Борьба с нетрадиционными движениями становится академической классикой. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
В Уральском государственном экономическом институте (УрГЭУ) началось чтение пилотного курса образовательной программы «Основы духовной безопасности». Сообщение об этом на сайте регионального правительства характеризует программу как направленную на «противодействие деструктивному влиянию тоталитарных сект и экстремистских течений». Этот курс дал старт практике преподавания антикультовых дисциплин в государственных вузах России.
Дисциплине, которая будет преподаваться студентам третьего курса, отвели 6–8 академических часов. Старший преподаватель кафедры теологии Миссионерского института Екатеринбургской епархии (МИ) Константин Корепанов, один из разработчиков курса, в эфире «Свердловского областного телевидения» рассказал, что он разделен на четыре блока, указывающих набор превентивных мер, позволяющих «не залезать туда, куда залезать не надо» и самостоятельно улавливать момент, в который молодым человеком начинают манипулировать. Он затрагивает вопросы религиозного и политического экстремизма, духовно-нравственных идеалов традиционных религий России, а также рассказывает студентам о так называемом «сектантстве» и его опасностях. «Наши преподаватели уже прочитали этот курс студентам-третьекурсникам УрГЭУ, – рассказала ректор института Наталия Дьячкова. – Лекции были восприняты весьма положительно и руководством вуза, и студентами. Наша программа там читалась в рамках обязательной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». Эта дисциплина есть в образовательном стандарте по всем направлениям подготовки специалистов, но на уроках ОБЖ в первую очередь учат действовать при пожаре, техногенных катастрофах, а вот защитить себя от ментального влияния, которое может разрушить твою жизнь и жизнь твоих близких, не учат». Слова ректора приводят официальные сайты Екатеринбургской епархии РПЦ и правительства Свердловской области, что позволяет говорить о том, что взгляды церковников и чиновников на новый предмет в целом совпадают.
Как сообщает сайт правительства области, Министерство общего и профессионального образования Свердловской области уже одобрило программу екатеринбургских богословов. Необходимо заметить, что педагогические инициативы Миссионерского института Екатеринбургской епархии (его первые выпускники защитили свои дипломы в декабре 2016 года) не ограничиваются «Основами духовной безопасности» для студентов. При участии Наталии Дьячковой в феврале с.г. прошел преподавательский семинар, рабочими секциями которого стали «Педагогические условия духовно-нравственного воспитания на уроках русского языка и литературы» (именно ею руководила Дьячкова), «Духовно-нравственное образование и воспитание в процессе изучения предметов естественнонаучного цикла» и «Целевые ориентиры и практики духовно-нравственного воспитания в дошкольном образовании». Это значит, что введение аналогичных курсов в других вузах Свердловской области, возможно, не за горами. Представители миссионерского института подчеркивают гибкость учебного плана, учет специфики и особенностей конкретного вуза, а также нейтральный характер новой программы: по их словам, она строилась с расчетом на то, чтобы его в равной мере могли воспринимать и атеисты, и мусульмане.
Однако эти заверения далеко не бесспорны. Опыт предыдущих попыток введения в светский образовательный процесс разработанных учебными заведениями РПЦ образовательных программ и дисциплин, которые призваны «защитить молодежь от деструктивного влияния со стороны представителей тоталитарных сект и экстремистских течений», невозможно признать однозначно удачным. Так, острой критике подвергались школьные курсы, которые были разработаны и начали внедряться в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР). В декабре 2016 года в московской школе № 2065 вспыхнул скандал: родители целого класса учеников написали коллективное заявление в Генеральную прокуратуру (подробнее в «НГР» от 21.12.16). По их мнению, «культурологический аналог курса этики» в рамках дисциплины ОДНКНР – предмет «Истоки» был попыткой навязать их детям религиозную идеологию. Кроме того, тогда же председатель Фонда Андрея Первозванного Наталья Якунина предложила ввести в федеральные образовательные программы предмет «Семьеведение», который в регионах России уже преподается. 9 марта с.г. в Татарстане урок по семьеведению был проведен для школьников в Никольском храме города Лаишево. На занятии затрагивалась тема пропаганды суицида и призывов к участию в «смертельных играх» в соцсетях.
«Похожие программы пробовали обкатывать в школах в рамках ОРКСЭ. На университетском уровне духовная безопасность – пилотный проект, – говорит доцент РХТУ им. Менделеева религиовед Станислав Панин. – Он будет реализовываться или не реализовываться в зависимости от его успешности, но по опыту прошлых лет велика вероятность того, что где пилотный проект – там и полномасштабная программа». Возможность участия религиоведов в подготовке программ данного направления ему представляется маловероятной. «Даже эта программа разрабатывается Миссионерским институтом Екатеринбургской епархии, и разрабатывается на богословских рельсах – как и сектоведческие, и антикультистские проекты. Они уже достаточно прочно отошли к ведомству миссионерских кафедр и таких же отделов в епархиях», – сказал он «НГР». Заявления авторов программы о ее внеконфессиональном характере, по мнению Панина, декларативны. «Люди, которые вовлечены в антикультистские круги, воспринимают это как своего рода войну, а не светский предмет с исследовательскими задачами. Не случайно он попал в курс ОБЖ – пресловутые секты в нем воспринимаются сродни наезду автобуса. Никто не пытается исследовать, во что эти люди верят и чего хотят. Несмотря на то что в комментариях представителей Церкви подчеркивалось, что он предназначен для всех и может слушаться и мусульманами, и атеистами, этот курс, несомненно, конфессионально ориентирован и представляет собой, по сути, разновидность миссионерской работы». Это очередная фаза наступления теологии на предметное поле религиоведения и попытка перехватить экспертизу в области новых религиозных движений (НРД), считает Панин.
Руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин считает курс не только излишним, но и вредным в контексте межрелигиозных и межнациональных отношений. «Духовная безопасность стала симптомом отсутствия гражданских и демократических ценностей в обществе и у представителей Церкви. Сам курс по «духовным основаниям безопасности» был разработан еще в 2010 году в Белгороде. С тех пор во многих епархиях этим курсом обосновывается необходимость поддержки епархий и негласного противодействия другим конфессиям и религиям. На кафедрах теологии также оказалось намного легче использовать курс по «духовной безопасности», чем заниматься наукой и привлекать ученых», – сказал он «НГР». «Яркий пример использования этого понятия в качестве идеологии – это конференция под эгидой РПЦ в Петербурге с подзаголовком: «Импортозамещение смыслов, духовная безопасность, традиционные ценности, общественная консолидация» (II Форум православной общественности, состоявшийся 7 ноября 2016 года в «Санкт-Петербургском художественном музее». – «НГР»). В законодательстве это было воплощено в антимиссионерских положениях «закона Яровой»: власти и Церковь дали ясный сигнал обществу, что безопасность – это прежде всего ксенофобия и неприятие по отношению к инаковерующим, и это единение вокруг враждебности бумерангом вернется к РПЦ, почти как в 1917 году».
Старший преподаватель кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ Павел Костылев полагает, что разработка учебной программы в стенах конфессионального института — это неудачное начало для ее внедрения. «Совместная разработка подобного рода курсов вряд ли возможна. Мне кажется, более правильно было бы сначала обсудить предпосылки и основания подобного курса в академической среде; к сожалению, исторически можно сказать, что когда образовательная инициатива исходит от конфессиональных групп, она редко доходит до беспристрастного академического обсуждения», – сказал он корреспонденту «НГР». Указывает религиовед и на имиджевые проблемы, которыми чрезмерная активность в вопросах образования грозит РПЦ, и на то, что для студентов предмет может стать еще одним случаем зачета ради зачета: «Если конфессиональный курс, не обсужденный академической общественностью, начнет вводиться на федеральном уровне, результатом станет такое же к нему отношение, какое было в дореволюционных школах к «Закону Божиему» или в позднесоветское время к «Основам безопасности жизнедеятельности», – студенты будут слушать его, образно говоря, «из-под палки» (зачет сдавать-то придется), а репутационный ущерб для Русской православной церкви будет очень большим».