Уникальный храм на 95% пострадал от огня. Фото РИА Новости
В карельском городе Кондопога утром 10 августа сгорела дотла уникальная Успенская церковь постройки 1774 года. Среди десятков сохранившихся памятников деревянного зодчества Русского Севера этот храм выделялся своими размерами и художественными достоинствами. Московский патриархат обвиняет в случившемся руководство городского музея, филиалом которого числился сгоревший храм. В свою очередь, следствие установило подозреваемого в поджоге.
Вскоре после пожара его прокомментировал глава пресс-службы патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков. Он, в частности, сообщил, что памятник «был передан на баланс епархии». Однако на сайте Петрозаводской и Карельской епархии РПЦ говорится, что Успенская церковь «не является собственностью Русской православной церкви», а богослужения с 1930-х годов до момента пожара не совершались. Сайт Кондопожского городского краеведческого музея, в свою очередь, сообщает, что в летнее время во время праздников в церкви проходили службы. В пресс-службе Министерства культуры РФ агентству «Интерфакс-религии» пояснили, что церковь находится в совместном безвозмездном пользовании прихода храма Рождества Богородицы города Кондопоги и муниципального музея.
Сразу после происшествия было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 243 УК РФ (уничтожение объекта культурного наследия народов Российской Федерации, включенного в единый государственный реестр и взятого под охрану государства). По сообщению Следственного управления СК РФ по Карелии, в поджоге подозревается 15-летний подросток. «Исходя из обстоятельств происшедшего, для определения вменяемости несовершеннолетнего по делу назначена судебная психолого-психиатрическая стационарная экспертиза. С учетом возраста фигуранта он помещен в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей МВД по Республике Карелия», – говорится в публикации на сайте республиканского следкома. Директор Кондопожского музея Ольга Локтева сообщила карельскому интернет-журналу «Республика», что у работников учреждения не было конфликтов с подозреваемым. По некоторым данным, подросток признался в содеянном.
По информации «Интерфакс-религии», 14 августа возбуждено второе уголовное дело - по ч. 2 ст. 167 (умышленное уничтожение или повреждение имущества). Эта норма возволяет привлечь к ответственности подростка в возрасте до 16 лет.
Оперативные действия продолжаются, однако уже появились предпосылки для идеологизации происшествия. СМИ сообщили, что подозреваемый подросток «причисляет себя к сатанистам». Теперь у церкви появится дополнительный повод говорить о «гонениях», «антихристианских силах» и пр.
Интересно, что первые отклики на происшествие также оказались оценочными в контексте долголетнего противостояния церкви и музейных организаций. Член Союза архитекторов России Ольга Севан в эфире телеканала «Культура» даже высказала предположение, что деревянное здание могло загореться, когда кто-то из туристов решил совершить религиозное действие. «Скорее всего, как многие говорят и в Сети, что это туристы, которые пришли, и, наверное, кто-то оставил свечку», – обмолвилась эксперт. Впрочем, следователи считают, что возгорание началось снаружи здания, со стороны озера, поэтому сторож не сразу заметил огонь.
13 августа стало известно, что руководство музея-заповедника «Кижи» запретило использовать открытый огонь в памятниках деревянного зодчества, сообщили РИА Новости в пресс-службе музея. «Запрещено использовать открытый огонь в памятниках деревянного зодчества. Раньше, например, во время службы можно было жечь свечи в Покровской церкви под присмотром специалиста из МЧС. Теперь открытый огонь запрещен», - сказал собеседник агентства, отметив, что подобные меры введены после пожара, уничтожившего Успенскую церковь в Кондопоге.
Глава церковного экспертного совета по архитектуре протоиерей Леонид Калинин назвал это решение «совершенно неприличной» «ложной деятельностью по якобы сохранению деревянных памятников». «Иногда ревность наших чиновников превосходит здравый смысл. Потому что когда происходит богослужение, то все находящиеся на подсвечниках перед лицом молящихся свечи являются подконтрольными: ни одна из них никогда и ни при каких условиях не может ни упасть, ни привести к какому-нибудь возгоранию», – заявил Калинин РИА Новости. Он считает, что «совершенно неприлично» устраивать «такую ложную деятельность по якобы сохранению деревянных памятников», а альтернативы свечам, например специальные лампочки, «не в традиции Русской церкви».
«Важно обратить внимание на то, что храм не использовался церковью, в нем практически не проводились богослужения, хотя формально, для организации реставрационных работ, которые так и не начались, он был передан на баланс епархии, – написал в соцсети священник Александр Волков. – В действительности храм использовался местным музеем, его посещали почти бесконтрольно туристы. К сожалению, приходится констатировать, что охране и обеспечению сохранности этого шедевра мирового значения не было уделено достаточного внимания – что может сделать один сторож и пожарная сигнализация, когда идет речь о деревянном строении?» – заявил церковный спикер.
«Вызывает серьезную обеспокоенность состояние таких памятников, и мы призываем Министерство культуры обратить самое пристальное внимание на существующую проблему, которая так трагически открылась в связи с сегодняшним пожаром», – также написал священнослужитель.
Ответом государства можно считать комментарий пресс-службы Министерства культуры «Интерфакс-религии», полученный спустя несколько дней после происшествия. «Исполнение охранного обязательства и требований законодательства по охране объекта договором было возложено на приход, а вопросами аварийно-технического обслуживания объекта занимался музей», – отметили в ведомстве и рассказали, что, таким образом, «всю ответственность за сохранность памятника несут приход и музей».
Уничтожение огнем Успенской церкви дает возможность РПЦ в очередной раз поднять вопрос сохранения памятников зодчества. Свои пожелания по этому поводу высказывал 25 июля с.г. на заседании Высшего церковного совета патриарх Кирилл. Глава РПЦ подчеркнул, что вопросы реставрации старинных церквей в малонаселенных районах должны решаться во взаимодействии с Министерством культуры и другими ведомствами, поскольку усилий церкви и волонтеров недостаточно. «И пускай там служба будет четыре раза в год, но если отреставрирован храм – он спасен», – отметил патриарх.
Сгоревший в Кондопоге храм намеревались реставрировать. К решительным действиям власти и специалисты приступили еще в 2012 году, однако много споров вызвала технология сохранения памятника без утраты его исконного облика. Тогда, по сообщению сайта Министерства культуры Карелии, в федеральной целевой программе «Культура России» появился раздел, посвященный сохранению культурного наследия Русского Севера. В соответствии с программой началась работа по созданию проектно-сметной документации реставрации объектов деревянного зодчества, находящихся на территории республики. Среди них Успенская церковь в Кондопоге и Успенский собор в Кеми. В целом реставрации требуют более чем 70% из 2800 объектов деревянного зодчества, сообщало в начале 2013 года республиканское ведомство.
Была бы спасена уникальная Успенская церковь, если бы ее окончательно передали от музея церкви? Конечно, финансовое бремя по реставрации все равно легло бы на государство, но, возможно, епархия могла бы более умело администрировать ход работ, выступая как заказчик? Ответ мы не узнаем. Однако можно вспомнить, как 15 марта 2015 года загорелась колокольня Новодевичьего монастыря в Москве – уже во время реставрации. К тому моменту прошло пять лет с тех пор, как монастырь был передан в собственность Московского патриархата. Можно также вспомнить недавние сообщения региональных СМИ, что во Пскове гибнут два памятника Древней Руси. Мирожскому и Снетогорскому монастырям грозит обрушение. Мирожский монастырь датируют XII веком. Здесь сохранились уникальные фрески домонгольского периода. Снетогорский монастырь впервые упоминается в летописи в XIII веке. Тринадцать лет назад памятники истории и культуры были отданы в пользование РПЦ.
При этом некоторым шедеврам зодчества Русского Севера везет больше. Памятник федерального значения – Почезерский храмовый комплекс XVIII века – 12 августа открыли после реставрации в деревне Филипповской в Кенозерском национальном парке Архангельской области. Реставрационные работы велись начиная с 2001 года. «Это важно для Архангельской области, для всей России. Почезерский храмовый комплекс – выдающийся памятник русского деревянного зодчества. Ансамбль-тройник, который включает в себя две церкви и колокольню», – сказала ТАСС директор Кенозерского национального парка Елена Шатковская. «Когда-то на Русском Севере их было 150, а сейчас осталось всего шесть, – продолжила она. – Среди них наш Почезерский комплекс. Он совершенно редкий для русского деревянного зодчества, потому что у него две церкви и колокольня объединены в единый комплекс галереями и переходами».
Шатер церкви реставрировали методом лифтинга, от которого когда-то решили отказаться в случае с Успенской церковью. После реставрации и церемонии открытия ведутся переговоры о совместном владении памятником. Свою долю в использовании храмового комплекса хочет получить епархия РПЦ. Ясно, что без использования свечей в таком случае точно не обойтись. n
комментарии(0)