Крестный ход укрепили московским движением «Сорок сороков» и местными футбольными болельщиками. Фото со страницы Санкт-Петербургской духовной академии в Flickr
В Петербурге 12 сентября с.г. уже в четвертый раз прошел крестный ход, посвященный перенесению мощей князя Александра Невского из Владимира в город на Неве.
Недовольство автомобилистов по поводу перекрытого Невского и возникших пробок перешло уже в режим дежурных условностей, поскольку перекрывать движение по случаю церковного праздника в честь Александра Невского стали задолго до возрождения традиции крестных ходов. До этого многие годы движение на несколько часов останавливалось на подъездах к площади перед Александро-Невской лаврой, куда выносили ковчег с мощами и устраивали торжественный молебен с обязательным парадом роты почетного караула. Вся разница теперь заключается в том, что объем перекрываемой территории увеличился вплоть до Казанского собора.
Формальным поводом к такому масштабному мероприятию является ссылка на существовавшую до революции традицию праздника в честь одного из покровителей города. Неформальных поводов, конечно, больше. Причем каждый год иерархия мотивов меняется. Если раньше обилие камуфляжа и пестрая смесь казачьих нарядов указывали на реваншистские тенденции вроде «НевскийНаш», то в этом году было заметно выравнивание стиля. Никакого воинствующего пафоса. Вместо людей с нагайками, у каждого из которых в наряде сочетались признаки сразу 11 видов казачьих войск царских времен, на этот раз предпочтение было отдано подразделению кубанских казаков (в черных черкесках с газырями и кубанках с красным верхом). Вероятно, под сочетание цветов казачьей формы из Москвы были вызваны активисты православного движения «Сорок сороков», прославившегося агрессивной защитой строительства храма в московском парке «Торфянка». Рядом с их красными знаменами были видны сине-бело-голубые флаги «Невского фронта» (Школы футбольного мастерства), объединяющего спортивных фанатов города.
Административно-эстетическим эпицентром крестного хода, как следует из фоторепортажей, остаются городские чиновники и церковные иерархи. В процессии по Невскому проспекту и во время молебна на площади перед Александро-Невской лаврой руководители города всегда выбирают место рядом с высшим духовенством, даже если церковный протокол предписывает дистанцию между священнослужителями и остальными, пусть и статусными, верующими. В предыдущие годы чиновники предпочитали идти на одной линии с епископами, превращая тем самым крестный ход в торжественную прогулку. Лишь в этом году удалось совместить два протокола: депутат питерского Законодательного собрания Виталий Милонов с запрестольным крестом возглавлял шествие, следом шли архиереи и уже на два шага позади них – вице-губернатор и спикер ЗакСа.
Заметное снижение признаков православной субкультуры сочеталось с отсутствием импровизации.
Если в прошлом году спикер городского парламента Вячеслав Макаров вдохновенно призывал превратить Петербург в православную столицу планеты Земля, то в этот раз ему пришлось читать свою речь по бумажке, что сразу снизило пафос текста.
Икона «Неопалимая Купина» помогает противопожарной службе Свердловской области справляться с должностными обязанностями. Фото с сайта www.66.mchs.gov.ru |
Обычно выплывающие из Леты по случаю крестного хода остатки старорежимных слов, таких как «хоругвь», «крестоходец», «ваше превосходительство», в этом году перемешались с призывами епархиального сайта сделать во время шествия фотографию, в том числе в жанре селфи, и выложить ее в социальных сетях с хештегом #КрестныйХод1209. Победителю фотоконкурса был обещан сувенир от ювелирной мастерской. Креатив проявили студенты Духовной академии и семинарии, проведя блиц-опрос среди участников и прохожих. Ответы горожан, включая атеистов, оперативно и без купюр были вывешены на сайте духовной школы.
Смазать карту будня была призвана акция, прошедшая накануне крестного хода под названием «Дорогой святого князя». Суть ее заключалась в том, что реконструкторы из военно-исторических клубов и патриотических обществ проплыли на лодке от Усть-Ижоры до реки Монастырки с иконой, причем роль священника петровских времен была доверена руководителю епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерею Александру Пелину. Для примерного соответствия эпохе ему были выданы боярский кафтан и княжеская шапка – одежда, вероятно, подбиравшаяся больше по размеру, а не по сану. Перекличке же с современностью способствовали байкеры из мотоклуба «Ночные волки», сопровождавшие с иконой участников реконструкции по суше. Кульминацией лодочного похода был молебен в лавре, в котором безо всякой иронии участвовали священники в современных софринских облачениях, и при этом «Петр I» и его «сподвижники» в кафтанах и сюртуках, а также мотоциклисты в кожаных куртках.
Продолжением крестного хода на Невском, по своей сути ретроспективного мероприятия, в тот же день стал визит высшего духовенства с вице-губернатором и спикером Законодательного собрания на строящийся футбольный стадион «Зенит-арена». Священники совершили молебен с интенцией на благополучное окончание строительства в недалеком будущем.
Интригой нынешнего крестного хода явилось его совпадение с Курбан-байрамом. Многие СМИ даже предпочли интерпретировать православный крестный ход как ответ городских властей мусульманскому празднику. Спекуляции развернулись вокруг цифр: 50 тыс. православных и 44 тыс. мусульман, посетивших каждый свое мероприятие. Но в таком сопоставлении нет общих оснований, поскольку богослужения в мечетях совершаются в 8 утра, а крестный ход начался в 11 часов. Как не все православные верующие могли в рабочий день принять участие в крестном ходе (если они не высшие чиновники), так и не все мусульмане могли прийти в мечеть, особенно если это рабочие.
В последующие дни в других регионах России также состоялись крестные ходы, и тоже со своей оригинальной спецификой. Крестный ход с участием пожарных автомобилей впервые прошел в Свердловской области 16 сентября. Возглавил колонну пожарной техники автомобиль 1949 года выпуска, на платформе которого была размещена икона Божией Матери «Неопалимая Купина», в честь которой и был организован крестный ход.
На следующий день несколько десятков тысяч паломников прошли крестным ходом от храма на Крови, с которым связан недавний скандал по поводу ловли покемонов блогером Русланом Соколовским, до монастыря Святых Царственных Страстотерпцев, расположенного в урочище Ганина Яма в Свердловской области, в память о последнем российском императоре Николае II и членах его семьи. Шествие состоялось в рамках международного фестиваля православной культуры «Царские дни».