0
5496
Газета Факты и комментарии Печатная версия

21.03.2018 00:01:00

Церковно-приходская высшая школа

Нужны ли вузам собственные храмы и священники

Тэги: патриарх кирилл, дамир мухетдинов, высшее образование, религия, светскость, оксфорд, кембридж, теология, домовые храмы, легойда


патриарх кирилл, дамир мухетдинов, высшее образование, религия, светскость, оксфорд, кембридж, теология, домовые храмы, легойда Глава РПЦ считает, что церковь может предложить студенту «ориентиры, от которых зависит не только его будущая жизнь, но и будущее нашего общества в целом». Фото с сайта www.patriarchia.ru

Патриарх Кирилл призвал обеспечить священниками и домовыми храмами российские вузы. Об этом он сказал 16 марта с.г. на заседании Высшего церковного совета (ВЦС). Глава РПЦ считает, что настало время восстановить ту связь церкви и системы образования, которая существовала до революции.

«Через эти храмы у образованной части нашего общества может формироваться представление о православии, чтобы стирались стереотипы в том числе о том, что наука и религия находятся в вечном конфликте, – считает патриарх. – Работа капелланов должна помогать студентам и профессорам отвечать на те критические вопросы, которые возникают в обществе, которые обращаются в адрес церкви... Не всегда ее ответы достигают университетской среды». Священник «призван» предложить студенту «ориентиры, от которых зависит не только его будущая жизнь, но и будущее нашего общества в целом».

Отстаивая свое предложение, патриарх ссылается на западный опыт. «Университетский священник, домовая церковь в вузе – это демонстрация исторической и существующей до сих пор связи христианства и науки. Вы найдете университетскую церковь и в Оксфордском, и в Гарвардском университетах. Многие бывали в тех странах и видели, что там присутствие капеллана в университете так же естественно, как присутствие профессора», – заявил он членам ВЦС.

Однако в российских университетах обучаются не только христиане, но и представители иных религиозных культур. Как они отнесутся к предложению, в котором Московский патриархат в очередной раз проявляет себя в качестве доминирующей религиозной организации страны?

«С утверждением патриарха Кирилла о том, что в западной культуре христианство и наука не антагонисты, но академическая наука веками питалась из источника христианской мысли, не поспоришь, – ответил на вопрос «НГР» заместитель председателя Духовного управления мусульман РФ муфтий Дамир Мухетдинов. – Подобно тому, как западная традиция учености созрела в монастырской среде, в мусульманской цивилизации университеты выросли из интеллектуальных кружков в стенах мечетей». Однако «введение в структуру университетов религиозных организаций (будь то православных, мусульманских, буддийских, иных), финансирование капелланов из бюджетов вузов требует широкого общественного обсуждения», – считает мусульманский деятель. Он отметил, что «не все традиции прошлого возможно напрямую переносить в современную нам правовую действительность». Ведь «в период, когда при каждом западном и российском университете или колледже были домовые церкви, к обучению там (не говоря уже о преподавании!) не допускались женщины, а мусульмане  в Российской империи почти не учились в университетах, так как потом не могли быть даже аспирантами, не говоря уже о возможности преподавать в средней и высшей школе (кроме лекторов своих родных языков)».

По мнению директора Центра религиоведческих исследований «Религиополис» Екатерины Элбакян, «странно выглядят и опасения патриарха по поводу неспособности педагогов без помощи «капелланов» отвечать на критические вопросы общества в адрес церкви. «В адрес церкви, как мне видится, возникают вопросы отнюдь не связанные с вероучительным и культовым ядром религии. Вопросы вызывают те аспекты деятельности церкви, которые можно назвать социальными – то есть то, как она представлена в обществе. Поэтому вряд ли подобный имидж в нынешней ситуации могло бы улучшить создание вузовских домовых церквей», - говорит эксперт.

«Думая, нужен ли такой храм для студентов нашего вуза, я прихожу к мнению, что, скорее всего, его содержание падет дополнительным бременем на сам вуз, так как наши студенты живут не в кампусе при университете, а либо в своих московских квартирах, либо ездят из отдаленного общежития, – поделился с «НГР» своим мнением доцент школы филологии НИУ ВШЭ Михаил Павловец. – Вряд ли среди них найдется достаточное количество прихожан, чтобы материально поддерживать храм, тем более что в паре сотен метров от каждого из корпусов университета, где я работаю, обязательно имеется действующая церковь».

«Священники, служащие в храмах при вузах и занимающиеся там просветительской работой, призваны удовлетворять самым взыскательным требованиям, - также сказал патриарх Кирилл членам ВЦС. - Желательно, чтобы у вузовского пастыря было высшее светское образование; в каких-то случаях это необходимое условие, потому что священник должен находиться на том же образовательном уровне, что и студенты и преподаватели», – сказал глава РПЦ. 

Дамир Мухетдинов отметил то же самое в отношении вероятных вузовских «капелланов» иных религиозных традиций. «Без наличия такой прослойки священников сама идея капелланов, имамов, раввинов и т.д. при университетах будет очень скоро дискредитирована и в глазах студенчества, и в глазах скептически настроенных преподавателей, которых сегодня немало», – сказал нашему изданию зампред ДУМ РФ.

Не останавливаясь на забавном допущении, что священники РПЦ по своему образовательному уровню в принципе могут находиться ниже студентов, и в иной ситуации в церкви с этим мирятся, отметим, что разрешение указанной патриархом проблемы представляет собой еще одно направление сращивания церкви с системой образования, которое не в меньшей степени подвергается критике. Во многих вузах создаются кафедры теологии. Сама теология под давлением церкви признана академической дисциплиной. По теологии уже защищена диссертация, причем в академической среде существует мнение, что ученая степень была присуждена с нарушениями (подробнее в «НГР» от 20. 09.17). Летом 2017 года Общецерковная аспирантура РПЦ получила лицензию Рособрнадзора на ведение образовательной деятельности, а 15 февраля с.г. – государственную аккредитацию. На предыдущем заседании ВЦС, 28 февраля с.г., патриарх Кирилл заявил: «Поддержка теологии государством никоим образом не ставит под сомнение принцип светскости образования, но зато является, если хотите, символическим финалом той ценностной системы образования, которая была создана не академическим сообществом, а партийными идеологами и была агрессивно-атеистической». «Теолог – равноправный участник общественных дискуссий, теоретических, философских» – добавил он. 

Церковь одновременно торит разные пути проникновения в систему образования. Известно, что самого очевидного из них – сотрудничества на академической основе – за все эти годы так и не получилось. Мы можем увидеть это на примере проблем, которые сложились во взаимодействии госвузов Петеребурга и Санкт-Петербургской духовной академии, о чем в 2016 году рассказал преподаватель СПбДА протоиерей Константин Костромин. Хотя в городе действует православная межвузовская ассоциация «Покров», государственные университеты не видят в духовной академии равноправного партнера, жалуется Костромин. «Связи с Санкт-Петербургским государственным университетом (СПбГУ) носят прежде всего личный характер. Между академией и университетом нет договора о сотрудничестве. Ректоры университета всегда считали и считают свое положение значительно более высоким, чем положение ректора академии... Именно таким положением дел объясняются трудности по возвращению университетского храма, которые увенчались успехом, хотя и без особых перспектив», - пишет преподаватель духовной академии. Он также сообщает, что заключение договора возможно, если только в каждом вузе будет создан теологический факультет, поскольку другие факультеты «не занимаются учебной или научной деятельностью, напрямую пересекающейся с интересами духовной академии». Вероятно, подобные доклады побудили патриарха Кирилла лоббировать создание как теологических факультетов, так и университетских храмов.

Поскольку новое предложение патриарха раскритиковали, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда 19 марта в соцсети разместил ссылку на новость о реставрации университетского храма в Оксфорде и приготовился к «возмущенной реакции наших передовых блогеров и журналистов».

Предлагаем вниманию читателей такую реакцию, причем не блогеров, а экспертов. Екатерина Элбакян: «Первые колледжи в Оксфорде – Баллиоль и Мертон, основанные в XIII веке, были предназначены для обучения священнослужителей. Такая традиция продолжалась до конца XIX века, когда университет изменил статус и стал практиковать обучение на основе светских наук. По аналогичной модели возник и Кембриджский университет, в котором изначально обучались будущие священнослужители, и лишь к концу XIX века там появился первый колледж для девушек – Гиртон, а заодно, наряду с гуманитарными, были введены научные дисциплины светского образования».

«Ссылки на западный опыт некорректны, так как в той же Европе «клир» и «мир» имеют куда более крепкие и успешные традиции взаимодействия, чем в России, где религия нередко использовалась государством в репрессивных целях, – считает старший научный сотрудник Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева НИУ ВШЭ Олег Морозов. – Например, во время «мрачного семилетия» Николая I правительство развернуло борьбу с инакомыслием в университетах и запретило преподавать философию, заменив ее богословием. Как сказал тогда министр народного просвещения Платон Ширинский-Шихматов, «польза философии не доказана, а вред от нее возможен». Если капелланы придут в современные вузы, не начнется ли то же самое? В том же Оксфорде присутствие англиканских часовен и домовой церкви устраивает далеко не всех, ведь сегодня в университетах пересекаются люди очень разных убеждений, национальностей и религий».

О различиях в традициях отечественного и западного университетского образования напоминает и Екатерина Элбакян. «В России традиция высшего образования изначально возникла как сугубо светская, – говорит она. – Еще Петром I была проведена достаточно жесткая демаркация между светской и церковной сферами, при этом вторая была подчинена первой. Возникший позднее Московский университет, затем Межевой институт (позднее ставший Московским институтом инженеров геодезии и картографии), другие вузы были не церковными, а светскими учебными заведениями, тогда как у церкви традиционно существовали собственные, духовные образовательные учреждения – семинарии и академии».

«Еще более странной в нынешней ситуации видится апелляция к «западным образцам», когда, с одной стороны, Запад подвергается критике и указывается на самобытный путь России, а с другой – при обсуждении вопросов о тех же кафедрах теологии или, как теперь, о домовых церквах при вузах появляются ссылки на западный опыт. Тогда, может быть, и руководить университетами предложат мэру Москвы, по опыту Оксфордского, где его ректор – герцог Эдинбургский принц Филипп, а заместитель ректора – светский профессор? Потом саму церковь вернуть в статус государственного департамента, и так далее, вплоть до замены гражданского кодекса «Домостроем»?» – задается риторическим вопросом Элбакян.

О своих наблюдениях за жизнью университетского кампуса в германском городе Трир «НГР» рассказал Михаил Павловец. Рядом с территорией кампуса университета, по его словам, «есть небольшой католический храм святого Августина, при котором существуют две общины – городская община святой Эдит Штайн и университетская католическая община». «Вряд ли община имеет прямое отношение к Университету Трира – по крайней мере ни на сайте, ни в справочнике вуза такой информации найти не удалось, но в привлечении студентов очевидно заинтересована: рядом со входом в храм дверь ведет в молодежное кафе, где продаются напитки за полцены даже по сравнению с дешевой студенческой столовой, есть места для работы и общения, светские и церковные журналы, – рассказывает Павловец. – Но кафе обычно полупустое – у него слишком много конкурентов среди заведений на территории кампуса, да и находится оно на отшибе, а храм, судя по наблюдениям, в основном посещают местные пенсионеры и мамы с детьми (при храме есть небольшой католический детский сад неполного дня)». «Наличие храма неподалеку от кампуса не удивляет:  и католическая и протестантская церкви выполняют в Германии прежде всего социальную роль: помогают нуждающимся, содержат качественные детские сады и школы, клиники и даже кладбища, куда попасть могут только дети членов общины, платящие специальный налог, отказ от которого лишает тебя права на эти услуги, – поясняет наш собеседник. – Кроме того, большинство студентов иногородние и даже иностранные и живут на территории кампуса, некоторые из них действительно могут быть религиозными и нуждаться в молитве, а до ближайшего храма из кампуса добираться им пришлось бы на автобусе».

Выдвигая свои предложения, патриарх Кирилл просит не считать их очередным «клерикальным наступлением» на образование. Однако у экспертов иное мнение. «Это очередная попытка РПЦ нанести удар по светской культуре, что не сулит университетам ничего хорошего», – считает Олег Морозов. «Предложение патриарха Кирилла организовать в России культовые объекты при вузах нельзя считать неожиданным, – отмечает Екатерина Элбакян. – После введения священнослужителей в преподавательский состав светских институтов, университетов и академий или учреждения для них штатных должностей в Вооруженных силах со строительством храмов в воинских частях даже странно, что вузы до сих пор «провисали». По мнению религиоведа, «поколение, которое составляло основную паству православной церкви в России, сменяется новыми поколениями, с которыми церковной организации работать сложнее». «Религиозность никуда не исчезает, но она заметно не та, которая была присуща поколениям, воспитанным в советский период, и одними обрядами и богатством убранства молодежь в храм не заманишь», – говорит эксперт. Однако если применять административный ресурс, принуждая студентов посещать богослужение, то можно добиться противоположного эффекта, добавляет Михаил Павловец, и «церковь станет источником смуты и раздора: нынешнее поколение очень не любит, когда с ним говорят административным языком и попирают его законные права».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Вдруг на затылке обнаружился прыщик

Вдруг на затылке обнаружился прыщик

Алексей Туманский

«Детский» космос и репетиция мытарств в повестях Александра Давыдова

0
1093
Домоправители мира сего

Домоправители мира сего

Михаил Стрелец

Христианские конфессии дружно претендуют на этический контроль над разрешением проблем экологии

0
2607
Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
2151
Две судьбы русского православия в Прибалтике

Две судьбы русского православия в Прибалтике

Милена Фаустова

Эстония требует запрета «московской» церкви, а Латвия выделяет ей финансирование

0
2735

Другие новости