Патриарх Кирилл сделал выбор между добром и злом на избирательном участке в филиале МГИМО в Одинцове. Фото РИА Новости
Духовные лидеры России показали пример исполнения гражданского долга, дисциплинированно посетив избирательные участки в единый день голосования 18 сентября с.г. Патриарх Кирилл проголосовал по открепительному талону в Одинцове, а затем отправился на богослужение в монастырь близ элитарной Барвихи. Опустив бюллетень в урну на luxury-участке, глава РПЦ заявил: «Самый важный выбор, который мы делаем в жизни, это выбор между добром и злом, а он потом распространяется на все остальные выборы». Глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин также связал выборы в Госдуму с предписаниями религии, сказав, что участие в выборах – обязанность правоверных.
На этот раз ни патриарх Кирилл, ни кто-либо из духовных лидеров общероссийского уровня не обмолвился о том, какой именно выбор можно считать в пользу «добра». Таким образом, глава РПЦ, в частности, избежал неприятностей наподобие тех, что случились в 2012 году, когда он замолвил слово за «самого достойного кандидата» на президентских выборах. Возможно, поэтому выпады против РПЦ хоть и произошли, но оказались слабой копией акции Pussy Riot. Ловля покемонов Русланом Соколовским не вызвала значимого общественного резонанса, и уж тем более блеклой вышла попытка подобного демарша со стороны петербургского кандидата в депутаты от партии ПАРНАС Аркадия Чаплыгина.
Представители различных партий, исключая ПАРНАС, предпочли не разыгрывать антиклерикальную карту. Хотя церковность и защита «традиционных ценностей» связаны в общественном мнении прежде всего с системными партиями, представленными в Думе как прошлого, так и нового созывов, даже оппозиционное «Яблоко» устами своего лидера Григория Явлинского выразило уважение христианским ценностям. Явлинский в своих предвыборных выступлениях признался, что мечтает о том, чтобы «Яблоко» превратилось в христианско-демократическую партию, и выразил мнение о важной роли Церкви в российском обществе.
Несколько более противоречивой выглядит ситуация в регионах России, особенно в мусульманском сегменте отечественной религиозно-общественной жизни. Муфтий Башкортостана от Совета муфтиев России Нурмагомед Нигматуллин призвал россиян к активному участию в выборах. При этом в заявлении Духовного управления мусульман Республики Башкортостан, сделанном в предвыборный период, читаем такие строки: «Россия достигла значительных положительных перемен за последнее время благодаря кропотливой и целеустремленной работе, курсу, взятому Владимиром Путиным на возрождение национального достоинства россиян».
Особая ситуация в Дагестане, где о политических амбициях заявило уже само духовенство. Поэтому глава Духовного управления мусульман Дагестана (ДУМД) Ахмад Абдуллаев накануне выборов сказал, что желание стать депутатом «не является положительным моментом» для мусульманина. Муфтий резко раскритиковал тех кандидатов, которые строят свою кампанию на демонстрации личных положительных качеств, поскольку «это влечет необходимость давать кучу ложных обещаний» избирателям. Абдуллаев потребовал от дагестанских имамов, чтобы они на проповедях в мечетях «не говорили о выборах».
Настоящей загадкой для Дагестана стало неожиданное появление на политическом небосклоне суфийской партии «Народ против коррупции» (НПК), закончившееся таким же неожиданным снятием НПК с выборов в конце июля. Один из несостоявшихся кандидатов, главный редактор сайта «Ислам.Ру» Галина Хизриева выразила неудовольствие вовлечением суфиев республики в предвыборные технологии. Отдельно эксперт прокоментировала появившиеся слухи о том, что суфийский шейх Абдулджалил Каранайский якобы призвал верующих голосовать за кандидата – самовыдвиженца в Госдуму Абусупьяна Хархарова. «Вовлечение в предвыборную борьбу шейхов я считаю самым страшным преступлением. У мюрида же, как мне кажется, должна быть в сердце и везде отпечатана фотография его шейха, а не очередного кандидата в депутаты», – сказала Хизриева. На что, как передает сайт Onkavkaz, сын погибшего от рук террористов шейха Саида Чиркейского Абдулла Ацаев (позиционировавшийся весной с.г. как лидер НПК) ответил Хизриевой, чтобы она «оставила устазов в покое».
«Сейчас нам нужно ответить на вопрос: насколько достоверно, что НПК базировалась на исламских принципах и в какой мере она была детищем Духовного управления мусульман Дагестана? – заявлял в конце июля в беседе с «НГР» экс-кандидат от НПК Абсалитдин Мурзаев, глава Национального совета кумыкского народа. – Выдвижение заместителя муфтия Дагестана Магомедрасула Саадуева кандидатом № 1 от НПК дало основание для идентификации НПК как аналога турецкой Партии справедливости и развития. Мурзаев сказал, что эта ложная в корне идентификация во многом была следствием внутренних ошибок руководства НПК.
«Находясь в зародышевом состоянии и не обладая должным политтехнологическим ресурсом, партия увязалась с ДУМД, а потом, осознав ошибку, стала неумело дистанцироваться от муфтията. Кроме того, региональные отделения общероссийской партии «Народ против коррупции» четко не представляли своей роли в борьбе против такого явления, как коррупция. Доказывать борьбу с коррупцией, просто выступая по телевизору со словами «Мы взяток не берем», – это пассивная и невыигрышная позиция». А апелляция лишь к тому, что коррупция в исламе смертный грех, по словам Мурзаева, только давала лишний повод судить, что НПК якобы хочет строить в Дагестане шариатское государство.
Надо сказать, что на этих выборах также не проявили себя так называемые христианские партии, которые шумно заявили о себе на волне либерализации 2012 года. Партия десяти заповедей, «Святая Русь», «Российский общенародный союз» – все они канули в небытие, а некоторые их учредители выступали на нынешних выборах от других партий, используя клерикальную риторику в русле более общих патриотических идей.
Последние дни перед выборами отметились скандалом в мусульманской общине Крыма. В селе Орлином, относящемся к муниципалитету Севастополя, 15 сентября произошло групповое избиение имама села Сеит-Мамута Назимова. Как передал «НГР» крымский общественный деятель Ленур Усманов, сам житель села Орлиного, имам занимает пророссийскую позицию, а избили его местные сторонники запрещенного в России «Меджлиса крымско-татарского народа». Руководил избиением кандидат-самовыдвиженец в муниципальный совет Орлиного – член «Меджлиса» и одновременно якобы подпольный активист «Хизб ут-Тахрир» (запрещенная в России террористическая организация). «Наш имам выступает за Россию, против «Меджлиса» и местных джихадистов», – говорит Ленур Усманов. Далее, по словам Усманова, «Меджлис» решил снять Назимова с должности имама села Орлиного и поставить «своего» имама. «Это делалось, чтобы в течение еще длящегося в Крыму переходного периода утвердить свою власть в Орлином, а в 2017 году, по истечении переходного периода, поставить на общину человека от «Хизб ут-Тахрир», – уверяет Усманов. – Инициатор избиения спустя три дня как ни в чем не бывало пошел избираться».
Другие религии, которые принято считать нетрадиционными для России, также получили в свой адрес обвинения в подрывной работе против политической системы нашей страны. Происходило это преимущественно на местном уровне. Так, по сообщениям ресурса Znak.com, руководитель миссионерского отдела Челябинской епархии Русской православной церкви Константин Путник якобы заявил, что в выборах депутатов Госдумы на Южном Урале участвуют около пяти представителей «деструктивных культов и сект». «Эти люди идут во все партии, умело мимикрируют под идеологию, – сообщил Путник. – Разоблачить их чрезвычайно трудно. Но вычислить их можно. Каждый деструктивный тоталитарный культ имеет свой язык, и это наш великий подсказчик. У людей промыты мозги, их подвергли внушению. Поэтому в их речи проскальзывают слова, характерные только для этих религиозных организаций. Если появляется лексика, не свойственная партии, нужно обратить внимание». Путник также вспомнил про события в Украине, где к власти, по его мнению, пришли сайентологи, мормоны и пятидесятники, пишет интернет-издание.
В то же время в Краснодарском крае организация под названием «Православный союз» распространила обращение, в котором призвала верующих голосовать за политические силы и политиков, сообразуясь с христианским вероучением, сообщает кубанское ИА «Ясно». «Следует помнить, что члены партий «Яблоко» и ПАРНАС – организаторы и участники имитаций протестов против строительства православных храмов в наших городах, противники добровольного воссоединения Крыма с Россией, сторонники русофобской политики руководства США и их приспешников», – отмечает в своем обращении председатель «Православного союза» Роман Плюта. Он также упоминает КПРФ, в составе списков которой находятся как «православные политики» – Сергей Бабурин, Сергей Гаврилов, так и «открытые храмоборцы» Валерий Рашкин и Александр Потапов. Тем самым кубанские ревнители веры и патриотизма повторяют более ранние обвинения со стороны РПЦ в адрес «Яблока», ПАРНАСа и КПРФ в организации сопротивления строительству православных храмов в разных районах Москвы.
Пожалуй, наиболее последовательно использовала антиклерикальную линию партия, в максимально радикальной форме противопоставившая себя власти на этих выборах – ПАРНАС. При этом ПАРНАС подвергся наиболее яростной критике со стороны провластных пропагандистов, нащупавших слабое место непримиримых оппозиционеров – спайку с националистами и неоязычниками. Впрочем, оказалось, что сотрудничество с мятежным ПАРНАСом радикальные родноверы отнюдь не скрывают, но, наоборот, используют для «подогрева» своих сторонников.
9 сентября состоялось очередное собрание московского Клуба родноверов – организованной в январе 2015 года дискуссионной площадки язычников. В преддверии выборов в Госдуму одной из центральных тем собрания стало участие в них родноверов. «Сегодняшний исторический момент. Что сегодня родноверы должны делать: стратегия кризисного времени. Что такое партия ПАРНАС и место ли там родноверам?» – так встреча была анонсирована в социальной сети «Вконтакте» ее организатором, одним из основателей общины «Коляда Вятичей» Николаем Сперанским, известным также под именем Велимир. При участии волхва Велимира в 2002 году был организован «Круг языческой традиции» – московское объединение общин, наряду с «Велесовым кругом» и «Союзом славянских общин славянской родной веры» являющееся одним из самых известных сообществ язычников в России.
В дискуссии приняли участие родноверы – представители команды кандидата Вячеслава Мальцева, идущего на выборы в списке партии ПАРНАС. О политическом представительстве язычники действительно задумывались не раз, однако события последнего времени подтолкнули некоторых из них к более активной деятельности в этом направлении. Летом 2015 года ряд общин «Велесова круга» уже столкнулся с запретом администраций Рязани и Малоярославца на проведение праздника Купалы. Кроме того, миссионерскую деятельность, направленную на противодействие язычникам, активизировала РПЦ. На «военной» секции международных Рождественских чтений в Москве епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний (Азизов) назвал неоязычество опасной национальной идеей, а протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер усмотрел в нем серьезную угрозу духовной безопасности военнослужащих. По мнению председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимира Легойды, рост неоязыческих настроений является прямым вызовом РПЦ. Патриаршая комиссия по вопросам физической культуры и спорта также направлена на «защиту личности от разрушительных псевдодуховных практик в спорте и физкультуре» и «утверждение в спортивном сообществе, среди спортсменов, тренеров, болельщиков, активной молодежи, традиционных нравственных и патриотических ценностей».
Препятствование в проведении праздников язычники связывают с деятельностью РПЦ. Выступивший на заседании Клуба родноверов от команды Вячеслава Мальцева язычник и член «Велесова круга» Иван Белецкий (Лютобор) отметил необходимость языческому движению заручиться поддержкой публичных политиков, для того чтобы в будущем иметь возможность противостоять подобным действиям: «Я родновер. Политической деятельностью занимался и до активной религиозной. Потом вернулся в политику с новой силой. Одна из причин совмещения религии и политики то, что развитие общинной деятельности без политической поддержки невозможно... Родноверы как люди из общин не могут повлиять ни на что, их мизер. Язычники как разношерстные нехристиане могут – их много в России». Участие таких деятелей, как Белецкий, в ПАРНАСе, в свою очередь, стало одним из главных направлений критики в адрес несистемной оппозиции.
Вернемся к словам о выборе между добром и злом. Представляется, что именно такой сплав харизматичных религиозных радикалов и непримиримых оппозиционеров более всего настораживает сегодня как Церковь, так и госадминистрацию. В этом заключается один из секретов нерасторжимой солидарности официальной церковности и системной политики.