Патриарх Кирилл в очередной раз принял у себя Франклина Грэма. Фото с сайта www.patriarchia.ru
На фоне усугубляющегося раскола между православными церквами Московский патриархат решил оживить контакты с другими христианскими конфессиями, прежде всего американскими евангеликами. Хотя расхождения между западными харизматами и русским православием страшно велики, оба течения сближает консервативная социально-политическая повестка. В авангарде этого движения навстречу РПЦ – Евангелистская ассоциация Билли Грэма во главе с сыном покойного проповедника Франклином Грэмом.
Недавно мы стали свидетелями очередного раунда демонстративного союзничества Московского патриархата с влиятельным американским евангеликом консервативного толка. 5 марта с.г. гостя из США принял патриарх Московский и всея Руси Кирилл. «Чем сложнее становятся отношения, в том числе и между нашими странами, тем больше ответственности лежит на христианах, чтобы изменить мир к лучшему», – сказал гостю глава РПЦ. Накануне в честь Грэма произнес речь председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион (Алфеев). «Важно сказать, что в условиях противостояния сверхдержав – СССР и США – именно христиане двух стран наводили мосты и создавали условия и основания для нормализации отношений двух государств, – заявил Алфеев. – Ярким примером сотрудничества христиан западного мира в деле миротворчества и попыток налаживания конструктивных связей с СССР была деятельность Билли Грэма. К нему – пастору и духовнику многих президентов США – с уважением относились руководители многих стран мира». Симпатии лидеров Московского патриархата к династии американских проповедников так велики, что Общецерковная аспирантура и докторантура РПЦ, которой руководит митрополит Иларион, выпустила книгу «Счастье жить во Христе. Проповеди Билли Грэма».
Но в каком состоянии сегодня находятся протестантские церкви США? Настолько ли они влиятельны при Дональде Трампе, как и при президентах Дуайте Эйзенхауэре и Рональде Рейгане, когда Билли Грэм совершал свои вояжи в Советский Союз (1959 и 1982 годы)? Сам Франклин Грэм в 2018 году в интервью сайту Axios на HBO отмечал снижение членства в церквах, указывая в качестве причины то, что в США за последние 70 лет в религиозных организациях можно было наблюдать усиление позиций либерализма. По его словам, преуспевают те церкви, которые отстаивают неизменность взглядов на Библию. Но прав ли Грэм?
В те дни начала марта, когда Франклин Грэм слушал в Москве славословия в свой адрес, социологический центр LifeWay Research, близкий к южным баптистам США, опубликовал результаты нового исследования, посвященного оценке изменения количества прихожан в различных протестантских церквах Соединенных Штатов. Сотрудники центра опросили тысячу пасторов, проповедующих в общинах разных деноминаций, различной численности и разных штатов.
Оказалось, что более половины от всего количества протестантских приходов страны (57%) каждое воскресенье посещают примерно от 50 до 100 человек. В 21% церквей на воскресных богослужениях обычно присутствуют менее 50 человек. Около 11% общин в среднем отмечают присутствие на богослужениях от 100 до 250 верующих, а еще 11% церквей посещают по воскресеньям более 250 человек.
Что касается динамики числа прихожан, то исследователи по этому критерию распределили церкви по четырем уровням. На первом уровне (общины с сокращающимся количеством верующих) располагаются примерно 35% церквей. Еще примерно 35% конгрегаций оказались на втором уровне, который социологи назвали «плато», то есть они сохраняют стабильное количество прихожан с незначительными колебаниями в сторону увеличения или снижения численности. На третьем уровне расположены 30% церквей, которые находятся в состоянии роста и увеличения посещаемости. К четвертому уровню можно отнести те церкви, которые имеют в приоритете активное создание новых общин, таковых оказалось всего 7%. Теоретически предусмотрен и пятый уровень – для настолько растущих и множащихся церквей, что им требуется стратегия остановки критического роста, – но его ни одна религиозная организация не достигла.
Шестеро из 10 пасторов признаются, что их приходы не растут.
Говоря об изменениях численности членов церквей за последние три года, 28% пасторов отметили, что в их общинах количество прихожан снизилось на 6% и более. 33% пасторов указали, что размер их прихода практически не изменился, то есть число членов колебалось в пределах уменьшения или увеличения не более чем на 5 %. 39% общинных лидеров утверждают, что количество их прихожан выросло на 6% и более. Не растет и число работников церквей. 87% пасторов указали, что в 2018 году в их церквах было столько же или меньше штатных работников, сколько и годом ранее. 7% из них сократили персонал. Во многих протестантских приходах сотрудников достаточно мало: так, в 44% из них имеется только один сотрудник или вовсе ни одного. Также в 2018 году лишь немногие протестантские церкви открыли новые приходы или были вовлечены в какую-либо форму организации новой общины. Только 12% пасторов сообщают, что они непосредственно или существенно участвовали в открытии новой церкви в 2018 году.
Исследователи указывают на некоторую разницу в тенденциях изменения численности членов различных деноминаций. Евангелические церкви более склонны к росту числа прихожан (42%), чем церкви протестантского мейнстрима (34%). Среди разных направлений пасторы Движения святости (56%) и баптисты (45%) отмечали, что их приходы увеличиваются, чаще, чем методисты (33%) и лютеране (25%). Среди церквей с большой посещаемостью воскресных богослужений (более 250 человек) чаще наблюдается увеличение численности (59%), чем среди церквей с посещаемостью менее 50 человек (23%).
В исследовании отмечается, что отсутствие роста посещаемости церквей сопровождается отсутствием или малым количеством новых обращений в тот или иной толк протестантизма. 54% пасторов отметили, что в 2018 году в их веру обратились менее 10 человек, 8% отметили, что у них новообращенные и вовсе отсутствовали. Когда исследователи попытались оценить соотношение неофитов с постоянными прихожанами, то оказалось, что в 67% церквей за год обратилось в веру менее 10 человек на каждые 100 прихожан, а около трети (35%) общин зарегистрировали менее пяти обращений на каждые 100 прихожан. Хотя между евангелическими и традиционными церквами нет серьезных различий с точки зрения числа новообращенных, отмечаются некоторые нюансы. Большинство пятидесятнических пасторов (57%) говорят, что в прошлом году в их общинах было 10 и более обращенных человек на 100 прихожан. Аналогичные сведения дают о себе 39% лютеранских священнослужителей, 38% пасторов Движения святости и 35% баптистских общинных лидеров. Такая же статистика приводится 25% методистских и 23% пресвитерианских церквей.
Президент LifeWay Christian Resources Том Райнер написал в своем блоге, что 7 из 10 протестантских церквей приходят в упадок, и это можно расценить как проблему для современного христианства в США.
комментарии(0)