Андрей Парубий и патриарх Филарет, кажется, уже празднуют победу над оппонентами из Московского патриархата. Фото с сайта www.rada.gov.ua
На молитвенном завтраке в Верховной раде 1 июня с.г. председатель украинского парламента Андрей Парубий сказал: «Мы не позволим российским оккупантам расшатать межконфессиональный мир в Украине через своих агентов влияния». Это заявление прозвучало спустя две недели после того, как временно были заморожены наделавшие шум законопроекты № 4128 и № 4155, касающиеся религиозных организаций Украины (подробнее в «НГ» от 17.05.17). Еще до обсуждения на очередном заседании Верховной рады – 18 мая – в Украине возник широкий общественный и политический резонанс.
За два дня до этого президент Украины Петр Порошенко получил письмо протеста от патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Одновременно глава РПЦ обратился с воззванием к предстоятелям поместных православных Церквей, папе Римскому Франциску, генеральному секретарю Всемирного совета церквей (ВСЦ) Олафу Фюксе Твейту, а также Владимиру Путину, Эмманюэлю Макрону и Ангеле Меркель, главам государств – участников «нормандского формата» по Украине. По некоторым данным, 17 мая с.г. посол Украины в Ватикане Татьяна Ижевская была «приглашена» в государственный секретариат Святого престола. Там ей якобы выразили глубокую озабоченность тем, что в Украине хотят создать правовую базу для вмешательства светского государства в церковную жизнь. Против проектов украинских парламентариев выступили главы Сербской, Антиохийской, Александрийской православных церквей. Вчера к ним присоединился Иерусалимский патриарх Феофил. В день обсуждения «церковных законов» возле стен Верховной рады собралось более 1500 верующих из Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП).
Как итог – к 18 мая документы были в повестке дня Верховной рады, но их рассмотрение не состоялось. «Мы должны не просто трижды, а триста трижды подумать перед тем, как вообще в какие-то вопросы, связанные с религией и Церковью, вмешиваться через законодательные действия. Мы не должны это рассматривать, и мы это рассматривать не будем», – заявил 18 мая с.г. замруководителя фракции «Блок Петра Порошенко» (БПП) Антон Гончаренко.
Депутат от «Народного фронта» Виктор Еленский – соавтор законопроекта о принципах смены религиозной организацией своей юрисдикции
(№ 4128) – в беседе с «НГР» сказал: «Те, кто считает, что проект несет раскол и сумятицу, не читал его. Украинское религиозное сообщество законопроекта тоже не читало. 18 мая я встречался с участниками митинга протеста против документов – бабушками из глубинки, которых привезли под стены Верховной рады. Они тоже текста в глаза не видели. Им сказали, что мой законопроект подразумевает лишение их храмов. Но те, кто завез в Киев бабушек из деревень, я думаю, как раз мой документ читали». Как пояснил Еленский, организовал «стояние бабушек» под стенами парламента депутат от «Оппозиционного блока» Вадим Новинский. «Я ему ранее объяснял суть законопроекта в мельчайших подробностях. Но ему это не очень интересно. Ему куда интереснее его личный законопроект, но он не стал его вносить. Накануне он получил из Москвы команду: никаких разговоров о возможности перехода религиозных общин из одной юрисдикции в другую вообще не вести. Новинскому в Москве советовали, как бы это выразиться, создавать события вокруг текущих законопроектов».
Проект № 4128, по словам Еленского, – результат многочисленных обращений верующих из разных регионов Украины. «Верующие говорят, что не могут реализовать статью 8 закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях». Мой законопроект подразумевает, что вопрос о смене общиной ее юрисдикции решается на общем собрании общины. На собрании общины, а не на местном референдуме, как утверждает патриарх Кирилл. В документе еще прописано: члены общины, которые голосуют на общем собрании за изменение юрисдикции своей общины, должны подтвердить свой выбор личными подписями, с указанием паспортных данных. Руководящий орган общины должен подтвердить правомочность собрания».
Законопроект авторства Еленского и другой документ – № 4511 – были жестко раскритикованы в Послании Синода УПЦ МП епископату, духовенству и мирянам, опубликованном 30 мая с.г. «Некоторые политики пытаются вмешиваться в дела Церкви, – говорилось в Послании. – Не надо называть нас «московской Церковью» только потому, что мы храним 1000-летнюю духовную традицию, которая берет
Верующие Московского патриархата провели акцию протеста у Верховной рады. Фото Reuters |
начало от Крещения Киевской Руси. Преодолеть церковный раскол можно только путем откровенного и искреннего диалога. Сегодня, в ситуации неприкрытой агрессии со стороны «Киевского патриархата» (КП), диалог стал невозможным». Послание принималось в Покровском монастыре Харькова и было приурочено к 25- летней годовщине Харьковского собора 1992 года. 30 мая 1992 года на Соборе в Харькове 20 украинских архиереев отрешили тогдашнего предстоятеля Киевской митрополии Филарета (Денисенко) от должности и вместо него избрали главой Церкви митрополита Владимира (Сабодана) – на тот момент управляющего делами Московского патриархата, а затем объявившего себя Киевским патриархом. Послание Синода УПЦ МП от 2017 года помимо осуждений действий украинских депутатов стало также аллюзией на болезненные для Денисенко исторические события. Проводилась скрытая параллель между президентом Украины Петром Порошенко и тогдашним главой украинского государства Леонидом Кравчуком. Кравчук – друг и союзник Денисенко еще с советских времен. Порошенко, когда в октябре 2015 года поздравлял Филарета с 20-летием его руководства Киевским патриархатом, сказал: «Я желаю Украине и в будущем иметь такого патриарха, как вы, ваше святейшество».
Комментируя Послание юбилейного Синода в Харькове, Виктор Еленский сказал: «В Украине к патриарху Кириллу и Владимиру Путину такое же отношение, как и в России к патриарху Филарету и нашему президенту.
К моему законопроекту Синод УПЦ МП, если говорить образно, выразил такое отношение: дескать, придут вооруженные люди в камуфляже и будут захватывать храмы УПЦ МП. Все это бред и чепуха. Приведу случай из практики. В одном украинском селе 210 православных верующих. 175 человек из них хотят перейти в Киевский патриархат. Им говорят: «Меняйте юрисдикцию, но сельский храм тогда оставьте нам». А те, кто хочет уйти в Киевский патриархат, поясняют, что они строили в свое время этот храм и имеют право там молиться. Этот храм строился на личные средства членов общины. В Российской империи в губерниях Правобережной Украины так строили большую часть храмов. Если на село один такой храм, где молились деды и прадеды сельчан, почему одна часть потомков этих верующих при уходе в Киевский патриархат должна отдавать храм в исключительное пользование членам Московского патриархата? В такой ситуации надо обеспечить в храме поочередное богослужение, как это было в свое время у православных и грекокатоликов в Галичине. Или же члены УПЦ МП, оставляя храм себе, должны помогать другим верующим строить свой храм. При взаимном интересе сторон эти вопросы можно было бы урегулировать без митингов. Можно критерием правомочности утвердить голосование по смене общиной юрисдикции не только большинством голосов, но и двумя третями, тремя четвертями. Но в России не хотят и говорить об этом. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков уверяет, что Россию беспокоит судьба Русской церкви в Украине. А меня, депутата Верховной рады Украины, при словах Пескова беспокоит судьба Украинской церкви».
Другой спорный законопроект, под № 4511, касается особого статуса религиозных организаций, «чьи управляющие центры находятся в государстве, признанном Верховной радой государством-агрессором». Пояснительная записка к документу четко говорит, что «страна-агрессор» – Российская Федерация: «С начала 2014 года в Украине наблюдаются дестабилизация мирного процесса, деятельность террористических группировок и военная агрессия на востоке государства». В Донбассе и Крыму, считают народные депутаты, «наблюдаются неоднократные случаи ущемления религиозных прав и свобод, разрастание религиозного конфликта, что имеет негативное влияние на дальнейшее развитие религиозной среды» Украины.
Как пояснил «НГР» соавтор законопроекта депутат от «Блока Петра Порошенко» Александр Бригинец, документ в первую очередь касается деятельности в Украине УПЦ МП. «Война Московского патриархата против Украины идет уже очень давно, – утверждает депутат. – Не признавать этого – прятать голову в песок. Когда недавно было чествование погибших украинских воинов, представитель патриарха Кирилла митрополит Онуфрий (Березовский, митрополит Киевский. – «НГР») отказался вставать. Кто хочет увидеть в нашем законопроекте признаки межрелигиозного противостояния, не видит, что это противостояние давно делается руками Московского патриархата. Чем скорее мы вылечим эту болезнь, тем лучше». Бригинец допускает, что Церквами из «страны-агрессора» могут быть признаны и другие действующие в Украине религиозные институции. «Все нормы, прописанные в текущей редакции законопроекта, носят временный характер: пока Российская Федерация является страной-агрессором. В тексте законопроекта прописано, что Церковь из страны-агрессора должна публично признать верховенство украинского законодательства. Почему московская Церковь (УПЦ МП. – «НГР») так боится признать верховенство украинских законов? Наверное, потому, что патриарх Кирилл им не дозволяет». Законопроект, по словам его автора, обсужден в профильных комитетах Верховной рады: «Надеюсь, что в ближайшее время его рассмотрят».
Украинский политолог Владимир Скачко советует обратить внимание на то, что на молитвенном завтраке в Верховной раде помимо Парубия присутствовали премьер Украины Владимир Гройсман, секретарь Совета национальной безопасности и обороны Александр Турчинов, лидер партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко и глава УПЦ КП Филарет. «Раз Парубий в таком окружении объявляет православную Церковь в Украине врагом Украины, значит, вопрос решен. К обсуждению скорее всего вернутся или на очередном пленарном заседании, которое 6 июня, или чуть позже. Потом депутаты уйдут до осени на каникулы, а затягивать этот вопрос до осени сейчас – непозволительная трата времени». По словам Скачко, Владимир Путин и Дональд Трамп «еще не могут встретиться, чтобы решить, что делать с украинским режимом, чем режим спешит воспользоваться». Такое поведение киевских властей, как говорит эксперт, обусловлено тем, что правящая правительственная коалиция терпит крах. «Блок Петра Порошенко» и «Народный фронт» Арсения Яценюка, на союзе которых держится нынешнее правительство, не могут договориться между собой. Кризис обусловлен еще тем, что соратники Порошенко не хотят утверждать Яценюка главой Нацбанка Украины. Сейчас они торгуются, а жертва торга – украинское православие».
Скачко отметил, что на молитвенном завтраке Юлия Тимошенко старалась выглядеть миротворцем. «Юлия Владимировна, как и прежде, старается сохранить свое платье белым, чтобы потом, когда все переругаются, въехать в политику на белом коне. Поэтому она сейчас показывает, что не желает религиозной войны в Украине. А между тем Тимошенко – соавтор законопроекта о признании УПЦ МП Церковью из страны-агрессора», – заключил политолог.