Фото сайта report.az
Глава мусульман Азербайджана шейх-уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде призвал азербайджанцев посвятить наступивший священный месяц Рамадан борьбе за освобождение Нагорного Карабаха. «Мы должны освободить, и освободим свою родину от оккупации», – сказал Пашазаде. В качестве примера для подражания он привел события ирано-иракской войны 1980–1988 годов. Участников той войны, иранцев и иракцев, Пашазаде обрисовал как бойцов с автоматом в руках и чалмами на головах. «Они сражались. Почему? Потому что сражаться за родину – это исходит от имана (религиозных убеждений мусульманина. – «НГР»). Так почему мы (азербайджанцы) не должны быть в окопах?» – заявил Пашазаде.
Столь интересное заявление шейха заставило наблюдателей серьезно задуматься. Прежде всего озадачила аллюзия на ирано-иракскую войну. По сути, первая война в Заливе была войной шиитского Ирана против саддамовского Ирака. Известно, что выросший в суннитской среде Саддам Хусейн испытывал недоверие к шиитам до самой своей смерти. Большая часть мусульман Азербайджана – шииты, сам Пашазаде также шиит. Внутренняя логика аллюзии, допущенной Пашазаде, указывала на то, что в параллели с ирано-иракской войной он ставит Азербайджан на место шиитского Ирана. На это указывает также то, что нападающей стороной в ирано-иракской войне был Ирак, а в Баку считают, что апрельскую войну в Карабахе развязала Армения.
Такая проиранская модуляция риторики Пашазаде ранее не была свойственна светским и духовным властям этой страны. Политическая концепция, заложенная еще в 1990 годах Гейдаром Алиевым, называет Иран страной, которая вместе с Россией в начале XIX века участвовала в разделе исторического Азербайджана. Населенные тюрками северные провинции Ирана в Баку считают «южной частью исторического Азербайджана», которая оказалась под властью Тегерана в силу «исторической несправедливости». Иранское религиозное и культурное влияние в Азербайджане воспринимается официальным Баку как скрытая подрывная работа Тегерана. Уголовные процессы в отношении азербайджанцев, обвиненных в шпионаже в пользу Ирана, – давняя часть азербайджанской повседневности. В религиозном срезе эти процессы выливаются в жесткий надзор местной госбезопасности за теми азербайджанцами, которые учились в Иране исламу, а также за жизнью в бакинских пригородах Нардаран и Маштага, где в качестве настенных граффити используют изречения из Корана и хадисов, а женщины выходят на улицу, закутавшись в чадру.
В числе сложившихся на данный момент версий, почему глава мусульман вспомнил о войне Ирана с Ираком, есть, в частности, такая: власти Азербайджана хотят, чтобы Иран в карабахском вопросе всецело занял сторону Азербайджана и полностью отказался от сотрудничества с Арменией. Напомним, что иранское экономическое присутствие в Армении – один из немногих коридоров, который позволяет Еревану переживать многолетнюю блокаду страны. Повод для этой версии дал сам Пашазаде. Встречаясь 13 мая с председателем Организации исламских связей и культуры Ирана Абузаром Ибрагими Туркмани, Пашазаде сказал: «Мы, религиозные деятели, хотим мира, но армянская сторона в начале апреля совершила очередную провокацию». Это заявление выглядело как обвинение Армении в том, что она якобы хочет рассорить Иран с Азербайджаном. Чтобы декларативные намерения претворились в реальный альянс Баку и Тегерана против Армении, считают приверженцы версии, власти посредством Пашазаде отправили Ирану непрямой месседж в виде аллюзии на первую войну в Персидском заливе.
Есть другая версия – иранские мотивы в карабахской речи Пашазаде обозначают одну из линий разрешения карабахского конфликта, которые сейчас имеются в инструментарии Баку. Как сказал в беседе с «НГР» тюрколог и политолог Станислав Тарасов, внутри ближнего круга президента Азербайджана Ильхама Алиева есть две группы: «миротворцы» и «ястребы». Пашазаде, по словам Тарасова, принадлежит к «ястребам». «Эта группа, в противоположность «миротворцам», говорит, что не надо вести переговоры со Степанакертом (административный центр Нагорного Карабаха. – «НГР»), проводить открытый мониторинг ситуации в регионе и привлекать наблюдателей, – поясняет эксперт. – «Ястребы» и Пашазаде, в частности, говорят, что армяне должны незамедлительно начать процесс освобождения территории Карабаха, и только после этого Азербайджан примет окончательное решение о возможности каких-то переговоров. Пашазаде сделал свое заявление в конце мая, потому что на июнь намечена очередная встреча Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна (президента Армении. – «НГР») по Карабаху». «Якобы проиранское заявление Пашазаде надо расценивать как продолжение борьбы двух существующих линий разрешения карабахского вопроса», – считает эксперт.