Запретили хиджаб ученицам – платок надели учительницы. Фото Елены Афониной/ТАСС
Открытый хиджабный демарш властей и муфтията Чечни против федерального законодательства и директив Минобразования РФ, запрещающих ношение российскими школьницами-мусульманками России головного платка во время уроков, получил многостороннюю поддержку. Это показывает, что недавно актуализировавшийся в Мордовии пресловутый хиджабный вопрос (см. «НГР» от 18.01.17) не исчерпывается только Мордовией или Ставропольем. 27 и 30 января с.г. в Грозном и Казани прошли молодежные акции «Мы любим хиджаб!»
Хиджабный протест раскручивался по принципу спирали. 24 января министр образования Ольга Васильева, комментируя ситуацию в селе Белозерье, в очередной раз озвучила официальную позицию ведомства, запрещающую в школах России хиджаб и другую религиозную атрибутику. «У нас светское образование. Я не думаю, что истинно верующие люди стараются подчеркнуть свое отношение к вере при помощи атрибутики. Это мое глубоко личное убеждение», – сказала Васильева. Министр также добавила: «Конституционный суд принял решение, что хиджабу, как подчеркивающему национальную принадлежность, не место в школе. Поэтому я считаю, что этот вопрос был решен Конституционным судом».
Принятые в мае 2014 года поправки к федеральному закону «Об образовании» предписывают, чтобы одежда российских школьников имела исключительно светский и деловой вид, без признаков религиозной (и другой культурной или субкультурной) атрибутики. Ранее, в конце марта 2013 года, предшественник Ольги Васильевой Дмитрий Ливанов разослал по образовательным ведомствам субъектов Федерации образцы местных нормативных актов, декларирующих требование к школьной одежде. В первом пункте циркуляра говорилось: регионы вводят единую форму одежды для школьников, в частности, с целью «устранения религиозного различия между обучающимися».
О том, что религиозным (в частности, исламским) атрибутам нет места в российской светской школе, неоднократно заявлял президент России Владимир Путин. Как видно, выступая против легализации хиджаба в российской школе, Ольга Васильева говорила не «от себя». Однако на слова Васильевой поспешил отреагировать глава Чечни Рамзан Кадыров. «Конституцией РФ каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, выбирать, иметь, распространять религиозные, иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (глава 2, статья 28)», – написал Кадыров в Instagram. – Видимо, не все чиновники читали эту статью (явный намек на Васильеву и чиновников из Мордовии. – «НГР»)». Глава Чечни был удивлен тем, что в «хиджабном скандале» в мордовском селе Белозерье Ольга Васильева приняла сторону властей, а не защитников прав местных юных религиозных татарок. Фраза министра о ее глубоко личном убеждении насчет того, что верующий не будет демонстрировать свою веру путем атрибутики, у Кадырова вызвала раздражение: «Министр «свое личное убеждение» навязывает миллионам граждан». «Мои три дочери учатся в школе, носят хиджаб, имеют отличные оценки. Ольга Васильева требует, чтобы они сняли платки? Девочки этого никогда не сделают», – заявил Кадыров, показав, что в школах подведомственного ему региона хиджабы де-факто легализованы, хотя в законах Чечни правовой статус хиджаба до сих пор не прописан.
Чеченский лидер заподозрил, что тема несовместимости мусульманских головных платков со светским и деловым стандартом школьной одежды в России «намеренно подброшена», чтобы отвлечь внимание российского общества от реальных проблем в системе российского образования. «Наркомания, пьянство, преступность, систематические посягательства преподавателей на половую неприкосновенность детей. Вот что должно беспокоить всех, кто воюет с хиджабами», – сказал Кадыров. Позицию главы Чеченской Республики поддержало Духовное управление мусульман (ДУМ) региона. 26 января, вскоре после выступления Рамзана Кадырова, муфтий Чечни Салах Межиев заявил о своем осуждении слов Ольги Васильевой и действий властей Мордовии, поскольку в ДУМ Чечни «расценивают это как ущемление прав человека, дискриминацию по религиозному признаку, нарушение Конституции и законов Российской Федерации». Межиев считает что нынешняя глава Минобрнауки РФ, не будучи сама мусульманкой, вообще не имеет права что-то решать или заявлять насчет хиджаба. «Религия ислам уважаема в Российской Федерации и, раз мусульмане имеют право одеваться согласно канонам ислама и традициям своих народов, то почему нельзя учащимся носить платок или хиджаб в образовательных учреждениях? В связи с этим заявляем, что право выбора одежды мусульманками не должно подлежать обсуждению или оспариванию со стороны людей других конфессий».
В защиту хиджаба высказался также депутат Госдумы Шамсаил Саралиев, экс-министр Чечни по делам национальностей. «Каким образом платок на голове у школьницы, нательный крестик или кипа на голове могут помешать жизни государства? – цитируют Саралиева чеченские СМИ. – Попытки выработать единую школьную форму, загнать людей в какие-то рамки – это все оправдание собственной ущербности, которая заключается во внутренней нетерпимости к представителям других наций и вероисповеданий». Тех людей, которые занимают по отношению к хиджабу в школах России позицию, аналогичную позиции главы Минобразования, Саралиев называет «потенциально склонными к нацизму, фашизму, экстремизму и терроризму». Он добавил, что хорошо, раз федеральные чиновники вроде Ольги Васильевой высказывают открыто свое мнение о хиджабе: «Мы все имеем возможность наглядно увидеть их истинную сущность». Расценил позицию Ольги Васильевой как ксенофобскую и муфтий Татарстана Камиль Самигуллин: «Ксенофобия – недуг современного общества, который особенно опасен для нашей многонациональной страны. Именно поэтому я с тревогой в сердце воспринял заявления министра образования и науки РФ, которая выступила против исторических культурных ценностей мусульманских народов России».
В защиту права российских школьниц-мусульманок носить на уроках хиджаб высказался Совет по правам человека при президенте России (СПЧ) в лице члена СПЧ Евгения Боброва. Бобров предложил передать вопрос правового статуса хиджаба целиком в компетенцию регионов, где этот головной убор уже по факту неофициально «прописался», то есть в Мордовию, Чечню, Ставрополье, Татарстан, Дагестан и т.д., и разрешить хиджабы в школах этих регионов. Для этого, по словам Евгения Боброва, «следует указать в профильном законе, что регионы России сами решают, как это делать, и в законе соответствующего региона разрешить ношение хиджабов».
Федеральная власть пока дистанцировалась от разгорающегося скандала вокруг хиджабов. «Сейчас мы бы не хотели становиться стороной этого вопроса», – заявил 26 января пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. В тот же день глава парламента Чечни Магомед Даудов объявил: в Чечне будет инициирован первый в России проект регионального закона, разрешающий школьникам сидеть на занятиях в хиджабах, православных платочках, иудейских кипах и других предметах религиозной одежды. «Такого закона, при котором многовековые традиции дружбы, взаимоуважения и добрососедства народов Чеченской Республики станут еще прочнее», – сказал Даудов.
«Важно посмотреть на формулировки будущего чеченского закона о хиджабе, – сказал «НГР» старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Михаил Рощин. – Если этот закон просто дозволит ношение хиджаба школьницей, это одно, а если на этом будут настаивать, то другое. Надеюсь, Рамзану Ахматовичу посоветуют, как сделать так, чтобы законопроект не вступал в противоречие с федеральным законодательством и Конституцией РФ. И необходимо понимать два важных момента. Первый: говоря о праве школьницы носить хиджаб, мы понимаем, что в большинстве случаев хиджаб на ее голове – это требование ее родителей, которые, в случае чего, и несут ответственность за эту девочку. Ученицы, особенно в начальной школе, часто не в состоянии понять, нужно ли им самим носить хиджаб. Второе: в Чечне, как и на всем Северном Кавказе, традиции ношения хиджабов девочками и девушками никогда не было. Там носили платки. Но не с раннего детства, а по достижении девочкой известного возрастного периода. Практики обязательного ношения хиджаба с детства нет и в арабских странах». Как считает эксперт, строгий запрет хиджаба в российских школах не нужен. «В России много мусульман. Но опять же, наши мусульмане все разные. Лично я знаю многих мусульманок из Москвы, Дагестана и других регионов, которые не носят ни хиджабов, ни платков. Строго говоря, демонстрировать свою веру путем специальной одежды совсем необязательно. Но и не запрещено. Нужно найти спокойный подход, чтобы не взорвать ситуацию на ровном месте».
«Ситуация, которая возникает сейчас вокруг хиджабов, – это популизм, – сказал «НГР» исламовед Алексей Малашенко, консультант программы «Религия, общество и безопасность» Московского центра Карнеги. – Если хочет юная мусульманка носить хиджаб в школе или в вузе, пусть носит, не хочет – ее право. На мой взгляд, нельзя запрещать хиджаб, но и заставлять носить, как делают у нас в некоторых кавказских регионах, тоже нельзя». Эксперт упомянул не так давно бытовавшую в Чечне практику платить деньги девушкам и женщинам за ношение хиджаба в общественных местах. «Рамзан Кадыров на теме хиджаба не только делает себе политический капитал. Ему, судя по всему, самому нравится, когда все женщины вокруг в хиджабах. Повторюсь: покрывать голову или нет – это личное дело каждой женщины. А поток недавних заявлений вокруг хиджабов – это раздувание проблемы на пустом месте. Мы в этом плане идем по пути Франции, Голландии и других стран».
Малашенко считает, что прописывать место хиджаба в образовательном законодательстве нужно, но только по отношению к отдельным регионам, где закрытие запретных частей тела юными мусульманками является распространенным явлением. «Не надо ничего унифицировать. У нас есть регионы, где мусульман почти нет, а есть такие, где мусульман 97% от всего населения, а пятница, день общей молитвы в мечети, – официальный нерабочий день. Золотая середина – это признание того, что религия сугубо частное дело. Если кому-то в регионах так хочется, чтобы школьницы в хиджабах ходили, пусть принимают соответствующие законы на региональном уровне, проводят референдумы. Честные референдумы, а не административно-директивные».
Сюрпризом в хиджабной коллизии стало то, что первый зампред главы Духовного управления мусульман РФ (ДУМ РФ) Дамир Мухетдинов, вопреки ожиданиям, не присоединился к полку защитников хиджаба в школах, а заявил о дискуссионности этого вопроса. «Хиджаб не предписан так строго, как традиционно принято считать в мусульманских сообществах», – сказал Мухетдинов в интервью интернет-газете Lenta.ru. Более того, по словам мусульманского лидера, если российское государство, в ущерб светским образовательным установкам, «примет как должное хиджаб», то тем самым оно рискует «запустить очень опасный механизм». «Завтра у нас в повестке дня возникнет вопрос халяльного питания, чтобы школа на альтернативной основе обеспечивала им мусульман. Можно пойти еще дальше и спросить, нужно ли преподавать теорию Дарвина, разрешает ли шариат уроки рисования, пения и физкультуры. Кто-то потребует раздельного обучения мальчиков и девочек. Государству, учитывая многоконфессиональность и многонациональность страны, необходимо учитывать права меньшинств, в том числе и атеистов, которых в России много». В некоторых исламских СМИ, разочарованных такой позицией, Мухетдинова стали называть «муфтием в погонах», противопоставляя ему Рамзана Кадырова – «защитника мусульман». Любопытно, что совсем недавно на страницах этих СМИ Кадырова обвиняли в «заказном терроре против мусульман», «нарушении прав человеке в Чечне» и прочих грехах.
30 января Общественная палата (ОП) Мордовии поддержала запрет на ношение хиджаба в школах региона. В письме сопредседателя ОП Валерия Юрченкова главе исполкома Всемирного конгресса татар Ринату Закирову говорится: «Чуждые национальным традициям татар религиозные практики, лишь в недавнее время закрепившиеся в Белозерье, вносят раскол и конфликт в немногочисленную и прежде дружную среду татар Мордовии. Проведенный в 2015 году комплексный социологический опрос татар Мордовии показал, что лишь 7% опрошенных татар положительно относятся к распространению в их среде арабских норм и традиций».