Кардинал Курт Кох о евреях и католиках: «Мы – семья, пережившая развод, а не отдельные религии». Фото Reuters
Глава Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох, выступая в Кембриджском университете, заявил, что призванием христиан является обращение в свою веру людей, исповедующих другие религии, в том числе ислам. Исключение он сделал лишь для иудеев. «Не думаю, – заявил кардинал Кох, – что с исламом мы связаны так же, как с иудаизмом». Прежде всего, по мнению главы Папского совета, обратить в христианство следует тех мусульман, которые стараются утвердить свою веру путем насилия, то есть исламских экстремистов.
Кох выступил 24 мая с.г. на двухдневной конференции, посвященной проблемам иудео-христианского диалога. Обсуждался, в частности, новый документ Папского совета по содействию христианскому единству, в котором утверждается, что Бог не разрывал своего древнего завета с евреями. Следовательно, Католическая церковь больше не станет заниматься миссионерством среди иудеев. «Мы – семья, пережившая развод, а не отдельные религии», – заявил в Кембридже Кох.
Может показаться странным, что отношениями с иудеями занимается именно структура кардинала Коха, а не Папский совет по межрелигиозному диалогу, руководимый кардиналом Жаном-Луи Тораном. Однако специальная комиссия по религиозным связям с иудеями была изначально (в 1974 году) учреждена именно в рамках тогда еще Секретариата по содействию христианскому единству. То есть уже 50 лет назад Католическая церковь подчеркивала особый статус иудаизма. Специальная схема «О иудеях» была подготовлена по поручению папы Иоанна XXIII еще к первым сессиям Второго Ватиканского собора. Однако духовенство восточных католических Церквей, беспокоясь о реакции арабского мира, заявило тогда, что соборное высказывание об иудеях возможно лишь в том случае, если Церковь выскажется и о других религиях, в частности об исламе. Так родилась знаменитая декларация о диалоге с нехристианскими религиями Nostra aetate, принятая в 1965 году.
В Nostra aetate говорилось, что Католическая церковь с уважением относится к мусульманам, поскольку они поклоняются единому Богу Авраама, чтут Иисуса Христа как пророка, чтут и «порой даже благочестиво призывают» деву Марию, а также ожидают Судный день и ценят нравственную жизнь. За год до этой декларации увидела свет догматическая конституция Собора Lumen gentium, в которой было сказано о том, что замысел спасения объемлет и тех, кто еще не принял (sic!) Евангелия, в том числе и мусульман. То есть возможность миссионерства среди приверженцев ислама не упразднялась, и кардинал Кох, пожалуй, не погрешил против буквы церковных документов. Однако к духу соборных документов его кембриджские речи имеют весьма отдаленное отношение. Тему миссионерства среди мусульман после Собора старались не поднимать, подчеркивая, напротив, приверженность диалогу, что проявилось как в тесном общении с исламскими богословами и исламоведами, так и в посещении папами мечетей на Ближнем Востоке.
Курт Кох, высказываясь об исламе, явно забрался в «епархию» Жана-Луи Торана. Именно ведомство французского кардинала вплотную занимается мусульманами, регулярно публикует официальные приветствия по случаю окончания Рамадана и т.д. Впрочем, еще в 2007 году при папе Бенедикте XVI Конгрегация вероучения выпустила документ «О некоторых аспектах евангелизации». В нем говорилось о недопустимости оправдания религиозного плюрализма де-юре, а также о том, что миссия Церкви универсальна и не ограничивается отдельными регионами. А в 2014 году уже структура самого кардинала Торана выпустила методические рекомендации по межрелигиозному диалогу. Диалог в этом документе рассматривался как «часть евангелизации». Католикам напоминали, что первая обязанность Церкви – проповедовать истину и говорить о необходимости принятия церковных таинств. И происходило это уже не при Бенедикте XVI, а при папе Франциске. Да и сам кардинал Торан совсем недавно весьма скептически высказывался о результатах диалога с исламом, называя их «незначительными».
Отношения Бенедикта XVI с исламом были довольно сложными. Во многом эти сложности предопределил скандал, вызванный лекцией понтифика в Регенсбурге в сентябре 2006 года. Тогда немецкий папа всего лишь процитировал высказывание византийского императора Мануила II о воинственности ислама, но СМИ подали эту фразу как позицию Католической церкви, после чего Ватикан долго не мог наладить отношения с исламским миром. В то же время Бенедикт XVI вполне сознательно лично крестил журналиста-мусульманина Магди Аллама и пытался, как о том свидетельствуют документы, возродить в Церкви миссионерское сознание. Еще до того, как вступить на Святой престол, Йозеф Ратцингер стал одним из авторов декларации Dominus Iesus, на основные положения которой о евангелизации как раз и ссылается методичка Совета по межрелигиозному диалогу 2014 года.
Надо сказать, что высказывания кардинала Курта Коха по поводу ислама куда откровеннее жестов папы Ратцингера и цитат в его публичных выступлениях. Однако никакой медийной бури после кембриджских высказываний прелата не наблюдается. Большинство католических СМИ и вовсе их проигнорировало. Почему?
Возможно, чары открытого, «либерального» папы Франциска не успели развеяться и заставляют массмедиа закрывать глаза на то, что они никогда не простили бы консерватору Бенедикту XVI. Возможно, западный мир стал настолько критичен к исламу на волне деятельности экстремистов, что готов солидаризироваться с идеей миссии, которая воспринимается как «окультуривание».
«Мы обречены на диалог с исламом, потому что альтернативой является война. Однако плоды такого диалога едва можно различить», – заявил Курт Кох в интервью английской католической газете Tablet. Между тем папа Франциск в те дни, когда в Кембридже проводили различия между иудеями и мусульманами, встречался в Риме с имамом мечети египетского университета аль-Азхар Ахмедом эль-Тайебом, которого считают одной из наиболее авторитетных фигур в суннитском мире. Разговор, как сообщают официальные источники, шел о восстановлении мира на Ближнем Востоке, а также о том, что христиане и мусульмане оказались «в одной лодке» перед лицом «Исламского государства» (террористической организации, запрещенной в РФ). Аудиенция была приватной. Поэтому сложно судить о том, следовал ли папа методическим рекомендациям 2014 года и проповедовал ли имаму Христа.