Первые после Собора обращения Петра Порошенко, митрополита Епифания (Думенко) и Андрея Парубия к украинцам были выдержаны в патриотическом духе. Фото Reuters
Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП) пытается противостоять попыткам вытеснить ее из религиозного сообщества страны. Глава УПЦ МП митрополит Киевский Онуфрий (Березовский) 17 декабря собрал своих иерархов на Синод в Киево-Печерскую лавру. Собрание епископов предприняло ряд контрмер, которые, по их мнению, должны снизить ущерб провозглашения автокефальной Православной церкви Украины (ПЦУ) для верующих, не отступившихся от Московского патриархата.
15 декабря в историческом заповеднике «София Киевская» прошел Собор епископов, клириков и мирян, целью которого называлось объединение трех церковных православных организаций Украины. В итоге было объявлено о создании новой церковной юрисдикции, которая должна играть роль национальной и полностью независимой религиозной организации. У новой церкви появился глава – митрополит Епифаний (Думенко), выдвинутый от Киевского патриархата, только лишь минувшей осенью легализованного Синодом Константинопольской церкви. 18 декабря с избранием его поздравили представители Госдепа США.
Синод УПЦ МП обнародовал обращение к верующим, в котором назвал этот Собор «объединением раскольников». Митрополит Онуфрий и его архиереи отвергли причастность УПЦ МП к этому мероприятию. «Для нашей церкви, по сути, ничего не изменилось, поскольку раскольники так и остались в расколе, а Украинская православная церковь остается истинной Церковью Христовой в Украине», – говорится в обращении. От УПЦ МП в Соборе участвовали только два иерарха – митрополиты Симеон (Шостацкий) и Александр (Драбинко). Оба архиерея объявлены Синодом своей бывшей религиозной организации «раскольниками» в компании с еще пятью клириками.
Полное оформление ПЦУ должно совершиться 6 января в Стамбуле, куда митрополит Епифаний в сопровождении президента Украины Петра Порошенко отправится за томосом об автокефалии от патриарха Константинопольского (Вселенского) Варфоломея. По старому стилю это канун Рождества, а по новоюлианскому календарю, по которому живут верующие Константинопольского патриархата, в этот день отмечается Богоявление. «Это будет самое примечательное Рождество в истории Украины», – заявил Петр Порошенко на пресс-конференции 16 декабря. Однако днем позже глава ПЦУ митрополит Епифаний заявил о намерении постепенно перевести свою религиозную организацию на новый календарный стиль. «Даже если мы вспомним о праздновании Рождества Христова, о календаре... Если мы изменим с 7 января на 25 декабря, украинский народ этого не воспримет. Нужно объяснять, доказывать. Когда люди поймут, что это не догма, это просто дата, тогда возможно делать и принимать решения», – ответил он на вопрос Радио «Свобода», какими будут его первые реформы.
«Действия Константинопольского патриархата уже привели к тому, что возможность восстановления единства православных в Украине отвергнута надолго, если не навсегда», – говорится в заявлении Синода УПЦ МП от 17 декабря.
Как сообщается, Собор в Софии Киевской проходил в закрытом режиме, и до последнего момента – епископского голосования во втором туре – из закрытых залов храма-музея просачивались скупые новости. Большой резонанс вызвала съемка пресс-службы президента Петра Порошенко, которая запечатлела присутствие в президиуме Собора главы украинского государства. Как официально заявлено – в качестве гостя. Собор, возглавляемый митрополитом Эммануилом Адамакисом (Константинопольский патриархат), проходил на английском языке. По результатам выборов лидера церкви стало ясно, что костяком ПЦУ оказался Киевский патриархат. Его бывший лидер Филарет (Денисенко) смирился с невозможностью самому стать главой автокефальной церкви, но был избран первым членом будущего Синода ПЦУ.
Порошенко позже рассказал, что обсуждения проходили трудно, несколько раз возникали конфликтные ситуации. Надо полагать, «твердым орешком» оказался Денисенко. Так, он не позволил вывести в фавориты выборов другого иерарха Киевского патриархата, митрополита Михаила (Зинкевича). Зинкевич мог оказаться неуправляемой креатурой, в отличие о Епифания, бывшего секретаря Филарета. Порошенко убеждал, что только его вмешательство позволило добиться окончательного консенсуса делегатов: «У нас было как минимум пять случаев, когда переговоры о проведении Собора заходили в тупик. И выход находили с моим участием». Все это, в свою очередь, свидетельствует о том, что и среди автокефалистов согласья нет, и в будущем возможны эксцессы, которые придется разрешать авторитетом политической власти.
Президент Петр Порошенко считает, что на объединительный Собор в субботу пришло только двое иерархов УПЦ МП из-за давления. Об этом он заявил на пресс-конференции в воскресенье. «Из более чем 10 иерархов, подписавших обращение к Вселенскому патриарху или твердо пообещавших прийти на Собор, пришли только двое. Это результат давления, и точно не нашего государства», – считает он. Порошенко добавил, что противодействие со стороны РПЦ было для Украины ожидаемо. «Но мы недооценили ее влияние на дочерние структуры в Украине», – сказал он.
Синод Константинопольской церкви 15 декабря выпустил коммюнике, в котором приветствовал создание новой церкви и избрание ее главы. «Его блаженство, новоизбранный предстоятель, связался с его святейшеством, Вселенским патриархом, выразил ему свое уважение и попросил материнскую церковь о благословении для своего первосвятительского служения, которое начинается при благосклонном покровительстве», – говорится в сообщении. Как сообщают греческие СМИ, Константинопольский патриархат 17 декабря включил в свой диптих – последовательный список церквей и их предстоятелей для поминания во время молитвы – Епифания (Думенко). Наблюдатели увидели в этом намерение предоставить ПЦУ реальную, а не номинальную независимость.
Новая церковь будет управляться в соответствии с томосом, который она получит от Константинопольского патриархата, и своим уставом. Информагентство «РБК-Украина» утверждает, что в его распоряжении оказался текст этого устава. Согласно документу, главной властью в новой церкви считается Поместный собор. Он должен регулярно созываться митрополитом Киевским и Синодом каждые пять лет. Поместный собор может созываться чрезвычайно по желанию предстоятеля церкви. Этот орган выбирает митрополита Киевского по представлению Архиерейского собора. Кворум составляет 2/3 участников, решения принимаются простым большинством. Поместный собор может принимать изменения в устав, которые подает Архиерейский собор, если они «не противоречат духу томоса».
Таким образом, вместо трех юрисдикций в Украине теперь две конкурирующие православные церкви и два Киевских митрополита. Несмотря на все усилия властей в Киеве и посулы патриарха Варфоломея, разрушить УПЦ МП не удалось. Пока что существует вариант административного разрешения «проблемы» УПЦ МП. Власти в Киеве неоднократно заявляли, что следующим шагом будет ее принудительная перерегистрация в «Русскую православную церковь в Украине». Голосование по соответствующему законопроекту может состояться в Верховной раде 20 декабря. Об этом пообещал позаботиться председатель украинского парламента Андрей Парубий. Подобная перспектива вызывает негодование у сторонников митрополита Онуфрия. Она равнозначна признанию церкви «иностранным агентом». Выступая 16 декабря перед журналистами, Думенко пообещал, что статус-кво сохранится до 6 января, пока он не получит томос об автокефалии, а затем УПЦ МП ждет административное давление.
Своеобразную услугу властям может оказать «стихийное» соучастие националистов. Одиозный политик, депутат Верховной рады Дмитрий Ярош призвал в соцсети «устроить охоту на московских попов», назвав представителей УПЦ МП не священнослужителями, а агентами ФСБ.
В свою очередь, взаимной мести боятся и в структурах бывшего Киевского патриархата в Крыму. Архиепископ Симферопольский Киевского патриархата Климент (Кущ) рассказал, что раньше его защищал митрополит Симферопольский УПЦ МП Лазарь (Швец), опасаясь санкций в Украине. «После принятия томоса ничто и никто не может сдерживать» российские власти, убежден Климент. Отметим, что на Синоде 17 декабря в Киеве присутствовали митрополиты Симферопольский Лазарь и Донецкий Иларион (Шукало), которого ранее СБУ не пускала на территорию «большой» Украины.
Разумеется, силовой вариант крайне нежелателен для властей. Опрошенные «НГР» эксперты рассуждали о том, насколько возможен вариант, на котором давно настаивают идеологи национализации церкви: верующие и священнослужители УПЦ МП постепенно перейдут под юрисдикцию ПЦУ.
Синод УПЦ МП изгнал из своих рядов двух
митрополитов-отступников. Фото с сайта www.church.ua |
Директор Института мировой политики (Киев) Евген Магда так ответил на вопрос «НГР»: «Сказать наверняка, сколько приходов «сменит прописку», крайне сложно. Но этот процесс будет, поскольку поведение УПЦ МП по некоторым вопросам нанесло серьезный удар по ее авторитету. Кроме того, создана каноническая церковь – это важно для части верующих, ведь УПЦ КП называли неканонической. Но я думаю, что принудительного привлечения приходов в новую церковь не будет, по одной простой причине: для Запада вопросы свободы совести очень важны, для Украины важна поддержка Запада, а Петр Порошенко самим созданием автокефальной Украинской православной церкви уже вошел в историю. Кстати, как и Филарет».
Политолог убежден, что Собор в Софии Киевской действительно был объединительным. «В нем приняли участие двое архиереев УПЦ МП. Собственно, без них объединительного эффекта у Собора бы не было», – говорит Магда.
Ученый секретарь Украинского института стратегий глобального развития и адаптации Руслан Халиков полагает, что пока сложно предположить, будут ли прихожане Московского патриархата готовы переходить под омофор митрополита Епифания. «Конкретных опросов пока не проводилось, хотя звучат самые разные цифры, вплоть до половины или даже больше, – сказал он «НГР». – Некоторое количество священников и мирян УПЦ МП поддержали создание Православной церкви Украины, однако подавляющее большинство епископов не приняли участия в Соборе. Включая тех, кто ранее публично высказывался за автокефалию».
По мнению Халикова, ожидать переходов в новую церковь можно в Винницкой области, где в новую юрисдикцию перешел митрополит УПЦ МП Симеон (Шостацкий). Но необходимым поводом для массового движения в других областях – а на данный момент массовых заявлений о переходах не было – он считает признание новой церковной структуры другими поместными православными церквами.
С точки зрения участия в Соборе архиереев УПЦ МП, считает Руслан Халиков, объединительным Собор назвать сложно: пока состоялось только объединение УПЦ КП и УАПЦ. От УПЦ МП в Соборе участвовали всего два архиерея, хотя ожидалось, что их будет 10–12. Так, не участвовал в соборе сторонник автокефалии митрополит Черкасский Софроний (Дмитрук). Возможно, полагает религиовед, такой демарш связан с ведущей ролью в составлении повестки дня и определении процедуры собора УПЦ КП и лично митрополита Филарета. Не было безоблачным и само голосование за кандидатуру предстоятеля новой церкви: «Фактически у потенциальных оппонентов митрополита Филарета было очень мало шансов повлиять на исход голосования, и они решили не терять собственного положения в той церкви, где находятся сегодня. О процедуре принятия решений на Соборе уже появилось несколько противоречивых сообщений – сторонники митрополита Луцкого Михаила (второй кандидат от УПЦ КП) утверждают, что снять свою кандидатуру его заставили. Другие участники говорят, что митрополит Епифаний победил законно и с большим отрывом и шансов у Михаила все равно не было, поэтому он заблаговременно снял свою кандидатуру». Так или иначе, в лоне обеих объединившихся церквей остались недовольные, но объединение двух из трех крупнейших украинских православных структур состоялось, и многих украинцев оно радует безотносительно интриг, которыми был окружен Собор, считает Халиков.
С точки зрения украинского законодательства статус УПЦ МП скорее всего не изменится, считает религиовед: в светской стране может быть несколько православных церквей, претендующих на первенство. Смена названия организации на что-то подобное «РПЦ в Украине» вряд ли будет возможна без согласия представителей церкви и однозначно потребует значительной бюрократической волокиты, потому что церковь объединяет около 13 тыс. общин, и каждую из них придется заставить изменить устав. «Недавно как раз был прецедент, когда УПЦ выиграла судебные разбирательства относительно смены уставов общин, так что можно ожидать, что суд не будет действовать репрессивными методами в угоду политической конъюнктуре. Вероятно, у УПЦ МП будут сложности с арендой исторических церковных объектов, например монастырей. Недавно отменили договор об аренде зданий Почаевской лавры, но это не привело к выселению из нее монахов, по крайней мере на данный момент. Вероятно, руководство церкви и государственных институций ожидает выборов президента Украины в 2019 году, чтобы окончательно сформулировать свою позицию по вопросу церковного имущества, да и в более широком смысле – дальнейшей судьбы УПЦ МП», – напомнил религиовед.
Новая структура должна будет доказать свою устойчивость, и особенно важным для этого событием Халиков считает уход от дел Филарета. «С другой стороны, устойчивости может добавить вовремя полученное признание со стороны Фанара: ведь гораздо больший кризис ожидал бы УПЦ КП в случае, например, смерти или ухода на покой непризнанного патриарха. Теперь, особенно если другие православные церкви поддержат новую ПЦУ, шансов на выживание у нее гораздо больше». Поддержка со стороны властей, конечно, также будет важна для молодой церкви, и приход к власти условно пророссийских политиков может изменить многое. Но ситуация, когда политики поддерживают то одну, то другую из альтернативных церквей, для украинского православия типична, считает Халиков. Пока она не привела к распаду или исчезновению какой-то из них. «Даже в случае отсутствия поддержки сложно прогнозировать какие-то грозные репрессии. Кроме того, до окончания конфликта с Россией ПЦУ будет пользоваться широкой поддержкой населения, ведь эта церковь в отличие от УПЦ МП позиционирует себя как принципиально проукраинскую и антироссийскую».
Профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) Владислав Петрушко также затрудняется говорить о конкретных цифрах. На Западной Украине, по его мнению, будет больше всего приходов, готовых сменить юрисдикцию: «По некоторым оценкам, за митрополитом Симеоном могут уйти около трети его клириков. Чем восточнее, тем таких приходов будет меньше, хотя я и не исключаю, что там, где служат выходцы с Западной Украины, такое тоже возможно, хотя и они зависят от паствы, которая, думаю, не пойдет в так называемую поместную единую церковь».
«Я, честно сказать, думал, что на этом Соборе будет больше иерархов-ренегатов. То, что их оказалось всего двое, внушает оптимизм само по себе: не присутствовал даже такой, казалось бы, автокефалистски настроенный иерарх, как митрополит Черкасский Софроний, – говорит Петрушко. – Я думаю, многие поняли, что то, что им пытаются подсунуть под видом автокефалии, на самом деле никакая не автокефалия. То, что тон в новой квазицеркви задают раскольники из так называемого Киевского патриархата, тоже, думаю, многих отрезвило: оказаться под предстоятелем-марионеткой, который будет управляем тем же Филаретом, – перспектива, мягко говоря, незавидная. Тем более что все места и кафедры там уже распределены и представителей канонической церкви там особенно ничего не ждет – это тоже нужно учитывать. Мне кажется, что отток будет не очень значительный. Другое дело, что это может стимулировать силовыми методами Служба безопасности Украины и другие структуры, но это вряд ли что-то сильно изменит».
Никто не получил от Собора того, что ожидал, считает Петрушко. Константинополь, по его мнению, надеялся на гораздо более активное участие в Соборе епископов УПЦ МП, которое позволяло бы говорить о каком-то подобии легитимности новой структуры, а Киевский патриархат вряд ли удовлетворен очень урезанной автокефалией и отсутствием у предстоятеля церкви патриаршего статуса, за которые ему еще предстоит побороться с Константинополем, который «явно рассчитывал на что-то масштабное, а по сути – легитимировал раскол и безнадежно испортил отношения с Русской православной церковью, а в перспективе – и с другими поместными церквами». Решение других церквей о признании или непризнании ПЦУ будет означать для них разрыв или с Константинопольским, или с Московским патриархатом.
У Петрушко не сложилось впечатления, что Думенко – самостоятельная фигура. «В любом случае он не будет обладать таким же влиянием, как Филарет. Но в то же время, может быть, он не будет вызывать такой идиосинкразии, как Филарет, который в глазах канонического духовенства и верующих – одиознейшая фигура», - говорит эксперт. Хотя под давлением Константинополя и Порошенко Епифаний может действовать непредсказуемо. Учитывая, что в автокефальном проекте доминирует политическая составляющая, по мнению Петрушко, можно ожидать самых неожиданных поворотов.
«Борьбу за автокефалию я рассматриваю не как исключительно церковный вопрос, а как борьбу за национальную безопасность», – сообщил Петр Порошенко на пресс-конференции 16 декабря. Судя по речи украинского президента, для него церковный вопрос исчерпывается задачей необратимости антироссийского политического курса.
комментарии(0)