы якобы 20 лет терпели этот газават, и только русские войска спасли чеченцев от геноцида. Но это не так. Чеченские старейшины просили Шамиля прийти в Чечню с вооруженными мюридами и возглавить чеченско‑дагестанское сопротивление русским войскам. Личность и жизнь Шамиля – это предмет, который должны обсуждать в спокойной научной дискуссии ученые‑историки. Нельзя смешивать историю и политику, как это делает Кадыров. 

Это его не украшает. Как и то, что он взвалил на дагестанцев вину за вторжение ваххабитов в республику 20 лет назад. Да, в лагерях Басаева‑Хаттаба оказались некоторые дагестанцы. Но лагеря эти появились в Чечне! Для чеченцев должно быть унизительно, что их учили жизни выходцы из арабских стран: Хаттаб, Фатхи, Абу аль‑Валид… Народы Северного Кавказа до 1991 года помыслить не могли о том, что между ними будет резня. А 25 арабских стран не в состоянии жить в мире друг с другом, не создали ничего инновационного в области науки и техники, берут все из Европы и Америки. Ничего не имеющий общего с исламом ваххабизм появился у нас в Дагестане в 90‑х годах, когда из Саудовской Аравии стали приезжать изучавшие там ислам молодые дагестанцы. Ваххабиты начали с того, что стали сносить в дагестанских селах бюсты передовиков производства и памятники участникам Великой Отечественной войны, запретили наши свадьбы и праздники. Потом они стали убивать имамов, врачей, учителей, милиционеров. В этом не мы, дагестанцы, виноваты, а привезенная к нам из Саудовской Аравии идеология».

«Кадырову надо было задаться вопросом, кто ответит за чеченцев, дагестанцев, русских, погибших в этой глупой гражданской войне, когда все с ума посходили от взаимной ненависти, – продолжает Абдулхабиров. – Во время Кавказской войны Николай Пирогов служил военным врачом в русских войсках и при этом лечил раненых воинов Шамиля. Русский врач Сергей Пиотровский по просьбе Шамиля лечил его сына Джамалуддина. В аварском селе Салта, до основания разрушенного в 1847 году по приказу царского наместника Михаила Воронцова, установлен памятник русско‑дагестанскому примирению. Вот это проявление государственной мудрости, а не то, что спровоцировал Кадыров между дагестанцами и братским с нами чеченским народом своими неосторожными высказываниями. При этом я уважаю Рамзана Кадырова за то, что он сделал Чечню благоустроенным, развивающимся, мирным регионом».

В мае с.г. на окраине дагестанского райцентра Кизляр появился указатель, что часть территории Кизлярского района в районе двуречья Таловки и Старого Терека относится к Шелковскому району Чечни, сказал «НГР» старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Ахмет Ярлыкапов. «На спорной с Чечней территории в селе Ансалта в Ботлихском районе стоит чеченская родовая башня. До сих пор не решен вопрос о переселении дагестанского населения Новолакского района и возвращении туда чеченцев, чьи семьи были депортированы в 1944 году. Для чеченцев этот район – историческая часть Чечни, Аух. Но я связываю высказывания Рамзана Кадырова не с аспектом спорных территорий, а с 20‑летием вторжением Басаева и Хаттаба в Дагестан. Кадыров поставил себе задачу огласить для российской общественности, что бандитская вылазка из «Ичкерии» – это не нападение чеченцев на Дагестан, а дело рук сброда без роду без племени и что заводилами этого сброда были дагестанцы. То, что Кебедов или Тагаев дагестанцы, никто не оспаривает, как и то, что предками иорданца Хаттаба были чеченцы. Но у Кадырова была другая задача – показать интерпретацию тех событий, отличную от той, что уже сложилась у остальных российских исследователей. Чеченцы только формируются как нация, а любая формирующаяся нация формирует и свою историю. С подачи официального Грозного создается свой национальный вариант истории Чечни. Это нормальный процесс. Другое дело, что остальные нации имеют право с этим вариантом истории не соглашаться».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Региональная политика 18-21 ноября в зеркале Telegram

Региональная политика 18-21 ноября в зеркале Telegram

0
1451
Владимирская область запнулась на слове «хиджаб»

Владимирская область запнулась на слове «хиджаб»

Андрей Мельников

Региональные власти, возможно, перестарались с исполнением федерального законодательства

0
12179
Фото недели.  Главы кавказских республик обмениваются громкими заявлениями

Фото недели. Главы кавказских республик обмениваются громкими заявлениями

0
5343
Волошинский – это по любви

Волошинский – это по любви

Камиль Каспийский

Фестиваль, рожденный в Крыму, продолжает путешествие по стране

0
4985

Другие новости