Имам Шамиль сдался в плен русским войскам на выгодных для себя условиях. Алексей Кившенко. Сдача Шамиля князю А.И. Барятинскому. 1880. Центральный военно-морской музей, СПб
Вспоминая события 7 августа 1999 года, когда отряды террористов из Чечни вторглись в Дагестан, глава Чечни Рамзан Кадыров подчеркнул: так называемую Исламскую миротворческую бригаду террористов Шамиля Басаева и Хаттаба позвали дагестанские идеологи ваххабизма Багаудин Кебедов, Магомед Тагаев и Адалло Алиев. «Именно они повели отряды террористов. В самом Дагестане ваххабиты чувствовали себя вполне комфортно, против этого зла фактически ничего не делалось… В то же время все 20 лет мы слышим, что «чеченские террористы напали на Дагестан». И ни одного слова о том, что первыми шли отряды Кебедова и Тагаева, состоящие исключительно из жителей Дагестана», – сказал Кадыров в интервью информагентству «Чечня сегодня».
С Хаттабом и Басаевым Кадыров сравнил историческую личность XIX века – дагестанского имама Шамиля. «Авантюра компании «Хаттаб и Ко» продолжалась две недели, а действия Шамиля способствовали уничтожению больше чем половины чеченского народа и сожжению всей Чечни на протяжении 20 лет. За годы пребывания Шамиля в Чечне численность чеченского народа сократилась более чем в два раза, а количество мужчин уменьшилось на 70%», – сказал Кадыров. Критикой Шамиля Кадыров настроил против себя многих дагестанцев. «Непонятно, для чего было вспоминать имама Шамиля, который якобы не давал чеченцам возможности присоединиться к России 200 лет тому назад? Обидные комментарии, оскорбления в адрес духовных лидеров – это пощечина всему дагестанскому народу. За имама Шамиля ответит имам Шамиль! » – заявили в Духовном управлении мусульман Дагестана. Недовольство Кадыровым в дагестанских СМИ и соцсетях дошло до такой степени, что Кадыров в видеоблоге Instagram назвал своих оппонентов из Дагестана «чертями», у которых «нет ни чести, ни совести». «У вас ведь есть люди, которые считают Шамиля предателем, врагом народа. Да, мы, чеченцы, воевали и против федерального Центра. А вы, дагестанцы, тогда чем занимались? Вы «кнопочные герои», шайтаны. А я пехотинец Владимира Путина. Он мой командир, он президент, он царь», – сказал глава республики.
Все чеченское сообщество солидарно с мнением Рамзана Кадырова и поддерживает его, сказал «НГР» член Совета Федерации от Чечни Зияд Сабсаби. «Каждый чеченец – от ребенка до аксакала – задумывается, почему в XIX веке была эта кровавая война, – говорит он. – То, что сказал Рамзан Кадыров насчет имама Шамиля, – опыт осмысления истории, а не искажение ее. Каждый человек, особенно если это глава Чеченской Республики, имеет право на свою оценку Кавказской войны и личности имама Шамиля. Рамзан Ахматович взял на себя большую ответственность высказать то, что происходит в умах и сердцах всех чеченцев. В своем интервью Рамзан Ахматович больше задает вопросов, чем дает ответов. Это касается не только личности Шамиля, но и вторжения ваххабитов в Дагестан в 1999 году. Кто готовил вторжение бандитов Басаева–Хаттаба? Дагестанские ваххабиты: Багаудин Кебедов, Магомед Тагаев, Адалло Алиев, Надиршах Хачилаев... В Дагестане до этого появились ваххабитские бандитские анклавы в селах Карамахи и Чабанмахи. Ваххабитскую литературу с начала 90‑х годов без всяких проблем издавали в дагестанском издательстве «Сантлада». Эти события 20 лет назад разделили наши братские народы. И Рамзан Ахматович хочет, чтобы 20 лет спустя наши народы вновь объединились. В 2000 году, когда Чечню возглавил Ахмат‑хаджи Кадыров, чеченцы и дагестанцы объединились и начали вместе уничтожать террористов. Рамзан Ахматович и все чеченцы испытывают глубочайшее уважение ко всем народам Дагестана».
«Я как военный летчик, Герой России и аварец обращаюсь к Рамзану Кадырову: не надо трогать имама Шамиля! – сказал «НГР» летчик‑испытатель Магомед Толбоев. – Если уж начали перемывать косточки Шамилю, давайте начнем Петра I разбирать или Екатерину II. Зачем оскорблять людей, которые не могут ответить тебе? Это очень недостойно. Как и то, что Рамзан обвинил наш народ в том, что якобы мы одни экспортировали ваххабизм по всей России, а чеченцы, по словам Рамзана, все были белые и пушистые. В 1996–1998 годах я был секретарем Совета безопасности Дагестана. По долгу службы общался с Басаевым, Ахмедом Закаевым, Салманом Радуевым… Я тогда освобождал людей из чеченского плена, поэтому прекрасно знаю, кто такие ваххабиты и откуда они взялись в Чечне. Я помню, как Радуев наплевал на соглашение о ненападении на Дагестан, которое заключал в моем присутствии. Этот клятвопреступник умер в тюрьме».
Своими словами Кадыров унизил прежде всего чеченский народ, сказал «НГР» вице‑президент Московского культурного центра «Дагестан» Магомед Абдулхабиров. «Из слов Кадырова выходит, что Шамиль принудил чеченцев к священной войне – газавату. И чеченцы якобы 20 лет терпели этот газават, и только русские войска спасли чеченцев от геноцида. Но это не так. Чеченские старейшины просили Шамиля прийти в Чечню с вооруженными мюридами и возглавить чеченско‑дагестанское сопротивление русским войскам. Личность и жизнь Шамиля – это предмет, который должны обсуждать в спокойной научной дискуссии ученые‑историки. Нельзя смешивать историю и политику, как это делает Кадыров.
Это его не украшает. Как и то, что он взвалил на дагестанцев вину за вторжение ваххабитов в республику 20 лет назад. Да, в лагерях Басаева‑Хаттаба оказались некоторые дагестанцы. Но лагеря эти появились в Чечне! Для чеченцев должно быть унизительно, что их учили жизни выходцы из арабских стран: Хаттаб, Фатхи, Абу аль‑Валид… Народы Северного Кавказа до 1991 года помыслить не могли о том, что между ними будет резня. А 25 арабских стран не в состоянии жить в мире друг с другом, не создали ничего инновационного в области науки и техники, берут все из Европы и Америки. Ничего не имеющий общего с исламом ваххабизм появился у нас в Дагестане в 90‑х годах, когда из Саудовской Аравии стали приезжать изучавшие там ислам молодые дагестанцы. Ваххабиты начали с того, что стали сносить в дагестанских селах бюсты передовиков производства и памятники участникам Великой Отечественной войны, запретили наши свадьбы и праздники. Потом они стали убивать имамов, врачей, учителей, милиционеров. В этом не мы, дагестанцы, виноваты, а привезенная к нам из Саудовской Аравии идеология».
«Кадырову надо было задаться вопросом, кто ответит за чеченцев, дагестанцев, русских, погибших в этой глупой гражданской войне, когда все с ума посходили от взаимной ненависти, – продолжает Абдулхабиров. – Во время Кавказской войны Николай Пирогов служил военным врачом в русских войсках и при этом лечил раненых воинов Шамиля. Русский врач Сергей Пиотровский по просьбе Шамиля лечил его сына Джамалуддина. В аварском селе Салта, до основания разрушенного в 1847 году по приказу царского наместника Михаила Воронцова, установлен памятник русско‑дагестанскому примирению. Вот это проявление государственной мудрости, а не то, что спровоцировал Кадыров между дагестанцами и братским с нами чеченским народом своими неосторожными высказываниями. При этом я уважаю Рамзана Кадырова за то, что он сделал Чечню благоустроенным, развивающимся, мирным регионом».
В мае с.г. на окраине дагестанского райцентра Кизляр появился указатель, что часть территории Кизлярского района в районе двуречья Таловки и Старого Терека относится к Шелковскому району Чечни, сказал «НГР» старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Ахмет Ярлыкапов. «На спорной с Чечней территории в селе Ансалта в Ботлихском районе стоит чеченская родовая башня. До сих пор не решен вопрос о переселении дагестанского населения Новолакского района и возвращении туда чеченцев, чьи семьи были депортированы в 1944 году. Для чеченцев этот район – историческая часть Чечни, Аух. Но я связываю высказывания Рамзана Кадырова не с аспектом спорных территорий, а с 20‑летием вторжением Басаева и Хаттаба в Дагестан. Кадыров поставил себе задачу огласить для российской общественности, что бандитская вылазка из «Ичкерии» – это не нападение чеченцев на Дагестан, а дело рук сброда без роду без племени и что заводилами этого сброда были дагестанцы. То, что Кебедов или Тагаев дагестанцы, никто не оспаривает, как и то, что предками иорданца Хаттаба были чеченцы. Но у Кадырова была другая задача – показать интерпретацию тех событий, отличную от той, что уже сложилась у остальных российских исследователей. Чеченцы только формируются как нация, а любая формирующаяся нация формирует и свою историю. С подачи официального Грозного создается свой национальный вариант истории Чечни. Это нормальный процесс. Другое дело, что остальные нации имеют право с этим вариантом истории не соглашаться».
комментарии(0)