Шествие УПЦ МП обвиняли в укрывательстве «иностранных провокаторов» и «сепаратистов». Фото Reuters
В Украине с 3 по 27 июля с.г. состоялся Всеукраинский крестный ход мира, любви и молитвы за Украину. Масштабное религиозное действие, организованное Украинской православной церковью Московского патриархата (УПЦ МП), началось одновременно с востока и запада страны: 3 июля – из Святогорской лавры (Донецкая область), а 9 июля – из Почаевской лавры (Тернопольская область). Накануне Дня Крещения Киевской Руси – Украины (27 июля) две колонны встретились в Киеве, пройдя вместе от Владимирской горки до Киево-Печерской лавры.
Подобные религиозные шествия бывают в Украине не так уж и редко. Ежегодные паломничества в Зарваницу греко-католиков или в Бердичев католиков римского обряда собирают десятки тысяч верующих. Однако общество, политики, медиа относятся к этому довольно безразлично. А вот Всеукраинский крестный ход УПЦ МП взбудоражил Украину, и об аполитичной (по крайней мере официально) акции уже с первых дней стали говорить с политическим подтекстом. Все время, пока крестные ходы продвигались к Киеву, не смолкали голоса, с одной стороны, об агрессии праворадикалов, неонацистов и русофобов при попустительстве украинских властей в отношении мирного шествия, и о «провокации», «акции ФСБ», «подозрительных личностях в колоннах шествия» – с другой.
В своем комментарии для автора статьи глава Информационного отдела УПЦ МП епископ Климент (Вечеря) отметил, что Церковь, готовя Всеукраинский крестный ход, ставила перед собой исключительно одну цель: поднятие молитвенного духа украинского народа в тяжелый момент его истории, и этой цели удалось добиться в полной мере. Никаких других целей вроде того, чтобы как-то показать власти, что с Церковью нужно считаться, не было. «Государство и так прекрасно знает, что Украинская православная церковь – крупнейшая религиозная организация в Украине, и ее численность составляет приблизительно половину от численности всех религиозных организаций страны. Те различные заказные соцопросы (имеются в виду недавно обнародованные данные опроса компании «TNS-Украина», согласно которым среди тех, кто назвал себя верующим человеком, 60% – это прихожане Украинской православной церкви Киевского патриархата и лишь 24% – УПЦ МП. – «НГР») совершенно не отражают действительности. Представители власти это прекрасно знают, поэтому им не надо лишний раз доказывать значимость Украинской православной церкви».
В свою очередь, глава Информационного отдела УПЦ КП епископ Черниговский и Нежинский Евстратий (Зоря) в разговоре с автором заявил, что УПЦ МП, по его мнению, организовывая Всеукраинский крестный ход, ставила перед собой задачи, совершенно далекие от демонстрации того, что эта Церковь вместе с Украиной: «Причины были совсем другие. Среди них: демонстрация массовости; подкрепление тезиса, что эта Церковь объединяет восток и запад; демонстрация того, что, несмотря на два с половиной года российской агрессии против Украины, здесь продолжают любить Московский патриархат; желание иметь аргументы перед Константинопольским патриархатом, чтобы тот не признавал автокефалию Православной церкви в Украине; а также мобилизация электорального ресурса перед досрочными парламентскими выборами, к которым так стремится «Оппозиционный блок», который выступил информационным и, я думаю, и финансовым спонсором этой акции».
В то же время, по словам Зори, ни одной из поставленных целей достичь не удалось. «Более того, многие архиереи УПЦ МП не принимали участия в праздновании Дня Крещения в Киеве, как это было в прошлые годы. В этом году их собралась лишь половина. Некоторые архиереи, по сути, демонстративно поехали на границу (имеется в виду митрополит Александр (Драбинко), бывший секретарь покойного митрополита Киевского Владимира (Сабодана), который с паломническим визитом именно в эти дни находился на Святой горе Афон. – «НГР»), чтобы не принимать участия в этом крестном ходе».
Андрей Юраш, директор департамента по делам религий и национальностей Министерства культуры Украины, на вопрос автора статьи об истинных целях Всеукраинского крестного хода мира, любви и молитвы за Украину, ответил так: «Вопрос вроде и понятен, с одной стороны, а с другой стороны, каждый его пытается истолковать по-своему, потому что заявленный ход мира и любви вызвал огромное возмущение в обществе. Я думаю, что если бы было искреннее желание любви, то когда есть оппоненты, когда мероприятие вызывает такую яркую реакцию, то вряд ли стоило бы его проводить, чтобы углубить конфронтацию. С другой стороны, конечно, каждая религиозная организация вправе реализовывать свои инициативы в любой форме, в том числе в форме крестного хода. Но мы же прекрасно понимаем, что главная цель была изначально сопряжена с этим крестным ходом, и цель эта вкладывалась в рамки определенной идеологической схемы, идеологического заказа. Имею в виду показать численность, влиятельность, важность УПЦ МП. Как по мне, то это удалось. Но тем самым много положительных, чисто религиозных моментов были сведены на нет». «В конце концов это была больше работа на собственных верующих и внешних спонсоров, чем на украинское общество», – заключил чиновник.
Если главной, но завуалированной целью Всеукраинского крестного хода и было желание показать значимость УПЦ МП, то украинская власть, похоже, этот посыл проигнорировала, так как желание во что бы то ни стало получить единую, признанную мировым православием автокефальную Церковь (неподконтрольную Москве) у нее никуда не делось. Президент Украины Петр Порошенко, выступая на Владимирской горке в Киеве по случаю Дня крещения (кстати, торжества состоялись при участии глав Церквей и религиозных организаций Украины, в том числе мусульман и иудеев), отметил, что «Православная церковь в Украине нуждается в неотложном внимании со стороны Вселенского Константинопольского престола. Он – единственный, кто способен помочь православным Украины объединиться и урегулировать канонический статус Украинской церкви в структуре мирового православия», и что все большее число православных общин Украины хочет иметь единую поместную автокефальную Церковь. А несколькими днями позже во время встречи с представителем Вселенского патриархата при Всемирном совете Церквей архиепископом Телмисским Иовом Гечей, президент сказал: «Надо просто помочь верующим реализовать стремление к единой Церкви».
Киев