Архиепископ Иероним II и премьер-министр Алексис Ципрас договорились оставить греческих священников без зарплаты. Фото Reuters
Синод Элладской православной церкви (ЭПЦ) отказался от поддержки секулярного курса правящей партии СИРИЗА и премьер-министра Алексиса Ципраса. Греческое священноначалие постановило продолжать диалог с государством по поводу готовящейся конституционной реформы, призванной окончательно закрепить светский характер государства и отделить от него церковь, однако вести его намерено на своих условиях. Синодальное постановление гласит: духовенство будет настаивать на сохранении своего статуса государственных служащих, а диалог с правительством вести через комиссию, в состав которой помимо представителей церкви войдут юристы, которые займутся правовой защитой ее позиций.
В настоящее время Основной закон Греции утверждает государственный статус православия. Более того, в определенной степени Конституцией регламентируется и вероучение Элладской церкви, и ее самоуправление, и взаимоотношения с мировым православием. «Элладская православная церковь, признавая нашего господа Иисуса Христа своим главой, неразрывно связана учением с Константинопольской церковью и любыми другими христианскими церквами того же учения, соблюдая непоколебимо, как и они, святые апостольские и соборные каноны и священные традиции. Она автокефальна и находится под управлением Священного синода епископов и постоянного Священного синода, избирающегося из него, и собранных в соответствии с Уставом церкви по положениям патриаршего томоса от 29 июня 1850 года и Синодального определения 4 сентября 1928 года. Церковный режим, существующий в некоторых районах государства, не считается противоречащим положениям предыдущего параграфа. Текст Священного Писания должен оставаться неизменным. Официальный перевод текста на любую другую форму языка без предварительного разрешения автокефальной церкви Греции и Константинопольской церкви запрещен», – гласит 3-я статья Конституции.
Именно пересмотра 3-й статьи в сторону «религиозного нейтралитета» государства добиваются Алексис Ципрас и СИРИЗА. В ноябре с.г. законопроект о конфессиональном нейтралитете был вынесен на рассмотрение парламента, а премьер-министр обратился к депутатам с письмом, в котором назвал реформу «зрелым требованием не только греческого общества, но и политического мира». Новая архитектура политической системы даст зеленый свет «более широкому политическому и общественному консенсусу». Светская присяга по плану реформ заменит для государственных служащих клятву на Библии. Бывший министр образования Греции и член центрального комитета СИРИЗА Никос Филис в ходе октябрьского партийного обсуждения предлагал отказаться и от преамбулы текста Основного закона: «Во имя Святой, Единосущной и Нераздельной Троицы». Однако эту поправку было решено не принимать.
«Соглашение освободит 10 тыс. должностей государственных служащих. Хотя клирики не являются ими в полной мере, они считаются таковыми, – заявил пресс-секретарь правительства Димитрис Цанакопулос. – Религиозный нейтралитет означает, что греческое государство не сможет признать большие или меньшие права за разными религиями. Но признание того факта, что подавляющее большинство греческих верующих принадлежит к православной церкви, остается неизменным». Секуляризация в целом укладывается не только в идеологию правящей партии, но и в логику жесткой экономии, в условиях которой Греция вынуждена существовать. Сокращение 10 тыс. ставок призвано улучшить финансовое состояние государства, особенно после прошедшей 14 ноября массовой забастовки государственных служащих, требующих увеличения зарплат и пенсий.
Нельзя сказать, что левое правительство Ципраса не готово к диалогу с духовенством. 6 ноября премьер провел встречу с главой ЭПЦ архиепископом Афинским и всей Эллады Иеронимом II. По словам премьера, им удалось достичь исторического соглашения. «Наша цель – укрепление автономии Элладской церкви, признание роли, которую она играет», – заявил премьер-министр. Наиболее сильно изменения ударят по имущественному положению греческого духовенства: конституционная реформа оставит без зарплаты около 10 тыс. священнослужителей, которые перестанут числиться госслужащими. Тем не менее государство будет субсидировать созданный совместно с ЭПЦ фонд, из которого предстоит выплачивать зарплаты священникам. Сумма ежегодного взноса составит 200 млн евро – вне зависимости от того, сократится количество служителей церкви или вырастет. Кроме того, фонд займется управлением принадлежащей церкви (которая является одним из богатейших в стране учреждений) недвижимостью, право собственности на которую оспаривается государством. Прибыль от использования этого имущества будет разделена между церковью и государством поровну.
«Сначала нам нужно прояснить, что мы подразумеваем под религиозным нейтралитетом. Я считаю, что у нас будет такая возможность, и я буду сотрудничать», – говорил архиепископ за день до встречи с премьер-министром, добавив, что лично считает благом для церкви германскую модель взаимоотношений государства и религий и даже «сам хотел бы жить в Германии и быть религиозно нейтральным».
Достигнутые договоренности были призваны сгладить сопротивление духовенства ЭПЦ введению нейтралитета. Тем не менее архиепископу Иерониму, по всей видимости, не удалось убедить собрание иерархов отказаться от активного противодействия секуляризации. Еще до начала заседания Синода митрополит Фессалоникский Анфим Руссас назвал планы правительства «национальным самоубийством» и заявил, что соглашение между Ципрасом и архиепископом Иеронимом сеет в церкви распри и Синодом одобрено не будет, и если архиепископ и премьер хотят создать впечатление, что церковь согласна отделиться от государства, то они ошибаются. А само заседание в знак протеста против соглашательского курса Иеронима демонстративно покинули два архиерея: митрополит Мессинийский Хризостом Фемелис, один из старейших греческих иерархов, и митрополит Кесарианский, Виронский и Имиттский Даниил Пурцуклис.
Идею создания комиссии для диалога с правительством греческие СМИ называют принадлежащей архиепископу Иерониму. Его соглашения с Ципрасом предполагали, что церковь вслед за правящей партией возьмет курс на секуляризацию, однако Синод отказался от его поддержки. Таким образом, с нарастанием конфронтации «дорожная карта» Ципраса и Иеронима может превратиться для церкви из компромиссной в навязанную. Немедленным ответом на синодальные заявления стал пресс-релиз офиса премьер-министра, гласящий: раз духовенство намерено продолжать диалог, то правительство немедленно приступит к разработке плана реформ в духе достигнутых 6 ноября соглашений, а решать, останутся ли священники госслужащими, в любом случае будет правительство.
«Религиозный нейтралитет», к которому ведет Грецию ее премьер, вызывает неприятие не только у духовенства Элладской церкви. Среди священников, которые могут перестать быть госслужащими, есть и клирики Константинопольского патриархата: это священнослужители епархий Додеканесского архипелага и Критской православной церкви. 10 ноября состоялось внеочередное заседание Синода последней. Коммюнике, принятое на нем, опубликовано на официальном сайте церкви. Острее всего критское духовенство раскритиковало планирующийся пересмотр 21-й статьи Конституции, провозглашающей в текущем состоянии, что брак, материнство и детство являются фундаментом сохранения и развития нации и находятся под защитой государства. Кроме того, священнослужители заявили, что правовые последствия провозглашения нейтралитета непонятны и входят в противоречие с 13-й статьей Конституции, защищающей все признанные государством религии и запрещающей прозелитизм. С точки зрения Критской церкви, отмена 3-й статьи Конституции сделает неопределенным ее собственный статус как самоуправляемой части Константинопольского патриархата со своим собственным уставом. Критские иерархи также заявили, что большая часть ее имущества и без того была предоставлена государству для обеспечения выплат духовенству или благотворительным структурам, поэтому взять на себя оплату труда священников Критская церковь не в состоянии.
«Синод четко заявляет, что существующая схема оплаты труда духовенства, проверенная десятилетиями, не требует каких-либо изменений. Опубликованные предложения о поправках не гарантируют соблюдений трудовых прав священников, оставляя пробелы и возможность двусмысленного толкования на многих уровнях», – гласит синодальное коммюнике.
Таким образом, греческий клир Константинопольского патриархата, по которому больно ударят поправки к Конституции, остается за бортом переговоров о компенсации финансовых потерь. Греческое правительство же получает противника еще и в лице Константинопольского патриарха Варфоломея. 12 ноября Варфоломей принял в Стамбуле министра образования Греции Костаса Гавроглу, прибывшего для переговоров о реформах. Греческие СМИ сообщают: Константинопольский патриарх остался недоволен встречей, и в особенности тем, что он не был поставлен в известность о происходящем. «Меня уважает Эрдоган (президент Турции. – «НГР»). Ципрасу не стоит смотреть на меня сверху вниз. Меня не напугали даже нападки такой могучей державы, как Россия, и президента Путина. Думаете, я стану терпеть эти игры, в которые со мной играют? Вы не правы», – цитирует его слова, ссылаясь на собственные источники, редактор газеты Ta Nea Гиоргос Папахристос. Но упоминание турецкого президента, прозвучавшее в греческих и турецких СМИ, вряд ли склонит общественность на сторону духовенства. «Если турки будут вмешиваться в греческие дела, то греки поступят наоборот, поэтому никаких турецких спикеров во внутриправославной тематике быть не может. Я не думаю, что его влияние в Греции велико, хотя речь здесь идет не только об Афоне, но и, например, о святынях греческой Македонии», – считает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.
Церковная повестка постоянно присутствует в греческом политическом дискурсе как часть национальной идентичности, считает политолог: «Подавляющее большинство греков по крайней мере формально причисляют себя к православным. Роль церкви там велика. Другое дело, что растет молодежь, а многие молодые люди голосуют за партию СИРИЗА, за коммунистов – это такое протестное голосование против истеблишмента, к которому они относят и церковь, и те ограничения, которые есть в обществе». Ципрас в церковном вопросе идет навстречу «своим» избирателям, которые к секулярным реформам отнесутся положительно. Тем не менее роль церкви в обществе остается значительной. И это вызывает ряд других связанных с ней споров – например о том, как ее роль в истории независимой Греции должна быть отражена в школьных учебниках.
Государственную субсидию Элладской церкви, по-видимому, удалось отстоять в любом случае, считает ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Роман Лункин. В Европе осталось не так много обладающих государственным статусом церквей – таких как Англиканская церковь и Лютеранская церковь в Дании, – и можно говорить о тенденции к их исчезновению. Постепенное отделение лютеранских церквей от государства происходило в нулевых годах в Норвегии и Швеции, где священники перестали быть государственными служащими, а церковные решения перестало утверждать правительство. «Зачастую сами священнослужители, в общем, понимают, что для развития христианской миссии государственный статус ничего не дает, а часто и мешает. Освобождение от государственного статуса придавало и придает импульс социального развития церкви, делает приходы более открытыми и зависимыми от прихожан, заставляет непосредственно работать с людьми на постоянной основе. То есть церковь действительно превращается при этом в общественную силу», – сказал «НГР» Лункин. Кроме того, пример англиканства, по его мнению, говорит о том, что государственный статус может навредить и церковному единству: «Англиканская церковь распадается на официальную часть – крайне либеральную и довольно слабо развивающуюся – и более активную в миссионерском плане, существующую фактически независимо».
Некоторые церкви все же сохраняют привилегированный статус: «Конституции значительного количества стран Европы указывают на лютеранскую, католическую или православную церкви в качестве традиционных, а с католической у ряда стран заключены конкордаты». «Привилегированный» статус меньше вредит церковному развитию, чем прямая зависимость от государства, считает эксперт. Тем не менее в скандинавских странах – Норвегии и Швеции процесс отделения церкви от государства растянулся на десятилетия: «Это не было единовременным актом о лишении церкви полномочий и оставлении их без государственной поддержки. В Скандинавии этот процесс занял около 50 лет. Сейчас Церкви Швеции и Норвегии фактически не являются государственными, хотя и обладают определенным весом в обществе и правами, которые отличают их от других церквей».
комментарии(0)