Екатеринбургские школьники к борьбе за дело Николая Александровича готовы! Фото с сайта www.ekaterinburg-eparhia.ru
Детским крестным ходом в современной России никого не удивишь. Это как шеренги пионеров на улицах городов Советского Союза, только масштабы пожиже. Единственное, что остается неизменным – стремление искать и находить кумиров. Портреты Ленина, и с кудрявой головой, и с сократовской лысиной, ныне сменились ликами Николая II, которого Ленин называл «царем Николашкой» и которого, как считается, по приказу вождя расстреляли 100 лет назад в Екатеринбурге.
А сейчас в этом городе, который успел побывать Свердловском и оставил память об этом в названии окружающей его области, прошел крестный ход школьников, несших портреты последнего русского императора. Ряды детей, прямо скажем, не густые, составляли не только ученики воскресных церковных учебных заведений, но и общеобразовательных школ. По словам организаторов, насчитали примерно тысячу малолетних участников религиозно-политической церемонии. При этом заметим, что школьников запрещено обращать в веру и подвергать политической агитации.
Действо состоялось 20 мая, на следующий день после даты, которую еще несколько десятилетий назад отмечали как День пионерии. Детский крестный ход получил благословение митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла (Наконечного), а что более вероятно – вовсе им и был инициирован. Или кем-то еще из иерархии РПЦ. Екатеринбург превращается в центр мемориального монархизма в связи с тем, что здесь провел свои последние дни Николай II, и здесь же, в подвале Ипатьевского дома, царь был расстрелян. Нынешнее молитвенное шествие, как сообщает церковный сайт, прошло в рамках торжеств, проводимых в Екатеринбургской епархии по поводу 150-летия со дня рождения императора.
Аналогичное мероприятие с участием детей, несущих портреты Николая II, состоялось в тот же день в Красноярске. В начале колонны казаки несли иконы с изображениями Николая II, святителей Кирилла и Мефодия (кроме 150-летия императора отмечали День славянской письменности и культуры). Организаторы насчитали, со ссылкой на полицию, более 800 участников шествия. Как сообщила один из организаторов Марина Гудошникова, участвовали дети из 12 воскресных школ.
«Моду» на детские крестные ходы в прошлом году задала Санкт-Петербургская митрополия, когда в апреле вывела детей на улицу для того, чтобы ускорить передачу Исаакиевского собора в собственность РПЦ. По данным митрополии, среди участников богослужения и крестного хода было около 3 тыс. детей – учащихся православных гимназий и воскресных школ. 1 апреля 2017 года подобное шествие состоялось в Краснодаре.
Но вернемся в Екатеринбург. Крестный ход 20 мая стал кульминацией серии мероприятий монархического характера, обращенных к молодому поколению. Накануне в городе состоялся общественный форум «Царский», на котором обсуждалось «наследие» последнего императора. «Перед собравшимися выступил руководитель отдела по делам молодежи Екатеринбургской епархии Алексей Леонидович Соловьев, призвавший молодых людей вести духовный образ жизни, сохранять традиции русского народа и развивать в себе добродетели, чтобы не стать предателями, отступившими от своего государя и веры 100 лет назад, – говорится в публикации на епархиальном сайте. – Прошедшие в Екатеринбурге памятные торжества сделали важный шаг к воплощению надежды выдающегося русского мыслителя Ивана Лукьяновича Солоневича о том, что «наступит время, когда государь Николай II будет одним из самых величайших государей в нашем сознании». Обратим внимание на то, что Иван Солоневич – эмигрантский деятель, книгу которого «Россия в концлагере» с интересом читали Гитлер, Геббельс и Геринг. Проживая в 1930-е годы в Германии, Солоневич выступал в поддержку правых эмигрантских организаций, в частности Русского фашистского союза.
В нашем историческом отступлении о личности Солоневича заложена та мысль, что если существует стремление политизировать «школоту», стоит хорошенько подумать над кумирами, которыми хотят заменить ниспровергнутый коммунистический ареопаг. Ведь «наследие» Николая II внедряется в детские умы и в других регионах России. Так, в марте 2017 года в Павловской гимназии Петербурга прошли тематические мероприятия, посвященные памяти последнего российского императора. «Учащиеся гимназии сделали тематические плакаты, повествующие о разных периодах жизни императора Николая II и его семьи. В 5–10 классах прошли тематические лекции. Старший научный сотрудник Центрального военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи Евгений Иванович Юркевич рассказал учащимся о военном воспитании Николая II, о Первой мировой войне; настоятель храма «Всех скорбящих радость» протоиерей Вячеслав Харинов рассказал о жертвах революций, о первых новомучениках; протоиерей Геннадий Беловолов – о трагических событиях, связанных с революцией в России и началом эпохи безбожных гонений. Представители казачьего конвоя святого царя-страстотерпца Николая II провели беседу с учащимися об истории конвоя», – об этом и многом другом повествует местная церковная пресса.
Снова возвращаемся в Екатеринбург. «С докладами, наряду с уральскими исследователями, выступили гости из Москвы – представители Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый орел», поднявшие важные темы сохранения исторического наследия эпохи Николая II», – читаем далее на сайте епархии описание форума в столице Урала. «Двуглавый орел», в частности, известен своим участием в прошлогодней кампании против фильма Алексея Учителя «Матильда». Как известно, нагнетание истерии вокруг ничем не примечательной кинокартины привело к акциям насилия. Как раз 22 мая с.г. лидеру организации «Христианское государство» Александру Калинину – еще одному участнику «антиматильдовской» кампании – предъявили обвинение в возбуждении ненависти.
Погиб Николай II в ночь с 16 на 17 июля 1918 года, и, надо полагать, к дате векового юбилея мы еще увидим шествия православных «пионеров» под хоругвями и портретами убиенного царя. Впрочем, церковь опекает не пионеров советского происхождения, а тех, кого называют православными скаутами. Под эгидой Екатеринбургской епархии действуют детские и подростковые клубы «Братства православных следопытов», кадетов, а также участников движения «Верим. Действуем!».
Скаутское движение в современной России немногочисленно, но очень разобщено. На данный момент действуют по меньшей мере пять объединений: Всероссийская скаутская ассоциация (ВСА), Организация российских юных разведчиков (ОРЮР), Неполитическая организация разведчиков-скаутов (НОРС), Русский союз скаутов (РСК). Только одна из них подчеркивает свой неполитизированный характер (как ни странно, РСК, а вовсе не НОРС, как можно было бы понять из названия). Остальные делают упор на патриотическое воспитание, в том числе на фундаменте православия и «традиционных ценностей». Скауты, которых в Екатеринбурге приобщают к прославлению монархизма, входят в «Братство православных следопытов» в составе ВСА. Об ориентации екатеринбургской дружины скаутов многое может сказать название трех ее отрядов: отряд «Рассвет» священномученика Владимира Сергеева, отряд «Горный щит» священномученика Аркадия Боровского и отряд преподобного Сергия Радонежского.
Как и у советских пионеров, у православных скаутов есть свои «законы». Так, первый из законов питомцев ОРЮР гласит: «Разведчик верен Богу, предан Родине, родителям и начальникам». Есть у них и клятва, которая начинается с фразы: «Честным словом обещаю, что буду исполнять свой долг перед Богом и Родиной, помогать ближним и жить по законам разведчиков». Такое племя младое, которое уже трудно назвать незнакомым, готовит будущей России церковь.
комментарии(0)