0
10884
Газета Факты и комментарии Печатная версия

06.08.2019 16:44:00

Несистемную оппозицию укрепляют православные волонтеры

Среди набожной молодежи немало участников уличных протестов

Тэги: несанкционированные митинги, аресты, задержания, алексей навальный, любовь соболь, владимир путин, патриарх кирилл, иоанн гуайта, мария алехина, сорок сороков, либерализм, охранительство, православие


несанкционированные митинги, аресты, задержания, алексей навальный, любовь соболь, владимир путин, патриарх кирилл, иоанн гуайта, мария алехина, сорок сороков, либерализм, охранительство, православие Стереотип о тесной связи церковного истеблишмента и властей трудно искоренить из сознания молодого поколения. Фото с сайта www.patriarchia.ru

В Москве прошли массовые акции протеста против действий Мосгоризбиркома, отказавшегося регистрировать на выборах в Мосгордуму (МГД) кандидатов от оппозиции. Во время одной из них, 27 июля, более сотни митингующих скрылись от ОМОНа в храме Святых Космы и Дамиана в Столешниковом переулке. Клирик храма, иеромонах Иоанн (Гуайта) оказал раненым активистам первую медицинскую помощь. «Человек приходит в храм и всегда имеет право на то, чтобы его приняли с любовью. Независимо от его политических взглядов», – объяснил Гуайта свою позицию. Священнослужитель подвергся резкой критике консервативно настроенных православных публицистов. Они страшатся того, что либеральные оппозиционеры перетянут на свою сторону священников, если те начнут им сочувствовать.

Однако в оппозиционной среде уже есть люди, глубоко вовлеченные в церковную жизнь. Среди участников протестных акций был сотрудник штаба кандидата в депутаты МГД Любови Соболь Алексей Миняйло. 1 августа активист оказался среди десятерых задержанных и доставленных в Следственный комитет для допроса по делу о массовых беспорядках. Следствие ходатайствует об аресте задержанных.

Накануне задержания Алексей Миняйло рассказал «НГР», что он воцерковленный православный верующий, и в либеральной оппозиции также немало православных людей. «У обывателя сложилось ложное представление: если человек православный, то он обязательно за Владимира Путина, а оппозиционеры сплошь социальные маргиналы и моральные деграданты. Я наглядный пример типичного россиянина, который в оппозиции – и при этом ходит в храм, исповедуется и причащается. Я основатель образовательного НКО «Лидеры будущего», эксперт по корпоративному волонтерству. Живу честным трудом, плачу налоги, веду и пропагандирую здоровый и благочестивый с точки зрения православных канонов образ жизни. Любовь Соболь – очень верующий человек. Не знаю, как регулярно она ходит в храм, но она исповедуется и причащается. Алексей Навальный говорил, что он симпатизирует православию. На митинге на Трубной площади была задержана Мария Алехина, осужденная в 2012 году по делу Pussy Riot. До панк‑молебна в храме Христа Спасителя Мария работала в православной социальной службе «Даниловцы», занималась больными детьми. Маша занималась социальным служением не ради карьеры в патриархии, а ради Христа. И это не мешало ей быть в оппозиции к действующей власти, ходить на митинги протеста. Свою позицию Маша объясняет просто и доходчиво: «Я православная христианка, но я против Путина». Маше еще не нравится патриарх Кирилл, потому что он сросся с действующим в России коррупционным режимом, купается в роскоши, тогда как многие батюшки в провинции едва могут прокормить свои семьи. У меня патриарх Кирилл вызывает отторжение по тем же причинам. И что с того? Ни в Евангелии, ни в церковных канонах не сказано, что обязательно надо любить патриарха Кирилла, а кто не любит, тому да будет анафема. Грехи людям отпускает не Кирилл, не епископы, а Господь Иисус Христос через священников. В оппозиции есть верующие. Просто их не так много, и люди лишний раз этого не афишируют».

Стереотип о том, что церковнослужители тесно связаны интересами с политической элитой и часто выступают с позиций охранительства, сложился не только из наблюдений над солидарностью священноначалия и госчиновников. Некоторые «низовые» православные движения резко противопоставляют себя либеральной и несистемной оппозиции. В конце июля организация «Сорок сороков» провела слет своих активистов, на котором предложила власти свою помощь в борьбе с так называемыми цветными революциями, потому что «первым революционером был дьявол». «Сороки» остаются самым устойчивым общественным объединением из того множества православно‑охранительных группировок, которые возникли как реакция на панк‑молебен Pussy Riot в 2012–2013 годах. Подобные радикальные мнения об оппозиции высказывали и люди, посвященные в сан. Так, секретарь Пермской епархии протоиерей Андрей Литовка заявил «Интерфаксу‑религии» в ответ на просьбу прокомментировать нападки в соцсетях на Алексея Навального: «Я не хочу, чтобы к власти пришли эти реваншисты, которые утопят Россию в крови. Я не хочу, чтобы это повторилось». Правда, вскоре митрополит Пермский и Кунгурский Мефодий (Немцов) извинился за своего сотрудника.

«Уважаемые пермяки, дорогие братья и сестры! Глубоко сожалею о происшедшем в социальной сети Facebook с участием секретаря Пермской епархии протоиерея Андрея Литовки и как глава Пермской митрополии приношу мои извинения всем, кого затронуло и оскорбило недопустимое поведение священнослужителя», – написал он в специальном обращении к общественности.

«15 июля меня задержали за одиночный пикет на Тверской улице, – продолжает Миняйло. – Перед отправкой в суд полицейские у меня потребовали, чтобы я снял свой нательный крестик, а шнурок сдал под опись. В полиции сочли, что шнурком от крестика я могу или задушить кого‑то, или повеситься сам. Скорее всего изъятие крестика было способом психологического давления на меня. Чтобы арестованный подписал все нужные протоколы, его надо психологически сломать. У православного человека защита – нательный крестик. Вспомните солдата Евгения Родионова, которого чеченские бандиты убили за то, что он отказался снимать крестик. Отбирая у меня крестик, меня ломали. Но не сломали в итоге. Адвокат, который был рядом, сказал, что отбирать у православного крестик – это состав преступления по статье за оскорбление чувств верующих. Для вящей убедительности он показал сотрудникам вкладыш к своему диплому юриста, где указано, что мой адвокат изучал церковное право. Крестик так с меня и не сняли. Это лично мне был лишний повод убедиться: для стража правопорядка в нынешней России главное «держать и не пущать», а не защищать права граждан нашей страны. Все, что происходит вокруг отказа в регистрации оппозиционных кандидатов, – коррупционный неосталинизм, благословенный руководством РПЦ».

По словам Миняйло, надо различать благочестивого православного и «раба РПЦ». «Среди  епископов тоже есть верующие и следующие Благой вести люди, но они не составляют в епископате большинства, – считает собеседник «НГР». – Ключевые, медийные люди в руководстве РПЦ к благочестивым православным не относятся. Этим и объясняется то, что среди либеральной интеллигенции есть верующие, но их не так много. Апостол Павел говорил: «Через нас имя Божие хулится у язычников». Если бы медийные православные не вели себя как сталинисты, людям было бы куда проще воцерковляться. Христос говорил: «По плодам узнаете их». Хорошие плоды – это отдельные приходские священники, а гнилые плоды – высшее руководство РПЦ. По этой причине критически мыслящие люди – лучшая часть нашего общества – от церкви отвращаются. Церковная власть давно обслуживает интересы политического режима. В храмах, куда мы ходим, мы это, как правило, не обсуждаем. Здесь имеет смысл только предельно честный разговор со священниками. Но я не думаю, что простой батюшка на такой диалог согласится. В РПЦ процветает стукачество. Если кто‑то узнает про крамольные речи священника, ему сразу же «прилетит» от его правящего архиерея».

13-10-1_t.jpg
Митингующие спасались от полиции в московском
храме Космы и Дамиана. Фото со страницы «МБХ Медиа»
в Twitter   

Уход верующей молодежи в оппозицию – это нормально, сказал «НГР» руководитель информационно‑аналитического центра «Сова» Александр Верховский. «Руководство РПЦ не так влияет на свою паству, как высшему епископату хотелось бы думать, – считает эксперт. – Патриархия, которая должна была интерпретировать протестные настроения удобным для себя образом, с этой задачей не справилась. Она не завоевала сердца ребят и девушек, поскольку куда больше усилий тратила на завоевание сердец светского высшего начальства. Церковное руководство вообще не очень умеет разговаривать с обычными гражданами – не важно, молодыми или пожилыми. Нет уверенности в том, что в течение ближайшего времени ситуация изменится».

Кажется, в церкви это осознают. «У нас с вами непочатый край работы», – сказал патриарх Московский и всея Руси Кирилл, обращаясь к участникам молодежного форума «ДоброЛето. Территория веры», который прошел в Сергиевом Посаде 17 июля, за десять дней до митингов в центре Москвы. «Нам нужно в десятки, сотни раз увеличивать молодежный православный актив, – заявил глава РПЦ молодым активистам. – Недавно мне представили подробную статистику, и вроде там цифры большие, сегодня в Русской православной церкви примерно 49, 5 тыс. составляет молодежный актив. Вроде как и неплохо, и ведь это только актив, не вся молодежь. Но если все это разделить на общее количество молодых людей православного происхождения и воспитания, то пропорции будут не в нашу пользу. Поэтому нам нужно очень активизировать молодежную работу в епархиях, приходах, нужно создавать молодежные объединения». Ранее, 14 июня, на заседании Высшего церковного совета глава РПЦ раскритиковал служителей Екатеринбургской епархии за плохую работу с подростками. Патриарший «разнос» случился после протестных акций против строительства храма в городском парке, после чего Московская патриархия пошла на попятную. «Люди в этом возрасте очень восприимчивы, легко внушаемы, легко организуемы, когда ребенок входит в переходный возраст, патерналистическое отношение может вызывать раздражение», – сказал патриарх. Он считает, что священнослужители должны «остро чувствовать» перемены настроения подростков. «Может быть, это тяжело человеку в рясе, особенно достигшему определенного положения, привыкшему к тому, что он главный начальник на приходе, что его все окружают любовью, уважением. Это определенный вызов, но если мы хотим, чтобы дети и в переходном возрасте оставались в наших приходах, то священники должны становиться их первыми друзьями», – заключил глава РПЦ.

Как говорит Александр Верховский, трудно определить, кто среди православных верующих за власть, а кто против: «Есть корреляция между религиозными взглядами и личным политическим консерватизмом, а есть такое, что человек ходит в храм и при этом по убеждениям он либерал или левый. Это только в церковных документах есть прямая связь между взглядами на политику и лояльностью церкви. А в реальности это не так и не может быть так. Церковь не то учреждение, где людям указывают, за кого им голосовать и куда ходить митинговать, а куда не надо. Православные телеканалы вроде «Царьграда» или «Спаса» по митингам в Москве заняли четкую позицию осуждения. А много ли людей смотрят «Царьград» и «Спас»? Возможно, что аудитория этих каналов на митинги не пошла. Но в целом идеологический спектр митингов неясен. Могу сказать, что за независимых кандидатов в Москве выступили недавно не только либералы. На моих глазах грузили в автозак человека в майке с советским гербом – зарегистрированного кандидата в депутаты Мосгордумы. Я знаю, что на митингах были правые и ультраправые активисты. Были разные люди, включая православных верующих». «Православные люди поддержали не либеральный протест, а просто протест», – считает Верховский.

«Примитивное охранительство в стиле «я православный – я за Путина» не имеет ничего общего с христианством, – сказал «НГР» церковный публицист протоиерей Всеволод Чаплин. – Христианские ценности хороши не тем, что они консервативные, а тем, что они личные. Видеть среди навальнистов православных христиан лично для меня странно. Я считаю, что Алексей Навальный – это прозападный проект, прививающий России чуждые ценности. Но при этом нельзя ставить знак равенства между приверженностью православному социальному идеалу и лояльностью любой власти. Церковь всегда относилась с большим подозрением и к советской власти, и к властям постсоветским. Особенно после расстрела в 1993 году Дома Советов и последовавшей потом активизации прозападного экономического курса. Спросите об этом монахов всех монастырей, где сохранилась преемственная от дореволюционных времен духовная традиция, сознательную часть паломников на Царские дни. Православные люди – как медийно активные, так и простые прихожане – относятся к действующему российскому режиму более чем скептически. Особенно на них повлияла пенсионная реформа и всякие проекты цифровизации, которые могут закончиться не просто просветкой личной жизни, но и идеологическим диктатом в отношении тех православных, кто считает, что только православие – истинная религия».

«Скепсис в отношении власти у православных еще и потому, что избирком не зарегистрировал на выборах в Мосгордуму таких православных консерваторов, как Надежда Квачкова и Александр Босых, – продолжает Чаплин. – По‑видимому, власть умеет работать лишь с не предлагающими ничего фигурами, способными только выполнять команды политической мелюзги из «Единой России». Правопатриотическая оппозиция оказалась вне рамок системного политического диалога, как и левая и либеральная. Не по своей вине. Поэтому общественный скепсис насчет выборов в Мосгордуму сейчас нарастает. Такая же ситуация, как и в Москве, сложилась в Севастополе. Там путем отбраковки подписей избирателей не допустили до выборов кандидатов от Партии дела Константина Бабкина».

«Церковные иерархи слишком срослись с политическими верхами, а это в социальных низах никогда за всю историю России не приветствовалось, – сказал «НГР» профессор Российского экономического университета Руслан Хасбулатов. – Я лично еще 20–30 лет назад заметил оторванность церковных иерархов от своей паствы. Как профессор, я часто общаюсь с молодежью. У молодежи разных политических взглядов и вероисповеданий сейчас одинаковые запросы: на искоренение в стране коррупции и кумовства, на достижение реальных политических прав для всех и создание в России общества реальной, а не декларативной социальной справедливости».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Домоправители мира сего

Домоправители мира сего

Михаил Стрелец

Христианские конфессии дружно претендуют на этический контроль над разрешением проблем экологии

0
2342
Две судьбы русского православия в Прибалтике

Две судьбы русского православия в Прибалтике

Милена Фаустова

Эстония требует запрета «московской» церкви, а Латвия выделяет ей финансирование

0
2456
«Мигрантофобы» против миссионеров

«Мигрантофобы» против миссионеров

Анастасия Коскелло

В РПЦ отмечаются разногласия по отношению к гастарбайтерам

0
3343
За домовые храмы, но против скоплений мигрантов

За домовые храмы, но против скоплений мигрантов

Андрей Мельников

Возможный запрет богослужений на квартирах вызвал дискуссии среди верующих и экспертов

0
2493

Другие новости