Сельскому священнику трудно собрать сумму пожертвований, достаточную для того, чтобы архиерей был доволен. Фото Геннадия Михеева/PhotoXPress.ru
В Центральном доме туриста в Москве 1 августа с.г. должно состояться мероприятие, звучно именуемое «Всепоместный православный собор». На соборе пройдет «церковный суд», где за ересь экуменизма будут «осуждены» первоиерархи всех канонических православных Церквей, включая патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Вселенского патриарха Варфоломея. Суду и отлучению иерархов решил предать активист Валерий Сутормин. Бывший работник Спасо-Андроникова монастыря Сутормин известен своими экстравагантными выходками. Эскапада Сутормина (далеко не первая) проходит на примечательном фоне. В Татарстане группа священников РПЦ также осудила патриарха Кирилла за экуменизм и отказалась поминать его за богослужением.
Распоряжением правящего архиерея мятежные клирики запрещены в служении, но втайне совершают обряды на дому. Их шестеро. Двое из Нурлатского района: иеромонах Христофор (Плетнев), настоятель храма Тихвинской Божьей Матери в селе Тюрнясево; священник Роман Томилов, настоятель храма Апостолов Петра и Павла в селе Старые Челны. Настоятель храма Архистратига Михаила в селе Слобода Черемуховая священник Илия Головкин, глава прихода храма Николая Чудотворца села Слобода Петропавловская иеромонах Митрофан (Нейков) – из Новошемшинского района. Настоятель храма Святого Димитрия Солунского священник Владимир Хаипов – из села Калейкино Альметьевского района. Иеромонах Гермоген (Соколов) — из Болгара, создаваемой с нуля властями Татарстана древней столицы Волжской Булгарии, где руководит Свято-Троицким храмом.
Причины ухода в раскол священники указали в своих видеообрашениях к пастве. «Когда я узнал, что патриарх Кирилл нас предал (имеется в виду Гаванская встреча патриарха с папой Римским Франциском 12 февраля 2016 года. – «НГР»), пошел в неповиновение, – говорит священник Владимир Хаипов. – Собрал людей, тех, по крайней мере, кто ходил в церковь, и сказал им, что больше не могу поминать патриарха Кирилла как великого господина и отца нашего. Если патриарх – предатель (православия. – «НГР»), значит, и я предатель». Священник предложил верующим служить царским чином (то есть без поминания патриарха. – «НГР»), но отклика не нашел. О том, что состоявшееся в октябре 2015 года Всеправославное совещание в Шамбези и встреча в Гаване – это «экуменические сборища», Хаипов докладывал в 2016 году в рапорте своему архиерею – епископу Альметьевскому Мефодию (Зайцеву). Якобы состоявшаяся, как утверждает Хаипов, в Гаване совместная молитва патриарха Кирилла с папой Франциском ввергает Кирилла под действие 45-го Апостольского правила, где сказано: «Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся только, да будет отлучен. Если же позволит им действовать как-либо, яко служителям Церкви, да будет извержен». Он разбирает преамбулу послания Всемирного саммита религиозных лидеров, состоявшегося в 2006 году в Москве с участием РПЦ: «Мы, главы и посланцы христианских, мусульманских, иудейских, буддийских, индуистских и синтоистских общин», – добавляя к тексту «имеем одного и того же Всевышнего» (этого оборота в оригинале нет). «Что противоречит словам Евангелия: «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть», Евангелие от Матфея, 11, 27. На встречах с мусульманами, иудеями и буддистами патриарх Кирилл, называя их братьями, в то же время умалчивает о вероисповедных разногласиях с ними, что выглядит как смешение христианства с этими религиями. Нам предлагается заменить учение святых отцов богословским мнением патриарха Кирилла (Гундяева) и митрополита Илариона (Алфеева)». На основании того, что патриарх Кирилл якобы молится вместе с инославными и нехристианами, Хаипов сообщил своему епископу, что прекращает поминать патриарха.
Иеромонах Христофор (Плетнев) в своем видеообращении пожаловался на то, что их «непоминающую» группу поддерживают в основном простые прихожане, а священники поддались «проискам еретического священноначалия» во главе с патриархом Кириллом. «Я не говорю об «упоротых» экуменистах. Я говорю о простых священниках, которые ревновали за истину Христову и сами старались жить благочестиво. Но они ничего не делали и свою паству не просвещали. Духовные очи сердца помрачались с каждым месяцем. Так что они стали в конечном счете апологетами Гундяева».
Под «еретическим священноначалием» иеромонах Христофор подразумевает и своего правящего архиерея – епископа Чистопольского и Нижнекамского Пармена (Щипилева), переведенного в 2015 году из Ростовской области на недавно образованную кафедру.
Епископ в беседе с татарстанскими СМИ заявил, что антиэкуменизм взбунтовавшихся «отцов» (пятеро относятся к его епархии) инспирирован несколькими причинами: низким уровнем образования бунтовщиков, узким кругозором, отсутствием чувства дисциплины и нежеланием заниматься реальной работой по просвещению прихожан, профилактике алкоголизма и наркомании.
Епископ Чистопольский в данном случае скорее всего прав, сказал «НГР» протодиакон Андрей Кураев. «Непоминающие в России и Украине как раз отличаются низким уровнем образования и при этом фанатическим почитанием специфической литературы вроде работ схиархимандрита Рафаила (Карелина). Каноны разрешают священнику отрекаться от своего епископа лишь в случае, когда епископ ведет неправедную жизнь или же проповедует заведомую ересь. Ничего такого в действиях патриарха Кирилла нет».
Эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов в беседе с «НГР» сказал, что с бунтом священников не все так однозначно, как говорит епископ Пармен. «Магистерская работа Христофора (Плетнева) посвящена английским святым первого тысячелетия н.э. Это говорит, что он знает языки, у него широкий научный и общий кругозор. У антиэкуменического бунта в Татарстане есть другая сторона. А именно – недовольство политикой местных епископов, которые с каждого прихода требуют регулярной сдачи в церковную казну отчислений. Для деревенских священников в Татарстане и 20 тысяч рублей в месяц неподъемная ноша».
По данным «НГР», каждое сельское благочиние Татарстанской епархии в месяц сдает по 100 тыс. руб., городское – больше, в зависимости от того, насколько город крупный и экономически развитый. Из Болгара ежемесячно отчисляется 200 тыс. руб. Из Нижнекамска, центра республиканского нефтехима, – полмиллиона. Как сообщают «НГР» источники в церковной среде Татарстана, Пармен (Щипилев), как только был переведен в Чистополь из Ростова-на-Дону, сразу занялся фискальной дисциплиной, карая ослушников прещениями. Некоторые сельские священники были вынуждены брать кредиты, чтобы уплатить положенный церковный налог. Исключений не делают даже для самых отдаленных и малочисленных приходов, где клир порой вынужден жить впроголодь.
Наблюдая такой управленческий стиль, поволжское сельское духовенство с ностальгией вспоминает бывшего митрополита Татарстанского Анастасия (Меткина), руководившего епархией с 1989 по 2015 год. Несмотря на постоянно витавшие вокруг имени Анастасия скандалы, этот архиерей в плане налогообложения приходов был либерален. «Как говорят священники, с сельского прихода-«середняка» Анастасий брал максимум 5 тыс. в месяц, а с отдаленных сельских церквей вообще мог не брать», – говорит Раис Сулейманов. По сведениям «НГР», священники из местной глубинки боятся визитов на приход церковного начальства, чего в архиерейство Анастасия не было. Такие настроения местного клира и отдельных прихожан аккумулируются в направленность против патриарха Кирилла. Выделение из некогда цельной Татарстанской митрополии Чистопольской и Альметьевской епархий (которые по структуре повторяют местные дореволюционные викариатства), произошло при Кирилле. Как и архиерейские назначения в Татарстан: епископом Чистопольским Пармена (Щипилева), а митрополитом Казанским Феофана (Ашуркова).
«Если епархиальные перемены в Татарстане связаны с расколом, то чисто психологически, – считает протодиакон Андрей Кураев. – Но даже если это так, то это не канонический повод для отрешения от первоиерарха. Когда, как говорится, жить стало невыносимо, лучше просто снять сан».