Крымские татары надеются на особую поддержку тюркских стран – членов ОИС. Фото РИА Новости
В ближайшее время делегация Организации исламского сотрудничества (ОИС), возможно, посетит Крым. Об этом заявил руководитель Императорского православного палестинского общества (ИППО) Сергей Степашин. 10 апреля с.г. Степашин встречался с генсеком ОИС Юсефом Ахмедом аль-Усаймином в штаб-квартире организации в Джидде (Саудовская Аравия). «В ходе встречи мы обсудили широкий круг вопросов, и достигнута договоренность, что в этом году делегация ОИС посетит Крым для ознакомления с ситуацией вокруг крымских татар. Обсуждая ситуацию с мусульманским населением в России, мы констатировали межконфессиональный мир в нашей стране», – цитирует главу ИППО Интерфакс.
Все 22 страны, входящие в Организацию исламского сотрудничества, до сих пор на официальном уровне считают Крым неотъемлемой частью Украины. 10 апреля 2014 года в штаб-квартире ОИС официально принимали основателя Меджлиса крымско-татарского народа (запрещен в России. – «НГР») Мустафу Джемилева. Джемилев и генсек ОИС Ияд аль-Мадани обсуждали политическую ситуацию в Украине и Крыму, охарактеризовав ситуацию на полуострове как «российскую оккупацию». Мадани высказал мнение о возможности и необходимости членства Украины в ОИС. В случае вступления Украины в ОИС в качестве ассоциированного члена ей четыре года назад предоставлялась возможность пользоваться кредитами и программами помощи по линии Исламского банка развития (ИБР). Руководители ИБР выразили готовность оказать содействие крымским татарам, о которых ходатайствовал в Джидде Джемилев. Лидер Меджлиса обсуждал с генсеком ОИС перспективы строительства национальных школ в Крыму при поддержке стран – членов ОИС, а также возможность обучения крымских татар в зарубежных мусульманских вузах. Джемилев поблагодарил руководство ОИС, подчеркнув, что позиция организации по Украине полностью соответствует принципам и позициям крымских татар.
Естественно, под крымскими татарами в данном случае понимались лишь те представители народа, кто считает события марта 2014 года «российской оккупацией». Обещания руководства ОИС принять в состав организации Украину были восприняты всерьез не только Джемилевым. «Ожидаем, что Украина обязательно войдет в состав Организации исламского сотрудничества, и есть основания полагать, что это произойдет в ближайшие недели», – писал в конце апреля 2014 года ведущий американский эксперт по постсоветскому пространству Пол Гобл, в прошлом сотрудник ЦРУ и Госдепартамента США. Статья Гобла о том, как ОИС воспринимает Крым после референдума 2014 года, опубликованная четыре года назад на сайте Jamestown Foundation, была озаглавлена красноречиво: «Вступление в «Исламскую конференцию» поможет Киеву защитить крымских татар».
Кандидатство Украины в ОИС в качестве страны-наблюдателя затянулось на четыре года. О членстве Украины в ОИС президент Украины Петр Порошенко просил в конце марта с.г. на своей встрече с главой МИД Кувейта Сабахом Халидом аль-Хамадом ас-Сабахом. Просьба главы Украины до сих пор в стадии рассмотрения. Организация исламского сотрудничества формулирует позицию по Крыму в достаточно жестком ключе. В заявлении тогдашнего генсека ОИС Мадани от 18 июня 2014 года говорится: руководство ОИС требует от России уважать гражданские и религиозные права крымских татар и не допускать повторения сталинских депортаций 1944 года.
Впрочем, в заявлении Мадани есть несколько подводных камней. Один из них – ссылка на так называемый косовский прецедент. В ОИС выражают надежду, что, поддерживая право крымчан на определение своего политического будущего, Россия пересмотрит свою позицию в отношении независимости Косово и не будет препятствовать его народу в самоопределении. Непризнание Россией независимости Косово влечет за собой право ОИС не считать Крым частью России.
Второй подводный камень – Нагорный Карабах. Джидда настаивает на «освобождении» Карабаха от «армянской оккупации» и возвращении региона под юрисдикцию Баку. Россия официально не признает суверенитета Нагорно-Карабахской Республики (НКР). Но в Москве работает постпредство НКР, и на международных переговорах по Карабаху Москва уважает интересы как Баку, так и Еревана. Москва также не придерживается буквы заявлений ОИС о Карабахе как о территории, «оккупированной» в результате «агрессии» Армении. Как и в случае с Косово, позиция России по Карабаху дает Организации исламского сотрудничества право не уступать Москве в плане признания Крыма российским. Тем более что Турция и Азербайджан – основные проводники статуса Карабаха как оккупированной территории – являются постоянными членами в ОИС, а Россия только страна-наблюдатель.
Заявление Степашина о визите представителей крупнейшей исламской организации в Крым, который эта организация де-юре и де-факто считает частью Украины, – и сенсация, и интрига. Информируя о встрече Степашина с Аль-Усаймином в Джидде, ресурс организации только сообщает: обе стороны «подчеркнули важность содействия взаимопониманию, толерантности, гармонии и мирному сосуществованию различных общин различных религий, убеждений и культур, поощрили диалог между людьми разных цивилизаций». Про анонсированный Степашиным грядущий визит делегатов ОИС в Крым, как видно, ни слова. «Пока Джидда факт визита делегации ОИС в Крым официально не подтвердила, обсуждать нечего, – сказал «НГР» исламовед Алексей Малашенко, руководитель исследовательских проектов института «Диалог цивилизаций». – Сколько раз в дипломатической практике были случаи, когда один российский дипломат или чиновник что-то заявляет, а потом другая сторона или же коллеги этого спикера его заявления опровергают. Между заявлением Степашина и реальным отношением ОИС к крымскому вопросу – явный диссонанс. Не исключено, что потом Сергей Вадимович Степашин скажет, что его неправильно поняли. Абсолютно исключено, что ОИС по каким-то причинам прогнулась под Москву по Крыму. Джидду никто извне не прогнет. Они с кем захотят общаться по какому-то вопросу, с тем и будут. Тем более что ранее в Джидду ездил Мустафа Джемилев, и у ОИС есть свои связи с Киевом и намерения развивать отношения с Украиной».
На позицию Организации исламского сотрудничества по Крыму могли повлиять внешние факторы в виде продуктивных переговоров Владимира Путина с виднейшими представителями исламского мира, сказал «НГР» старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Михаил Рощин. «В октябре прошлого года в Москву приезжал король Саудовской Аравии Сальман, – напомнил эксперт. – По итогам переговоров Сальмана с Владимиром Путиным был заключен пакет договоров о политическом и торгово-экономическом партнерстве. В конце марта этого года Путин провел в Москве успешные переговоры о политическом и экономическом сотрудничестве с эмиром Катара Тамимом бин Хамадом аль-Тани. Саудовский король и эмир Катара сами приехали в Москву, а не Путин ездил к ним в гости – это очень важно для понимания данного факта с точки зрения дипломатического протокола. В начале апреля Путин встречался с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом и президентом Ирана Хасаном Рухани. На этот раз переговоры российского лидера проходили на чужой территории – в Анкаре, но Путина принимали как уважаемого партнера, а не как обычного гостя. Тем более Путин открывал в Турции стройку энергоблока российской АЭС – значит, он тем более был в Турции «не в гостях». В Организации исламского сотрудничества, в Саудовской Аравии, прекрасно ориентируются в тонких нюансах мусульманского политического этикета. В Джидде могут пока воздерживаться от официального признания Крыма частью России, но реальные действия на Востоке куда важнее слов. Действия таковы: Путин имеет право говорить с мусульманскими лидерами первым. А тот же Петр Порошенко в глазах этих лидеров – пока что проситель, который будет говорить, когда ему позволят». Рощин полагает, что важную роль в подготовке почвы для визита делегатов из ОИС могли сыграть политики из числа крымских татар: «Я недавно встречался с депутатом Госдумы от Крыма Русланом Бальбеком, бывшим вице-премьером Республики Крым. У Руслана Исмаиловича – масштабное, я бы сказал, средиземноморское видение будущего крымских татар и соответствующий талант делать это будущее реальностью».
«Нужно понять, в каком статусе ездил в Джидду Сергей Степашин, – сказал «НГР» председатель центрального совета крымско-татарского политического объединения «Милли фирка» (Народная партия) Васви Абдураимов. – Если он в штаб-квартире ОИС выполнял поручения Кремля, администрации президента России или МИД России, это уже нам что-то скажет. Полагаю, что какое-то согласование было, и сама поездка в Джидду имела смысл. Думаю, Степашин ездил в Джидду не только в связи с Крымом, но и с Сирией». По словам Абдураимова, с объединениями крымских татар пока никто не обсуждал то, что их жизнь в российских реалиях будут изучать делегаты из ОИС, которые должны посетить Крым. «Нашу организацию не поставили в известность. Я не слышал об этом, хотя тщательно отслеживаю то, что пишут и говорят о Крыме и крымских татарах в российских и международных СМИ. Не слышал, чтобы визит делегации ОИС в Крым обсуждался с кем-то из властей Крыма и Севастополя. По линии вице-премьера Республики Крым Георгия Мурадова – ответственного в правительстве Крыма за международные дела, возможно, похожие инициативы и были. Но они не были публичными».
«Чего ожидают крымские татары от вероятного визита делегатов из ОИС? – продолжает Васви Абдураимов. – С начала этого года развивается конфликтная ситуация в поселке Стрелковая под Симферополем. Региональные власти, на наш взгляд, там заняли абсолютно неконструктивную позицию. Чиновники стараются выдавить людей из ранее узаконенного поселка, где компактно проживают крымские татары, с угрозами вплоть до сноса мечети. В Стрелковой на народные деньги была построена большая мечеть на полторы тысячи молящихся, обустроена вся инфраструктура, есть дом для имама. Осталось только достроить минарет – и мечеть уже можно регистрировать как полноценно действующую. А чиновники все делают для того, чтобы выдавить оттуда людей».
Жители Стрелковой ранее обратились за поддержкой и защитой к ведущим муфтиям России. «Такая же просьба была отправлена, кстати, в Организацию исламского сотрудничества, – говорит глава «Милли фирка». – Как раз с акцентом на просьбу защитить права мусульман. В Организацию исламского сотрудничества входят тюркские государства – Турция, Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан, Казахстан. Тюрки всего мира родственны крымским татарам, и тюркские страны являются союзниками России по политическому и экономическому партнерству в Евразии. Этот фактор надо использовать для того, чтобы дать объективную картину по Крыму и крымско-татарскому вопросу. По последнему вопросу могу сказать, что не все у нас, увы, гладко. Мы с 2014 года говорим, что крымские власти саботируют все распоряжения президента России по социально-экономическому развитию Крыма и его интеграции в российское пространство».
комментарии(0)