Вячеслав Кантор и Дина Порат заявили, что страны Европы одна за другой стремятся избавиться от чувства вины за Холокост. Фото предоставлено пресс-службой ЕЕК
Эксперты бьют тревогу: ксенофобия, и антисемитизм в частности, стала обыденным явлением во второй декаде XXI века. Практически ушли поколения, которые помнят Вторую мировую войну, и соответственно весь тот комплекс представлений о мире, который был порожден Холокостом. Отношение новых поколений к проявлениям национальной и религиозной нетерпимости стало более безразличным. Политики европейских стран больше не считают для себя и своих народов недопустимым оправдывать деятелей, принимавших участие в геноциде во время мировой войны. Новые политические задачи снимают старые табу. Европейские нации одна за другой отказываются нести бремя ответственности за истребление евреев на континенте.
К таким выводам пришли авторы доклада об уровне антисемитизма в мире в 2017 году, который представил Центр Кантора при Университете Тель-Авива. Подобные доклады обнародуются ежегодно, но именно в свежем исследовании звучит мысль о том, что антисемитизм стал банальным явлением в Европе, что, конечно же, заставляет нас соотнести эти данные со знаменитой формулировкой Ханны Арендт о банальности зла. Итак, банальное зло вернулось в Старый Свет.
В качестве примеров авторы доклада привели Польшу, где недавно был принят закон о запрете связывать нацистские лагеря смерти с этой страной и ее народом, а также Венгрию. Венгрия, где недавно было переизбрано правопопулистское правительство, недавно отличилась кампанией против бизнесмена Джорджа Сороса, в ходе которой прозвучал отчетливый антисемитский мотив.
К этой тенденции прибавляется новый фактор, впрочем, ставший уже привычным для социального ландшафта Старого Света, – радикальный исламизм. Наиболее вопиющим преступлением на национальной и религиозной почве стало убийство в Париже в конце марта с.г. 85-летней Мирей Кноль, много лет назад пережившей Холокост. Пожилую и страдавшую от болезни женщину искололи ножами, чтобы ограбить. Однако предпосылкой для преступления стало убеждение соседа Кноль, что «все евреи богаты». По свидетельству одного из убийц, его подельник кричал перед тем, как ударить женщину ножом: «Аллах Акбар!» Власти Франции признали, что это преступление совершено по мотивам религиозной ненависти, что сделали после полугодового расследования и в отношении другой жертвы религиозной нетерпимости – парижанки Сары Халими, выброшенной из окна собственной квартиры. Убийство Мирей Кноль особенно сильно потрясло общественность Европы, потому что в уродливом свете показало, как смыкаются в наше время трагедия Холокоста и новые вызовы антисемитизма.
Парижские преступления, разумеется, оказались в центре обсуждения на презентации доклада в Университете Тель-Авива. «Сегодня еврейские общины во многих странах мира живут в страхе, – заявил в своем вступительном слове Вячеслав Кантор, президент Европейского еврейского конгресса (ЕЕК). – Евреи больше не могут чувствовать себя в безопасности ни в общественной, ни в частной жизни там, где власть не может остановить такие зверские преступление, как убийство пережившей Холокост Мирей Кноль. Евреи, как отдельные персоны, так и на уровне общин, считают, что антисемитизм принимает новую форму и распространяется в большинстве стран мира». По его мнению, безопасность общин теперь зависит от полицейской охраны, и превращение объектов иудаизма в осажденные крепости не может считаться устойчивым и долговременным решением. «Людям приходится объяснять своим детям, что они должны ездить в автобусах с бронированными стеклами в школы с зарешеченными окнами, объяснять, что они не такие, как все остальные», – сказал Кантор.
Проблемной страной названа не только Франция. В Великобритании еврейские организации отказываются сотрудничать с Лейбористской партией из-за резко антисемитских и антиизраильских высказываний ее лидера Джереми Корбана, который дошел в своем радикализме до отрицания Холокоста. В Восточной Европе набирают силу националистические движения. Австрия недавно сформировала правительственную коалицию с участием ультраправой партии.
Вячеслав Кантор надеется на то, что в текущем году все европейские структуры примут рабочее определение антисемитизма, которое предлагает Европейский еврейский конгресс, а также «дорожную карту» по борьбе с нетерпимостью. «Дорожная карта» в версии ЕЕК состоит из трех частей: признание Организацией Объединенных Наций еврейского народа неотъемлемой частью мировой цивилизации, принцип личной ответственности за преступления на почве нетерпимости, а также концепция «безопасной толерантности» – то есть ограничение толерантности к тем, кто не разделяет ее ценности.
В свою очередь, глава Центра Кантора Дина Порат предложила еврейским организациям мира составить широкую коалицию с сообществами различных меньшинств, которые подвергаются преследованиям в современном мире. «Надо протянуть руку помощи мусульманским, цыганским и иным организациям, которые противостоят ксенофобии», – сказала она.
В то же время председатель совета Центра Кантора адвокат Арье Цукерман уточнил, что не совсем корректно сравнивать антисемитизм, с одной стороны, и исламофобию и расизм – с другой. Евреи в Европе составляют менее процента населения, в то время как мусульмане и люди иных рас – гораздо более значительные доли населения. Жители Европы сталкиваются в повседневной жизни с представителями ислама и иных рас достаточно часто, и проявления ксенофобии релевантны этому соотношению. В то же время число нападений на евреев непропорционально их количеству в европейских странах, если допустить бытовую ксенофобию как неизбежную норму. Дина Порат заметила, что 70% антисемитских инцидентов не попадают по разным причинам в полицейскую отчетность.
Разумеется, за рамками доклада не осталась ситуация в России, где центральным сюжетом стала история с возрождением «ритуальной» версии убийства семьи последнего императора Николая II, которая прозвучала на конференции, организованной Русской православной церковью осенью 2017 года. В связи с этим исследователи отметили, что наряду с новыми формами антисемитизма вновь появляются традиционные мотивы нетерпимости, берущие начало в возрождающихся религиозных предрассудках. В случае с соседней Украиной это связано с ростом националистических настроений, что нашло отражение в страницах исследования, которые посвящены героизации Симона Петлюры и Романа Шухевича.
Тель-Авив–Москва
комментарии(0)