0
7730
Газета Факты и комментарии Печатная версия

18.06.2019 17:46:00

Так ли уж нужен РПЦ «русский мир»

Украинский кризис освобождает церковь от опеки госчиновников

Тэги: русский мир, рпц, патриарх кирилл, украина, донбасс, европа


10-13-1_a.jpg
Некоторые эксперты тщательно
отслеживают разногласия
Московского патриархата и
Московского Кремля.
Фото PhotoXPress.ru
Образование из неканонических юрисдикций Православной церкви Украины и обретение ПЦУ томоса (указа о церковной независимости) привели к разрыву отношений между Константинопольским патриархатом и Русской православной церковью. В состоянии этой новой «великой схизмы» в будущем, 2020 году православный мир будет отмечать 1695-летие Первого Никейского собора, где был сформулирован чин Символа веры. То, как изменилось «после томоса» мировое православие, обсуждали на конференции «Православие в европейской политике и будущее христианства» в Институте Европы РАН в Москве.

С 1996 года, когда Константинополь (а точнее, патриархия в стамбульском районе Фанар) и Московский патриархат на краткое время разорвали отношения из-за создания автокефальной церкви в Эстонии, значительно изменилась сама РПЦ. «К концу 80-х – началу 90-х годов жизнь в РПЦ была далека от евангельских идеалов, – заявил старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Сергей Филатов. – Проповедовалось полное и беспрекословное подчинение высшему церковному начальству. От священников в «нерусских» регионах можно было услышать: «Зачем церкви работать с чукчами, марийцами, бурятами? Нам бы своих русских сохранить». Теперь ни один священник не скажет, что православие – не для якутов, чувашей или даже карачаевцев и черкесов».

Как сказал эксперт, в начальный период церковного возрождения «в РПЦ проповедовалась непримиримая политика по отношению ко всем инаковерующим». «Жития, высказывания русских святых и другое русское по происхождению церковное предание на приходах ставилось выше Священного писания», – считает Филатов. «Теперь в некоторых приходах, с благословения священноначалия, пробуют служить литургию на современном русском языке. Настоятель Свято-Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов) действует по принципу Мао Цзэдуна «Пусть цветут сто цветов, пусть соперничают сто школ». Он благословил открытие при монастыре хореографической студии, которой руководит балетмейстер Большого театра. Игумен из Подмосковья Петр (Мещеринов) утверждает: в наше время труды германских пиетистов куда более актуальны для современного православного, чем византийская традиция аскетики. Лет тридцать назад священнослужитель за такое был бы обвинен в ереси», – рассказал религиовед.

«РПЦ за тридцать лет освободилась от роли идеологического рупора государства, – продолжил Филатов. – Церковь может в случае чего огрызнуться на чиновников. Так, костромской священник Андрей Воронин жестко критикует принятый в 2012 году «закон Димы Яковлева», запрещающий американцам усыновлять наших детей. По социальным проблемам, по тому, что надо менять в России, первой высказывается церковь, а не оппозиционные светские силы. Другое дело, что церковная бюрократия на словах поддерживает исходящие из низов РПЦ социальные инициативы, а по факту может завалить их валом бесполезной бумажной работы. Позиция РПЦ в украинском вопросе полностью независима от позиции Кремля. РПЦ не поддержала присоединение Крыма и никак не высказывается о Донбассе».

В западном экспертном сообществе отождествляют политику Кремля и РПЦ по Украине и игнорируют позицию Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП), заявил в своем докладе руководитель центра по изучению религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин. «Ведущий американский социолог Хосе Казанова утверждает, что в украинских событиях религия играет колоссальную роль, что в Украине совпали интересы имперского проекта Кремля и проекта РПЦ. Между тем патриарх Кирилл и руководство РПЦ дистанцировались и от политики «русского мира», и от самого определения «русский мир». УПЦ МП во время евромайдана заняла нейтральную позицию. Сейчас УПЦ МП де-факто придерживается политики территориальной целостности Украины по Крыму и Донбассу», – сообщил докладчик.

Под этим углом зрения Лункин проанализировал номер журнала «Россия в глобальной политике», посвященный церковному аспекту украинских событий: «Одни авторы советовали РПЦ перейти по Украине к концепции «Третий Рим» – то есть против Константинопольского патриархата. Другие рассматривали будущее развитие РПЦ только как защиту ее корпоративных интересов и сквозь призму идеологии «русского мира». Следовательно многие экспертные выводы насчет политики РПЦ по Украине и нынешнего состояния РПЦ зачастую мифологизированы, строятся на неверно интерпретированных высказываниях представителей церкви. А в связи с украинской тематикой, Крымом и Донбассом РПЦ ясно артикулировала свою независимость от российского руководства и кампании в российских массмедиа. В своих гуманитарных инициативах в Донбассе РПЦ сотрудничает не с руководством народных республик, но только с Донецкой и Луганской епархиями УПЦ МП. В выступлениях главы Отдела внешних церковных связей митрополита Илариона (Алфеева) все чаще звучит недовольство попытками грубого вмешательства государства в церковные дела. Это касается как Украины, так и России. Для РПЦ стала политической необходимостью защита фундаментальных прав и свобод человека».

«Это контрастирует с Социальной концепцией РПЦ, где права человека в их западном понимании суть греховная человеческая природа, а также с решением Всемирного русского народного собора 2006 года, где государству в определенных случаях разрешалось вмешиваться в церковные дела, – делает вывод эксперт. – Начиная с 2014 года РПЦ сама, без посредничества государства, защищает права украинских верующих в ОБСЕ, Совете Европы и ЕСПЧ. По мнению РПЦ, украинский кризис может разрешиться, в частности, если ЕС изменит свое отношение к Украине. В конце мая этого года, вылетая из Страсбурга, патриарх Кирилл сказал в своем интервью: Российскому государству нужно не выходить из Совета Европы, а, наоборот, укреплять свое участие в нем».

Православное присутствие в Донбассе – как на территориях под контролем Вооруженных сил Украины (ВСУ), так и в самопровозглашенных республиках – остается украиноцентричным, сказал старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Михаил Рощин: «По обе стороны линии фронта действуют приходы УПЦ МП. На подконтрольной Киеву части Луганской области действует Северодонецкая и Старобельская епархия, в ЛНР – Луганская и Алчевская епархия. Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион (Шукало) – правящий архиерей для православных по обе стороны линии фронта. Шукало – коренной львовянин, бывший епископ Ивано-Франковский и в недалеком прошлом он был сторонником украинской автокефалии. Среди донбасского клира УПЦ МП уроженцы Западной Украины составляют примерно половину. Архиепископ Северодонецкий Никодим (Барановский) родом из Житомирской области, митрополит Луганский Митрофан (Юрчук) – из Хмельницкой области. А Киевский патриарх Филарет (Денисенко) – коренной донбассец. Благодатное, родное село Филарета, сейчас под контролем ДНР. Я не думаю, что Филарет так просто отдаст кому-то духовную власть над родной для него Донетчиной. Приходы Киевского патриархата в народных республиках не представлены, они есть на украинской части. Недавно внутри ПЦУ учредили Донецкую епархию, но по факту на украинской части Донбасса поминают за литургией Филарета. В Мариуполе, который под контролем ВСУ, в приходах Киевского патриархата совершают литургию на украинском, а проповеди в некоторых местах уже произносят на русском. Закрытые «филаретовские» храмы в Донецке и Луганске не были взяты под контроль УПЦ МП. В Луганске та же история».

После окончания холодной войны заинтересованность США в укреплении отношений с Фанаром стала сходить на нет, сообщила в своем докладе младший научный сотрудник центра североамериканских исследований ИМЭМО имени Примакова Ульяна Артамонова. «По этой причине в конце XX – начале XXI века Фанар не предпринимал активных шагов в отношении РПЦ, – сказала она. – Поддержка Константинопольским патриархом Варфоломеем украинской автокефалии обусловлена украинским политическим кризисом и политикой Запада на ограничение любого влияния России на постсоветском пространстве. В 2017 году официальные лица в США стали высказываться в поддержку украинской автокефалии. В сентябре 2018 года с президентом Украины Петром Порошенко встретился спецпредставитель США по вопросам защиты религиозных свобод Сэмюэль Браунбек. Браунбек в мае 2019 года совершил турне по европейским православным государствам, встречался как с политиками, так и с духовенством, приглашал их в Вашингтон. По странному совпадению миссия Браунбека была по тем странам, где православные церкви колеблются насчет признания ПЦУ. Это Греция, Болгария, Румыния, а также Молдавия».

По словам Артамоновой, пикантность сугубо «церковной» миссии Браунбека придает заинтересованность транснациональных корпораций в транзите в ЕС природного газа – по линии Южного газового коридора (ЮГК). Эксперт напомнила, что ЮГК – это альтернативный «Газпрому» проект поставки в Европу газа из стран Каспийского региона. «Добываемый в Туркмении газ по подводной магистрали будет доставляться в Баку, а оттуда уже в Южную Европу. Как раз через Грецию и Болгарию, – говорит Артамонова. – Включая в украинский проект Грецию, США играют на историческом антагонизме греков и турок». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1594
Украинские власти пытаются приспособить Трампа для себя

Украинские власти пытаются приспособить Трампа для себя

Наталья Приходко

День достоинства и свободы в Киеве отметили указом о лишении госнаград из-за инакомыслия

0
1229
Россия показывает Украине и миру свои баллистические возможности

Россия показывает Украине и миру свои баллистические возможности

Владимир Мухин

Пентагон сохраняет бдительность в связи с корректировкой ядерной доктрины РФ

0
2173
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
2008

Другие новости