Митрополит Епифаний (Думенко) может спасти свою церковь от угасания, если даст карт-бланш экспериментаторам из числа молодых верующих. Фото с сайта www.pomisna.info
21 апреля состоится второй тур президентских выборов в Украине. По итогам первого (31 марта с.г.) действующий президент страны Петр Порошенко значительно проигрывает своему конкуренту, шоумену и представителю партии «Слуга народа» Владимиру Зеленскому – 15,95% против 30,24% голосов избирателей. Согласно данным опросов общественного мнения, опубликованным независимой украинской социологической группой «Рейтинг» 11 апреля, за Зеленского во втором туре выборов намерены проголосовать от 51 до 61% респондентов, тогда как за действующего главу государства всего лишь от 21 до 24%. В связи с этим остро встал вопрос будущего Православной церкви Украины (ПЦУ) – любимого детища Порошенко.
Изначально проект создания единой поместной церкви задумывался как объединяющий всех православных верующих страны и тем самым способный максимально отдалить Киев от Москвы. Порошенко утверждал, что с момента дарования Константинопольским патриархом Варфоломеем томоса об автокефалии в новообразованную структуру потянутся верующие, в том числе и из Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП). Однако даже те данные, которые сегодня приводит киевская власть, не столь впечатляющи. По версии официального Киева, почти за полгода существования автокефальной церкви в нее перешло более полутысячи приходов УПЦ МП. Согласно заявлениям самой УПЦ МП, сменили юрисдикцию не более 60 общин.
Свои прогнозы дают и в Русской православной церкви. «Если выборы выиграет человек, который не имеет отношения к церкви, который даже в одной из своих передач высмеивает томос, сравнивая его с термосом, можно надеяться на то, что гонения против церкви будут прекращены и в Украине будет восстановлено межконфессиональное согласие, даже несмотря на то, что ему нанесен очень существенный ущерб», – заявил глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион (Алфеев) 13 апреля в эфире телеканала «Россия 24».
В телевизионном шоу «Вечерний квартал» Владимир Зеленский действительно высмеивал томос и церковную автокефалию. Комика из-за этого обвиняли чуть ли не в пророссийских настроениях. Под давлением Зеленский сделал заявление о своей поддержке Православной церкви Украины и отметил «историчность события предоставления томоса». Однако глава ПЦУ митрополит Киевский Епифаний (Думенко) заявил, что, «к сожалению, не слышал из уст кандидата о том, что он поддерживает Православную церковь Украины». «Мы оцениваем не обещания. Мы оцениваем реальные дела, которые были сделаны до сих пор и будут делаться в будущем. Поэтому я бы не хотел, чтобы на этом вопросе в будущем спекулировали. И реально оценивали людей по их поступкам: кто и что сделал реально, а не обещает в будущем что-то сделать», – подчеркнул глава ПЦУ.
Сразу после первого тура президентских выборов, выявившего весомое отставание Порошенко, у новой религиозной структуры начались неприятности. Так, в начале апреля окружной административный суд Киева якобы постановил признать противоправными действия спикера Верховной рады Андрея Парубия в связи с принятием законопроекта о принудительном переименовании УПЦ МП, утверждает на своей странице в Facebook украинский депутат Вадим Новинский. В это же время появилось сообщение о том, что Иерусалимский патриархат ужесточил проверку духовенства из Украины, поскольку беспокоится о том, чтобы в Пасхальной литургии в храме Гроба Господня приняли участие лишь «настоящие священники». Незадолго до этого на своей странице в Facebook один из архиереев ПЦУ, митрополит Белгородский и Обоянский Иоасаф (Шибаев) вывесил открытое письмо, в котором утверждал, что не без помощи политической элиты Киева и при негласном согласии Константинополя в новой религиозной структуре произошел «церковный переворот», обманом сменивший бывшего и теперь почетного Киевского патриарха Филарета (Денисенко) на Епифания (Думенко). Шибаев также утверждал, что в ПЦУ с самого начала существовали предпосылки к расколу, которые сейчас только усугубляются. И почти сразу вслед за этим в Facebook появился пост священнослужителя УПЦ МП из Херсонской епархии протоиерея Геннадия Шкиля, в котором тот размышляет, как быстро раздираемая внутренними противоречиями и внешним неприятием, да еще и лишившись при неблагоприятном исходе выборов поддержки Порошенко, ПЦУ «отдаст концы». Однако и украинские, и российские политологи и политтехнологи полагают, что надеяться на то, что со сменой президента автокефальная церковь Украины перестанет существовать, недальновидно.
«Многие были уверены, что ПЦУ – проект сугубо электоральный и придуман командой Порошенко, чтобы повысить его процент голосов на выборах. Однако опыт показал, что томос ничего не повысил. А те 16%, которые набрал в первом туре Порошенко, свидетельствуют о том, что этот церковный проект не стал всеукраинским и касается только тех людей, которые хотели преодолеть свой неканонический статус и стать 15-й строкой в диптихе (списке по первенству чести. – «НГР») православных церквей мира», – пояснила «НГР» профессор Института философии имени Г.С. Сковороды Национальной академии наук Украины Людмила Филиппович. Размышляя о будущем новой церкви, она выразила предположение, что, вероятно, без Порошенко в ПЦУ произойдет раскол и латентно продолжающий существовать Киевский патриархат может от нее отдалиться. А вот структура во главе с Епифанием (Думенко) станет оплотом обновленчества и реформ, на которые «в украинском обществе есть колоссальный запрос». «Сейчас епископы ПЦУ – это преимущественно продукт постсоветского общества. Они, получив от Филарета все то, что можно получить, будут поддерживать требования Филарета – переписать устав, созвать Всеправославный собор и так далее. А вот новая генерация, в частности тот же митрополит Епифаний, которому 40 лет, они по-другому ориентированы и делают ставку не на пенсионерок, а на молодежь, усматривая в этом новое построение и будущее церкви XXI столетия», – отметила эксперт.
Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский также считает, что смена власти самому существованию ПЦУ не угрожает, но рост числа ее приходов приостановится. «Опросы общественного мнения показывают, что к созданию автокефальной церкви Украины люди в целом относятся позитивно. Негативно относятся лишь к реальным захватам храмов УПЦ МП и агрессии.
В окружении потенциального победителя, Зеленского, есть люди, которые поддерживают ПЦУ и высказываются примерно таким образом: мы получили поместную церковь и теперь нельзя допустить захвата чужих церквей», – сказал «НГР» политолог.
Российский политолог Андрей Окара, отвечая на вопрос «НГР» о будущем проекта единой поместной церкви, предположил, что «тот формат существования, который сейчас есть у ПЦУ, вне зависимости от фамилии будущего президента, будет развиваться и дальше».«Для Украины вопрос о существовании своей православной церкви рассматривается как вопрос национальной безопасности.
УПЦ МП – это структура, которая, по мнению национальных ведомств, занимается длительным и стратегическим подрывом безопасности и когнитивной войной против Украины. Несмотря на то что такое мнение в отношении абсолютного большинства священников УПЦ МП ничем не обосновано, тем не менее таков общий тренд и общий консенсус в отношении УПЦ МП и ПЦУ в украинской машине государственности, и воля или личное отношение нового президента в этом вопросе не станет определяющей», – считает Окара.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГР», что нынешний сценарий развития событий для Украины не нов. «В 1994 году на тогдашних президентских выборах Кравчук проиграл Кучме. А ведь Кравчук был одним из инициаторов создания Киевского патриархата. Тогда многие полагали, что раскол будет достаточно быстро преодолен, но этого не произошло», – заметил политолог, добавив, что у новообразованной украинской церкви есть ряд преимуществ. «Во-первых, с ПЦУ связана украинская национальная идея. Особенность украинской ситуации в том, что страна расколота. Есть те, кто не хочет идти в новую церковь, но есть и те, кто хочет. Последние как раз и опираются на национальную идею, которая в свое время помогла выжить Киевскому патриархату. У новой церкви есть конкурентное преимущество перед Киевским патриархатом. Он был самопровозглашенным и неканоническим, тогда как ПЦУ учредил Константинополь, который от нее уже не откажется даже несмотря на то, что никто в православном мире эту церковь не признает. Эти два фактора – национальная идея и поддержка со стороны Константинополя – как раз и будут обеспечивать дальнейшее выживание ПЦУ», – говорит Макаркин. По его мнению, единственное, что может измениться, если уйдет Порошенко, – это то, что «административного давления, благодаря которому в последнее время происходил переход храмов и общин от УПЦ МП в ПЦУ, станет меньше, а где-то оно и вовсе исчезнет».
В свою очередь, профессор Православного Свято-Тихоновского университета Владислав Петрушко заявил «НГР», что проект ПЦУ может быть еще более масштабным, чем заявлен. «Был задействован очень сложный сценарий с организацией ПЦУ и привлечением Филарета Денисенко. Ведь можно было все решить гораздо проще, создав какую-нибудь новую митрополию или экзархат Константинополя и его потом конвертировать в автокефалию. Но поскольку пошли по худшему и сложному пути с наибольшими издержками, с принятием в общение Филарета, Макария (Малетича, главы Украинской автокефальной православной церкви, УАПЦ. – «НГР») и так далее, то это говорит о том, что гарантированно хотели столкнуть лбами Константинополь и Москву и получить то, что получили, то есть разрыв между ними евхаристического общения. А раз так, то, может быть, есть и какая-нибудь сверхзадача, например, вообще разрушить православное сообщество или изолировать от него Русскую православную церковь. То есть не только порвать духовные связи между Россией и Украиной, но и внести определенную деструкцию в сообщество православных церквей».
По мнению Петрушко, ПЦУ без поддержки власти «жизнеспособна в той же мере, в которой можно было говорить в свое время о жизнеспособности Киевского патриархата и УАПЦ». «Может быть, чуть выросло количество приверженцев за счет националистически настроенных людей, у которых церковное сознание более развито, которые представляют, что такое каноническая автокефалия, и которые понимают, что ПЦУ более легитимна, чем Киевский патриархат. Но я больше чем уверен, что без давления извне все равно подавляющее большинство верующих осталось бы на стороне той канонической церкви, которая существует, то есть УПЦ МП. По сути, расстановка сил не особо поменялась, только вместо УАПЦ и КП появилась ПЦУ, говорить о каноничности которой можно тоже с оговоркой, поскольку, кроме Константинополя, ее не признала ни одна другая поместная церковь», – заметил эксперт. Он считает, что развитие событий зависит от расстановки сил в стране: «Политическая конъюнктура может кого угодно сподвигнуть поддерживать или не поддерживать ПЦУ. Тут надо исходить из двух вещей: насколько будущий президент будет самостоятелен в своей деятельности и насколько люди, которые будут оказывать на него влияние, проявят заинтересованность в продолжении сценария с ПЦУ. Если на президента будут влиять те же самые силы, которые, по сути, организовали майдан и привели к власти Порошенко, то, думаю, все продолжится в том же направлении, даже несмотря на личные симпатии или антипатии к ПЦУ нового президента. Если это будет уже иной круг людей, либо те же, но сделавшие выводы из своих предыдущих ошибок и понимающие, насколько нынешняя ситуация в стране зашла в тупик, то не исключено, что в проекте ПЦУ можно ожидать какой-то поворот».
комментарии(0)