Стереотип о тесной связи церковного истеблишмента и властей трудно искоренить из сознания молодого поколения. Фото с сайта www.patriarchia.ru
В Москве прошли массовые акции протеста против действий Мосгоризбиркома, отказавшегося регистрировать на выборах в Мосгордуму (МГД) кандидатов от оппозиции. Во время одной из них, 27 июля, более сотни митингующих скрылись от ОМОНа в храме Святых Космы и Дамиана в Столешниковом переулке. Клирик храма, иеромонах Иоанн (Гуайта) оказал раненым активистам первую медицинскую помощь. «Человек приходит в храм и всегда имеет право на то, чтобы его приняли с любовью. Независимо от его политических взглядов», – объяснил Гуайта свою позицию. Священнослужитель подвергся резкой критике консервативно настроенных православных публицистов. Они страшатся того, что либеральные оппозиционеры перетянут на свою сторону священников, если те начнут им сочувствовать.
Однако в оппозиционной среде уже есть люди, глубоко вовлеченные в церковную жизнь. Среди участников протестных акций был сотрудник штаба кандидата в депутаты МГД Любови Соболь Алексей Миняйло. 1 августа активист оказался среди десятерых задержанных и доставленных в Следственный комитет для допроса по делу о массовых беспорядках. Следствие ходатайствует об аресте задержанных.
Накануне задержания Алексей Миняйло рассказал «НГР», что он воцерковленный православный верующий, и в либеральной оппозиции также немало православных людей. «У обывателя сложилось ложное представление: если человек православный, то он обязательно за Владимира Путина, а оппозиционеры сплошь социальные маргиналы и моральные деграданты. Я наглядный пример типичного россиянина, который в оппозиции – и при этом ходит в храм, исповедуется и причащается. Я основатель образовательного НКО «Лидеры будущего», эксперт по корпоративному волонтерству. Живу честным трудом, плачу налоги, веду и пропагандирую здоровый и благочестивый с точки зрения православных канонов образ жизни. Любовь Соболь – очень верующий человек. Не знаю, как регулярно она ходит в храм, но она исповедуется и причащается. Алексей Навальный говорил, что он симпатизирует православию. На митинге на Трубной площади была задержана Мария Алехина, осужденная в 2012 году по делу Pussy Riot. До панк‑молебна в храме Христа Спасителя Мария работала в православной социальной службе «Даниловцы», занималась больными детьми. Маша занималась социальным служением не ради карьеры в патриархии, а ради Христа. И это не мешало ей быть в оппозиции к действующей власти, ходить на митинги протеста. Свою позицию Маша объясняет просто и доходчиво: «Я православная христианка, но я против Путина». Маше еще не нравится патриарх Кирилл, потому что он сросся с действующим в России коррупционным режимом, купается в роскоши, тогда как многие батюшки в провинции едва могут прокормить свои семьи. У меня патриарх Кирилл вызывает отторжение по тем же причинам. И что с того? Ни в Евангелии, ни в церковных канонах не сказано, что обязательно надо любить патриарха Кирилла, а кто не любит, тому да будет анафема. Грехи людям отпускает не Кирилл, не епископы, а Господь Иисус Христос через священников. В оппозиции есть верующие. Просто их не так много, и люди лишний раз этого не афишируют».
Стереотип о том, что церковнослужители тесно связаны интересами с политической элитой и часто выступают с позиций охранительства, сложился не только из наблюдений над солидарностью священноначалия и госчиновников. Некоторые «низовые» православные движения резко противопоставляют себя либеральной и несистемной оппозиции. В конце июля организация «Сорок сороков» провела слет своих активистов, на котором предложила власти свою помощь в борьбе с так называемыми цветными революциями, потому что «первым революционером был дьявол». «Сороки» остаются самым устойчивым общественным объединением из того множества православно‑охранительных группировок, которые возникли как реакция на панк‑молебен Pussy Riot в 2012–2013 годах. Подобные радикальные мнения об оппозиции высказывали и люди, посвященные в сан. Так, секретарь Пермской епархии протоиерей Андрей Литовка заявил «Интерфаксу‑религии» в ответ на просьбу прокомментировать нападки в соцсетях на Алексея Навального: «Я не хочу, чтобы к власти пришли эти реваншисты, которые утопят Россию в крови. Я не хочу, чтобы это повторилось». Правда, вскоре митрополит Пермский и Кунгурский Мефодий (Немцов) извинился за своего сотрудника.
«Уважаемые пермяки, дорогие братья и сестры! Глубоко сожалею о происшедшем в социальной сети Facebook с участием секретаря Пермской епархии протоиерея Андрея Литовки и как глава Пермской митрополии приношу мои извинения всем, кого затронуло и оскорбило недопустимое поведение священнослужителя», – написал он в специальном обращении к общественности.
«15 июля меня задержали за одиночный пикет на Тверской улице, – продолжает Миняйло. – Перед отправкой в суд полицейские у меня потребовали, чтобы я снял свой нательный крестик, а шнурок сдал под опись. В полиции сочли, что шнурком от крестика я могу или задушить кого‑то, или повеситься сам. Скорее всего изъятие крестика было способом психологического давления на меня. Чтобы арестованный подписал все нужные протоколы, его надо психологически сломать. У православного человека защита – нательный крестик. Вспомните солдата Евгения Родионова, которого чеченские бандиты убили за то, что он отказался снимать крестик. Отбирая у меня крестик, меня ломали. Но не сломали в итоге. Адвокат, который был рядом, сказал, что отбирать у православного крестик – это состав преступления по статье за оскорбление чувств верующих. Для вящей убедительности он показал сотрудникам вкладыш к своему диплому юриста, где указано, что мой адвокат изучал церковное право. Крестик так с меня и не сняли. Это лично мне был лишний повод убедиться: для стража правопорядка в нынешней России главное «держать и не пущать», а не защищать права граждан нашей страны. Все, что происходит вокруг отказа в регистрации оппозиционных кандидатов, – коррупционный неосталинизм, благословенный руководством РПЦ».
По словам Миняйло, надо различать благочестивого православного и «раба РПЦ». «Среди епископов тоже есть верующие и следующие Благой вести люди, но они не составляют в епископате большинства, – считает собеседник «НГР». – Ключевые, медийные люди в руководстве РПЦ к благочестивым православным не относятся. Этим и объясняется то, что среди либеральной интеллигенции есть верующие, но их не так много. Апостол Павел говорил: «Через нас имя Божие хулится у язычников». Если бы медийные православные не вели себя как сталинисты, людям было бы куда проще воцерковляться. Христос говорил: «По плодам узнаете их». Хорошие плоды – это отдельные приходские священники, а гнилые плоды – высшее руководство РПЦ. По этой причине критически мыслящие люди – лучшая часть нашего общества – от церкви отвращаются. Церковная власть давно обслуживает интересы политического режима. В храмах, куда мы ходим, мы это, как правило, не обсуждаем. Здесь имеет смысл только предельно честный разговор со священниками. Но я не думаю, что простой батюшка на такой диалог согласится. В РПЦ процветает стукачество. Если кто‑то узнает про крамольные речи священника, ему сразу же «прилетит» от его правящего архиерея».
Митингующие спасались от полиции в московском храме Космы и Дамиана. Фото со страницы «МБХ Медиа» в Twitter
|
Кажется, в церкви это осознают. «У нас с вами непочатый край работы», – сказал патриарх Московский и всея Руси Кирилл, обращаясь к участникам молодежного форума «ДоброЛето. Территория веры», который прошел в Сергиевом Посаде 17 июля, за десять дней до митингов в центре Москвы. «Нам нужно в десятки, сотни раз увеличивать молодежный православный актив, – заявил глава РПЦ молодым активистам. – Недавно мне представили подробную статистику, и вроде там цифры большие, сегодня в Русской православной церкви примерно 49, 5 тыс. составляет молодежный актив. Вроде как и неплохо, и ведь это только актив, не вся молодежь. Но если все это разделить на общее количество молодых людей православного происхождения и воспитания, то пропорции будут не в нашу пользу. Поэтому нам нужно очень активизировать молодежную работу в епархиях, приходах, нужно создавать молодежные объединения». Ранее, 14 июня, на заседании Высшего церковного совета глава РПЦ раскритиковал служителей Екатеринбургской епархии за плохую работу с подростками. Патриарший «разнос» случился после протестных акций против строительства храма в городском парке, после чего Московская патриархия пошла на попятную. «Люди в этом возрасте очень восприимчивы, легко внушаемы, легко организуемы, когда ребенок входит в переходный возраст, патерналистическое отношение может вызывать раздражение», – сказал патриарх. Он считает, что священнослужители должны «остро чувствовать» перемены настроения подростков. «Может быть, это тяжело человеку в рясе, особенно достигшему определенного положения, привыкшему к тому, что он главный начальник на приходе, что его все окружают любовью, уважением. Это определенный вызов, но если мы хотим, чтобы дети и в переходном возрасте оставались в наших приходах, то священники должны становиться их первыми друзьями», – заключил глава РПЦ.
Как говорит Александр Верховский, трудно определить, кто среди православных верующих за власть, а кто против: «Есть корреляция между религиозными взглядами и личным политическим консерватизмом, а есть такое, что человек ходит в храм и при этом по убеждениям он либерал или левый. Это только в церковных документах есть прямая связь между взглядами на политику и лояльностью церкви. А в реальности это не так и не может быть так. Церковь не то учреждение, где людям указывают, за кого им голосовать и куда ходить митинговать, а куда не надо. Православные телеканалы вроде «Царьграда» или «Спаса» по митингам в Москве заняли четкую позицию осуждения. А много ли людей смотрят «Царьград» и «Спас»? Возможно, что аудитория этих каналов на митинги не пошла. Но в целом идеологический спектр митингов неясен. Могу сказать, что за независимых кандидатов в Москве выступили недавно не только либералы. На моих глазах грузили в автозак человека в майке с советским гербом – зарегистрированного кандидата в депутаты Мосгордумы. Я знаю, что на митингах были правые и ультраправые активисты. Были разные люди, включая православных верующих». «Православные люди поддержали не либеральный протест, а просто протест», – считает Верховский.
«Примитивное охранительство в стиле «я православный – я за Путина» не имеет ничего общего с христианством, – сказал «НГР» церковный публицист протоиерей Всеволод Чаплин. – Христианские ценности хороши не тем, что они консервативные, а тем, что они личные. Видеть среди навальнистов православных христиан лично для меня странно. Я считаю, что Алексей Навальный – это прозападный проект, прививающий России чуждые ценности. Но при этом нельзя ставить знак равенства между приверженностью православному социальному идеалу и лояльностью любой власти. Церковь всегда относилась с большим подозрением и к советской власти, и к властям постсоветским. Особенно после расстрела в 1993 году Дома Советов и последовавшей потом активизации прозападного экономического курса. Спросите об этом монахов всех монастырей, где сохранилась преемственная от дореволюционных времен духовная традиция, сознательную часть паломников на Царские дни. Православные люди – как медийно активные, так и простые прихожане – относятся к действующему российскому режиму более чем скептически. Особенно на них повлияла пенсионная реформа и всякие проекты цифровизации, которые могут закончиться не просто просветкой личной жизни, но и идеологическим диктатом в отношении тех православных, кто считает, что только православие – истинная религия».
«Скепсис в отношении власти у православных еще и потому, что избирком не зарегистрировал на выборах в Мосгордуму таких православных консерваторов, как Надежда Квачкова и Александр Босых, – продолжает Чаплин. – По‑видимому, власть умеет работать лишь с не предлагающими ничего фигурами, способными только выполнять команды политической мелюзги из «Единой России». Правопатриотическая оппозиция оказалась вне рамок системного политического диалога, как и левая и либеральная. Не по своей вине. Поэтому общественный скепсис насчет выборов в Мосгордуму сейчас нарастает. Такая же ситуация, как и в Москве, сложилась в Севастополе. Там путем отбраковки подписей избирателей не допустили до выборов кандидатов от Партии дела Константина Бабкина».
«Церковные иерархи слишком срослись с политическими верхами, а это в социальных низах никогда за всю историю России не приветствовалось, – сказал «НГР» профессор Российского экономического университета Руслан Хасбулатов. – Я лично еще 20–30 лет назад заметил оторванность церковных иерархов от своей паствы. Как профессор, я часто общаюсь с молодежью. У молодежи разных политических взглядов и вероисповеданий сейчас одинаковые запросы: на искоренение в стране коррупции и кумовства, на достижение реальных политических прав для всех и создание в России общества реальной, а не декларативной социальной справедливости».
комментарии(0)