Маршруты к святыням предлагают передать в полное распоряжение духовных организаций. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Российские религиозные организации в ближайшее время, возможно, обзаведутся крайне широкими привилегиями в экономической сфере. Ряд законопроектов, внесенных в последние недели в Государственную думу, выводит их деятельность из-под контроля проверяющих органов и делает их монополистами в целых отраслях.
Депутатами Олегом Ниловым (фракция ЛДПР) и Ольгой Тимофеевой («Единая Россия») 20 июня были предложены поправки к федеральному закону о специальной оценке условий труда. Новая формулировка его 3-й статьи, на которой настаивают парламентарии, освободит религиозные организации от проведения проверки условий труда ее наемных сотрудников – в том числе и священнослужителей. В настоящее время проект прошел предварительное рассмотрение профильным комитетом и готовится к рассмотрению на осенней сессии Госдумы. В Русской православной церкви уверены, что условия труда клириков, алтарников, певчих, пономарей не могут оценивать чиновники. По мнению юристов РПЦ, храм – не рабочее место, а сакральное пространство для богослужения. Религиозная организация время от времени жалуется на попытки трудовых инспекций привлекать религиозные общины к административной ответственности за уклонение от проведения аттестации рабочих мест священников и церковнослужителей.
А 19 июля депутатом от КПРФ и председателем комитета ГД по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергеем Гавриловым в Госдуму был внесен законопроект о статусе паломников и определении паломнической деятельности. Поправки, которые он предлагает ввести в Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях», закрепят в законодательстве статус паломника – лица, совершающего поездку «с целью посещения мест религиозного почитания (паломничества), объектов религиозного назначения и участия в религиозных обрядах и церемониях» длиной от суток до полугода. В закон также вводится понятие паломнической деятельности: обслуживания паломников и поддержки международных связей для организации паломнических маршрутов. Исключительным правом на ее осуществление предлагается наделить религиозные организации. «Необходимо отметить, что посещение туристами указанных мест и объектов, осуществляемое во время путешествий с целью отдыха и развлечения, не является паломнической деятельностью. С учетом специфики такой деятельности законопроект предусматривает, что паломнической деятельностью признается работа религиозных организаций по проведению паломнических поездок. Согласно законопроекту, религиозные организации имеют исключительное право осуществлять паломническую деятельность как на возмездной, так и безвозмездной основе. Принятие законопроекта позволит защитить права верующих на посещение мест религиозного почитания, в том числе оградить их от недобросовестных организаторов таких поездок», – гласит пояснительная записка к законопроекту.
Заместитель директора Фонда поддержки гуманитарных наук Вадим Балытников считает законопроект своевременным: проблема правового определения понятия «паломничество» и его разграничения со светским и религиозным туризмом активно обсуждается последние два десятка лет, сказал он «НГР». По его мнению, разные цели паломничества и туризма предполагают разные критерии оказания услуг: «Законопроект, выводя паломничество из сферы регулирования законодательства о туризме, одновременно устанавливает общие критерии надлежащей организации и проведения паломничеств, давая при этом возможность каждой религиозной организации детализировать их, согласно собственному вероучению и собственным правилам религиозной жизни». Исключительное право на проведение паломнической деятельности для религиозных организаций, считает он, поможет защитить паломников как от мошеннических схем, так и от незаконной миссионерской деятельности «радикалов и религиозных экстремистов, которые сейчас нередко действуют под маской в том числе организаторов паломнических поездок». «Речь не только о вербовщиках-фундаменталистах, но и об обычных сектах – обычных в том значении этого слова, которое придает ему современное европейское право», считает эксперт.
Кроме того, защищаются права самих религиозных организаций. В частности, устанавливается норма, согласно которой «участие паломников в богослужениях, иных религиозных обрядах и церемониях в местах религиозного почитания (паломничества) осуществляется согласно внутренним установлениям соответствующих религиозных организаций». Это основа для правовой защиты не только от предъявления недобросовестных претензий, но и от сознательных провокаций, которые в некоторых соседних с Россией странах уже начали принимать достаточно массовый характер», – считает Балытников.
Однако с этим согласны не все эксперты. По мнению члена экспертного совета при комитете Государственной думы по делам общественных объединений и религиозных организаций Михаила Шахова, четкого определения «мест религиозного почитания или паломничества» в законе «О свободе совести и религиозных объединениях» сейчас нет. Поэтому принятие поправок может повлечь за собой ряд правовых казусов в отношении культовых объектов. И это обусловлено не только содержанием законопроекта, «например, 16-я статья закона относительно порядка совершения обрядов и церемоний – там говорится, что богослужения беспрепятственно совершаются на объектах религиозного почитания и паломничества. Встает вопрос: а кто определяет, какое место является, не будучи переданным религиозной организации, таким объектом? Кто его провозглашает со всеми правовыми последствиями объектом почитания? Такой пробел есть, и проблема может возникнуть». Желание, чтобы паломничество не использовалось для наживы недобросовестными туроператорами, здравое, но законопроект нуждается в уточнении, считает эксперт. Организацией паломнических поездок в настоящее время занимаются в том числе и общественные объединения – например, старообрядческий Культурно-паломнический центр имени протопопа Аввакума. «Встает вопрос: будет ли к таким организациям ретроспективно применена эта норма?
Должны ли они будут закрыться по суду, потребуется ли от них внести изменения в устав? Как быть с вполне добросовестными нерелигиозными организациями – вопрос не прописан», – сказал эксперт «НГР».
На вопрос о необходимости разделения паломнической и туристической сфер, считает Шахов, авторы законопроекта должны были дать ответ еще на этапе его подготовки. «Мы оказываемся в странном положении. Разработчики в пояснительной записке не дали нам фактического материала, насколько проблема массовых злоупотреблений термином «паломничество» в недобросовестных схемах реальна, и теперь экспертам сложно самостоятельно формулировать мотивацию. Инициатор законопроекта Сергей Гаврилов – руководитель профильного комитета, в котором я состою в экспертном совете.
Надеюсь, экспертный совет состоится, и предложения по доработке будут услышаны. Религиозная организация не всегда оказывается в состоянии приобретать билеты, фрахтовать транспорт для паломников – то есть делать то, что делают туроператоры. Если закон будет трактоваться так, что религиозная организация не может заключить договор с турагенством, а должна обеспечивать паломникам питание, жилье и транспорт от своего имени – тогда, думаю, и для религиозных организаций могут возникнуть сложности практического осуществления этих ограничений». Отдельной проблемной областью законопроекта является вопрос об организации хаджа. В августе с.г. паломническая квота на путешествие к святыням ислама для россиян составила 20 500 человек. Тем не менее в конце июля СМИ опубликовали новость о том, что около 600 верующих, воспользовавшихся услугами компании «Хадж-фонд» из Набережных Челнов, не могут совершить паломничество. Государственный комитет Татарстана по туризму 25 июля опубликовал сообщение о том, что оператор «был исключен из списка хадж-операторов и не имеет аккредитацию заниматься организацией хаджа на сезон 2018 года».
Защита верующих в подобных ситуациях и вообще правовое сопровождение паломничества сейчас осуществляется на уровне туризма, считает действительный государственный советник 1-го класса Андрей Себенцов. «У религиозного туризма есть свои особенности – к тому же некоторые паломники обижаются на то, что их называют туристами, хотя в целом так оно и есть. Поэтому специального регулирования здесь, возможно, и не требуется. Если говорить о хадже, то существуют туристические фирмы, работающие в тесной связи с духовным управлением мусульман. Исключительное право на осуществление паломнической деятельности для религиозных организаций мне не кажется остро необходимым: все равно нужно создавать специализирующиеся на этом фирмы, потому что религиозная организация не может быть туроператором – только турагентом. А туроператоров они и так создают сами», – сказал Себенцов «НГР». Официального хадж-оператора имеет, например, Духовное управление мусульман Татарстана – им является фирма «ДУМ РТ ХАДЖ».
Таким образом, буквальное прочтение закона в его текущей редакции может сделать паломническую деятельность прерогативой исключительно тех религиозных организаций, которые способны взять на себя его инфраструктурную сторону. А значит, основным бенефициаром предложенных изменений становится Русская православная церковь. Сложно не связывать с ними выступление патриарха Московского и всея Руси Кирилла на заседании Попечительского совета по восстановлению Валаамского монастыря 10 июля с.г. Оно посвящено именно паломническим аспектам деятельности последнего, а конкретнее – восстановлению пострадавшей от пожара зимней гостиницы. Средства для этого были получены, по словам патриарха, после его личного обращения к президенту Владимиру Путину и включения монастыря в федеральную целевую программу «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России». «В начале этого года Валаамский монастырь был включен в проект «Серебряное ожерелье России», который объединяет 11 регионов северо-запада нашей страны. В его основе лежит идея сохранения и популяризации богатейшего исторического и культурного наследия, развитие паломничества и туризма, в том числе к монастырям и историческим памятникам», – приводит слова Кирилла официальный сайт Московского патриархата.
Глава РПЦ упомянул и о создании для взаимодействия с государственными органами некоммерческой организации. Ее полное название – «автономная некоммерческая организация по созданию и восстановлению духовно-просветительских центров «Валаам». В контексте внесенного в парламент законопроекта формат и назначение ее деятельности могут стать прообразом структуры, отвечающей за собственную паломническую инфраструктуру РПЦ.
В городах Центральной России при этом православные святыни зачастую представляют собой главные туристические достопримечательности. Например, во Владимире разгорается имущественный конфликт местной епархии и администрации Владимиро-Суздальского музея-заповедника (ВСМЗ). В июне с.г. РПЦ подала заявки на передачу в ее собственность Успенского и Дмитриевского соборов, находящихся в списке памятников ЮНЕСКО. В целом церковь претендует на 12 объектов, среди которых находится и один из символов Владимира и «Золотого кольца» – Золотые ворота. Начальство музея не намерено уступать: «Что касается позиции музея и Министерства культуры, то оно отрицательное, и на все просьбы и заявки мы отвечаем отказом», – цитирует портал «ПроВладимир» генерального директора ВСМЗ Игоря Конышева. Вопрос о паломничестве – и осуществлении исключительного права на него – вплотную соприкасается с вопросом о праве собственности на памятники истории и архитектуры.
комментарии(0)